Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе





НазваниеЛазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе
страница1/13
Дата публикации20.11.2017
Размер1.49 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии
проф., к.психол.н. Иванов Ф.Е.
___________________________

Учебно-методический комплекс по курсу
Реадаптация личности при посттравматическом стрессе”

Автор:

Е.О. Лазебная

канд. психол. наук

Москва

2009
Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО “Институт психоанализа”


Лазебная Е.О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе. – М.: НОУ ВПО “Институт психоанализа”, 68 с.

© НОУ ВПО “Институт психоанализа” 2009 г.

© Лазебная Е.О. 2009 г.
1. СОДЕРЖАНИЕ



  1. Программа курса………………………………………………. ...4 - 17

1.1. Выписка из госстандартов…………………………….4

1.2. Пояснительная записка………………………………..4

1.3. Содержание курса………………………………………5

1.4. План практических и семинарских занятий

по курсу (практикум)………………………………… 8

1.5. Список литературы……………………………………13

1.6. Глоссарий……………………………………………….17

II. Распределение часов курса по темам и видам

работ………………………………………………………………….18

III. Организация самостоятельной работы студентов…………….19 - 22

IY. Темы рефератов……………………………………………………..22-23

  1. Темы курсовых и дипломных работ………………………….. …23

YI. Вопросы к экзамену…………………………………………….......23-24

YII. Приложение: учебно - методические материалы по курсу......25-68

I. Программа курса

1.1. Выписка из госстандартов:
1. направление 521000 "Психология". Степень (квалификация) — бакалавр психологии


ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)


150


2. специальность 020400 "Психология". Степень (квалификация) — психолог; преподаватель психологии



ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)


150



1. 2. Пояснительная записка
Цель курса “Реадаптация личности при травматическом стрессе”

состоит в подготовке специалистов в области профилактики и коррекции патологических посттравматических стрессовых состояний.

Основные задачи курса:

формирование у студентов широкой системы общетеоретических представлений по проблеме переживания травматического стресса и посттравматической стрессовой адаптации;

обучение современным методам диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);

ознакомление с основными подходами к профилактике, коррекции и терапии посттравматических стрессовых нарушений.

Результатом изучения курса является формирование целостной системы представлений и первичных навыков у студентов в области диагностики и коррекции посттравматических стрессовых состояний. Программа курса предусматривает как работу в аудитории с преподавателем, так и самостоятельную работу студентов по овладению ими современным комплексом методов диагностики посттравматических стрессовых нарушений, в том числе симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Также обязательным компонентом самостоятельной работы студентов является изучение рекомендованной и дополнительной литературы в данной области.

Программа рассчитана на 36 академических часов аудиторных занятий и 39 академических часов самостоятельной работы, курс завершается сдачей экзамена.
1.3. Содержание курса
Раздел первый. Введение в проблему.
Тема 1. Соотношение понятий “стресс” и “травматический стресс”.

Традиционное понимание стресса. Неоднозначность трактовки понятия "стресс". Психологический стресс. Стрессовые состояния и эмоциональные переживания. Переживание стресса как системный многоуровневый процесс. Стрессогенные факторы (стрессоры). Травматическая стрессовая ситуация (событие) и травматический психологический стресс. Психическая травма. Понятие посттравматической стрессовой адаптации (ПСА).

темы докладов: 1. Психологический и физиологический стресс: сравнительный анализ моделей Г.Селье и Р.Лазаруса.

2. Особенности переживания травматической стрессовой ситуации.
Тема 2. Адаптация как системный многоуровневый процесс.

Адаптация как многоуровневый и многокомпонентный системный процесс. Основные направления исследования адаптации. Основные положения системного анализа процесса адаптации. Адаптация как "открытая" система. Стрессогенное воздействие как системный фактор адаптационного процесса. Неполная адаптация или дезадаптация. Основные структурные компоненты адаптационной психической системы и их взаимодействие. Специфика ПСА как системного интрапсихического процесса.

темы докладов: 1. Принцип активности и принцип реактивности в исследованиях адаптации человека в среде.

2. Особенности протекания адаптационных процессов в открытых материальных системах.
Раздел второй. Феноменология травматических переживаний субъекта.
Тема 3. Травматическое событие и жизненный путь личности.

Характер переживаемых событий и объективная логика жизненного пути человека. Субъективный уровень стрессогенности событий. Травматические события как особый класс негативных жизненных событий. Международный стандарт травматичности события. Классификация травматических событий.

темы докладов: 1. Понятие субъективной ситуации и индивидуальная специфичность стресса.

2. Сравнительный анализ психологической травматичности ситуаций различной этиологии.
Тема 4. Когнитивно-личностные детерминанты успешности посттравматической стрессовой адаптации.

