Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление»





НазваниеТехнология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление»
страница1/14
Дата публикации26.09.2013
Размер2.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конф­ликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мыш­ление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «кри­тическое мышление» известен очень давно из работ таких из­вестных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Вы­готский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление^. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлек­сивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пыта­ются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от соб­ственных предубеждении, .критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем1.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей
работе «Психология критического мышления» следующим
образом: это — направленное мышление, оно отличается взве­
шенностью, логичностью и целенаправленностью, его отлича­
ет использование таких когнитивных навыков и стратегий,
которые увеличивают вероятность получения желательного
результата2. ; /

При всем разнообразии определений критического мыш-

'См.: Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. — NAAEE, 1994.

2См.: Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).

7

ления можно увидеть в них близкий смысл, который отража­ет оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. "В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуциро­вание новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую гра­ницу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и кри­тическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, вза-имообусловленно.

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим кри­тическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн"выделяет1:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают
    хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последователь­
    ность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверен­
    ности.

  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи
    других, он никогда не сможет стать генератором собственных
    идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением
    суждения, пока ученик не обладает разнообразной информа­
    цией.

  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей,
    мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настой­
    чивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется го­
    раздо лучших результатов в обучении.

  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыс­
    лящий человек не будет оправдывать свои неправильные ре­
    шения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для
    продолжения обучения.

  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее
    умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятель­
    ности, отслеживать ход рассуждений.

  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы приня­
    тые решения воспринимались другими людьми, иначе они так
    и останутся на уровне высказываний.

'См.: ХалпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).— С. 56.

8

Есть мнение. Дж. Барелл выделяет следующие характеристики, прису­щие критически мыслящему человеку. Критические мыслители:

  • решают проблемы;

  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;

  • контролируют себя, свою импульсивность;

  • открыты для других идей;

  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

  • слушают собеседника;

  • эмпатичны;

  • терпимы к неопределенности;

  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;

  • устанавливают множественные связи между явлениями;

  • терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

  • рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;

  • часто задают вопрос: «Что, если...?»;

  • умеют строить логические выводы;

  • размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их;

  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные
    цели;

  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

  • активно воспринимают информацию.

Гуманистическая психология и критическое мышление.

Гуманистический подход в противоположность авторитариз­му предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учит­ся осмысленно, его любознательность поощряется. Если в тра-диционном обществе еще можно было строить обучение пу­тем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учить­ся самостоятельно. Основным приоритетом развития образо-вания сегодня становится его личностно ориентированная на­правленность. «Реализация личностно ориентированного обу­чения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, котороеТпозволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)»1. П. Е. Решетни­ков в качестве важнейших личностных функций выделяет:

  • функцию изобретательности (способность^ выбору);

  • функцию рефлексии (способность оценивать свои дей/
    ствия); ;

  • функцию бытийности (поиск смысла жизни и творче­
    ства);

1 Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. — М., 2000. — С. 46.

9

' — формирующую функцию (формирование образа «Я»);

— функцию ответственности (в соответствии с формули­
ровкой «Я отвечаю за все»);

— функцию автономности личности.
Задачаучителя заключается не только в необходимости

формирования^ у школьников знаний и умений, но и в__оОеспе-чении возможностей для становления и развития вышепере­численных функции личности. В этом контексте учебный про-цесс приобретает смысл, отличный от традиционно признан­ного. Можно привести высказывание известного американ­ского психолога К. Роджерса, который на одной из своих лек­ций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку зданием становится только та_ часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен по­мочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. ^Технология развития критического мышления — один из спо­собов^ превратить учение в личностно ориентированное. Но и этого недостаточно.

Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: откры­тость своим мыслям и переживаниям, способность их адек­ватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педаго­гический оптимизм; эмпатическое понимание, т. е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ста­вит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет^ а в позицию полноправного субъекта учения, создавая "тем, самым условия для его творческой самореализации. Это зна­чит, что педагог организует учебную деятельность не тради­ционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важ­ным становится самостоятельный поиск ученика, а это зави-сит от того, насколько ученик овладевает методологией реше­ния изучаемых проблем.

Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление — процесс, сокрытый от глаз. «Обу­чение мышлению следует понимать как хождение в подмас­терьях у мастера познания»1. Технология РКМЧП предпола­гает равные партнерские отношения как в плане общения, так_

1 Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Посо­бие. — М., 1998. — С. 16—17.

10

ив плане конструирования знания, рождающегося в процес-'се^обучения. Работая в режиме Уёхнологии критического "мышления, учитель перестает быть главным источником ин­формации, и, используя приемы технологии, превращает обу-"чение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты :_не_ простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность ^пользоваться приобретенным; не объем информации, а уме-~ние получать ее и моделировать; не потребительство, а сози-' "дание и сотрудничество. Органичное включение работы по "технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его ин­дивидуальности.

Образовательная технология развития критического мышления. Как мы уже отмечали, для развития критическо­го мышления необходимо создание и применение специаль­ных методических инструментов, одним из которых, на наш взгляд, стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая техно­логия развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когни­тивной деятельности личности. Представляем эту структуру в виде таблицы с соответствующими пояснениями.

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

— актуализация имеющихся знаний; — пробуждение ин­тереса к получению • новой информации; — постановка учени­ком собственных це­лей обучения

Осмысление содержания: — получение но­вой информации; — корректировка учеником постав­ленных целей обу­чения

Рефлексия:

— размышление, рождение нового зна­ния; — постановка уче­ником новых целей обучения

Таблица 1

Технология развития критического мышления — стадии и методические

приемы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов (evocation)

Направлена на вызов у уча­щихся уже име­ющихся знаний по изучаемому вопросу, акти­визацию их дея­тельности, мо­тивацию к даль­нейшей работе

Ученик «вспо­минает», что ему известно по изучаемому воп­росу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, зада­ет вопросы, на которые хочет получить ответы

Составление списка «извест­ной информа