Особенности когнитивной переработки информации и ПСА. Субъективная картина мира и общие закономерности, лежащие в основе ее формирования. Факторы стабильности индивидуальной когнитивной схемы бытия. Образ мира и образ "Я". Когнитивная картина мира и экстремальная ситуация. Основной когнитивный фактор экстремальности травматического события. Посттравматическое пространство личностных диспозиций субъекта.

темы докладов: 1. Я-концепция как основной регулятор социального поведения личности и ее роль в формировании посттравматических нарушений.

2. Особенности посттравматической картины мира субъекта психической травматизации.
Раздел третий. Особенности развития посттравматических стрессовых нарушений.
Тема 5. Посттравматическая стрессовая дезадаптация и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР и другие субъектные и ситуационные факторы посттравматической дезадаптации. Международные диагностические критерии посттравматических стрессовых нарушений в стандартах МКБ-10 и DSM-IY. Симптоматика ПТСР и системная природа ее генеза. Системная модель развития посттравматической дезадаптации. Поведенческое избегание как системообразующий фактор ПТСР. Возможные варианты ПСА при ПТСР. Хроническая посттравматическая дезадаптация: "черная дыра" травмы как “биопсихосоциальный капкан”.

темы докладов: 1. Симптомокомплекс ПТСР как системная модель дезадаптационных последствий субъектно-средового взаимодействия.

2. Роль мотивационной направленности на избегание в формировании устойчивых форм посттравматической стрессовой дезадаптации.

3. Взаимосвязь когнитивных и психофизиологических нарушений при ПТСР.

Тема 6. Этиологические факторы ПТСР.

Универсальность травматических психологических последствий. Тяжесть травматического опыта как ведущий фактор посттравматической дезадаптации. Индивидуально-личностные, социальные, культурально-этнические факторы успешности ПСА. Исследования Solomon и их методологическое значение. Специфика "невидимой травмы" как этиологический фактор ПТСР.

темы докладов: 1. Детерминирующие функции ситуационных, субъектно-личностных и индивидуально-психологических факторов в формировании комплекса посттравматических стрессовых нарушений.

2. “Видимый” и “невидимый” травматический стресс: психологические особенности формирования психической травмы.
Раздел четвертый. Основные подходы к изучению и диагностике посттравматических стрессовых нарушений
Тема 7. История изучения негативных последствий переживания психологического травматического стресса.

Исследования последствий переживания травматического стресса до II Мировой войны. Кардинер и первые попытки систематизации эмпирических данных в области переживания военного травматического стресса. Послевоенное изучение ПТСР. История изучения травматического стресса и его последствий в России. Первые исследования последствий невоенных травматических событий. Изучение последствий переживания катастроф в США в 1950-1960-е годы. Стандартизация диагностических критериев, разработка диагностических стандартов ПТСР. Разработка принципов диагностики посттравматических стрессовых нарушений.

темы докладов: 1. Основные этапы развития представлений о травматическом психологическом стрессе и специфике его последствий.

2. Вклад А. Кардинера в разработку системы современной диагностики посттравматических стрессовых нарушений.

Тема 8. Основные методы изучения и диагностики ПТСР.

Основные подходы к оценке посттравматического статуса носителей травматического опыта. Структурированное интервью SCID для DSM-III-R, диагностическая шкала CAPS для DSM - IY. Психодиагностические и психометрические методики, применяемые для диагностики ПТСР в международной клинической и исследовательской практике. Специальная ПТСР - шкала MMPI. Миссисипская шкала для диагностики ПТСР. Шкала выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R. Шкала оценки тяжести воздействия травмирующего события Горовитца (IOES –R). Опросник депрессивности Бека. Опросник личностной тревожности Спилбергера. Психофизиологические методы диагностики ПТСР. Скрининговые методики оценки посттравматических стрессовых нарушений в профессиональных популяциях.

темы докладов: 1. Особенности психологической диагностики посттравматических стрессовых нарушений.

2. Методические принципы организации психофизиологического изучения ПТСР по методике Imagery.
Раздел пятый. Преодоление неблагоприятных системных последствий переживания травматического психологического стресса
Тема 9. Позитивная динамика посттравматической стрессовой адаптации и ее факторы.

Посттравматический личностный рост. Травматический опыт как источник мотивации достижения. Позитивные стратегии совладания с психотравмирующей ситуацией. Симптоматика ПТСР и позитивная динамика ПСА. Экспериментально - психологические исследования психологических детерминант успешности процесса ПСА.

темы докладов: 1. Структуры субъектно-личностного уровня регуляции поведения и успешность ПСА.

2. Особенности позитивных стратегий совладания с психотравмирующей ситуацией.

Тема 10. Основные подходы к коррекции и профилактике посттравматических стрессовых нарушений.

Психодинамические, когнитивные, психосоциальные, психофизиологические и психобиологические модели ПТСР. Профилактика посттравматической дезадаптации и неотложная психологическая помощь в период переживания острого стресса. Основные методы психологической помощи при ПТСР и их специфика. Основные принципы оказания психологической помощи при ПТСР.

темы докладов: 1. Двухфакторная теория формирования посттравматических стрессовых нарушений и вклад Р. Питмана в ее развитие.

2. Особенности подхода к психологической коррекции посттравматических стрессовых нарушений.

3. Сравнительный анализ эффективности различных методов оказания психологической помощи при ПТСР.
1.4. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум)
Семинар №1. Тема 3. Травматическое событие и жизненный путь личности

2 часа

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Характер переживаемых событий и объективная логика жизненного пути человека.

б. Субъективный уровень стрессогенности событий.

в. Травматические события как особый класс негативных жизненных событий.

г. Международный стандарт травматичности события. Классификация травматических событий.

Задания для самостоятельной работы:

а. Понятие субъективной ситуации и индивидуальная специфичность стресса.

б. Сравнительный анализ психологической травматичности ситуаций различной этиологии.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:

переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //

Психол.журн., т.15, 1, 1994, с. 3 - 18.

2. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации./

Психологический журнал, 2002, т. 23, №1, с. 5 – 17/.

3. Ениколопов С.Н. Три образующие картины мира. /Модели мира, М., РАИИ,

1997, c. 35-40.

4. Лазебная Е.О. Травматическая стрессовая ситуация и посттравматический

адаптационный процесс. Психология состояний (хрестоматия). Сост.: Т.

Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А. Прохорова) // М.: ПЕРСЭ;

СПб.: Речь, 2004, стр. 373 –385.

5. Магомед - Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация.//

Вестн. Моск. ун-та, сер.14, Психология, 1996, N4, c.26-35

6. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

7. Решетников М.М. Психическая травма // СПб.: Восточно-Европейский

Институт психоанализа, 2006.

8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии /

Перев. с англ., под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс,

2000.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии //СПб.: Питер Ком, 1998.

10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб,

“Питер”, 2001 г.

11. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук

А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1.

Теория и методы // М.: Изд-во “Когито-Центр”, 2007.

12. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых

нарушений: современное состояние проблемы // Психология состояний

(хрестоматия). Сост.: Т. Васильева, Г. Габдреева, А. Прохоров (под ред. А.

Прохорова) / М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 354 – 365.

13. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности // СПб.: Питер, 1997.
Семинар №2. Тема 5. Посттравматическая стрессовая дезадаптация и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

2 часа

Вопросы для обсуждения на занятиях:

а. Международные диагностические критерии посттравматических стрессовых нарушений в стандартах МКБ-10 и DSM-IY.

б. Симптоматика ПТСР и системная природа ее генеза. Взаимосвязь когнитивных и психофизиологических нарушений при ПТСР.

в. Поведенческое избегание как системообразующий фактор ПТСР.

г. Хроническая посттравматическая дезадаптация: "черная дыра" травмы как “биопсихосоциальный капкан”.

Задания для самостоятельной работы:

а. Симптомокомплекс ПТСР как системная модель дезадаптационных последствий субъектно - средового взаимодействия.

б. Роль мотивационной направленности на избегание в формировании устойчивых форм посттравматической стрессовой дезадаптации.

Литература:

1. Лазебная Е.О. Посттравматическая стрессовая адаптация как системный

процесс. Современная психология: состояние и перспективы исследований,

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconРоль молекул оксида азота в программированной гибели нейтрофилов при окислительном стрессе
Работа выполнена в гоу впо «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconРоль молекул оксида азота в программированной гибели нейтрофилов при окислительном стрессе
Работа выполнена в гоу впо «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconРекомендации по подавлению чувства тревоги при выступлении
Ему важно, как воспримут его и его речь. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconНаименование темы Лекции (кол-во часов) Индивидуальная
История развития учения о защитно-компенсаторных механизмах и стрессе. Основные положения и понятия
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств....
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconРусское Восстание против апокалипсиса Личности, ее демонизации и...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconОсновные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов
В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconПсихология личности
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconУрок Дата проведения
Развитие коммуникативных качеств личности и навыков совместной работы при проведении лабораторного эксперимента
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconУчебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание)
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconЮ. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа
При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconДиспозициональное направление в теории личности
Основные подходы к исследованию личности: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, диспозициональный
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала...
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с условиями, при которых возможно ответственное поведение личности
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconРеферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство...
Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
Лазебная Е. О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск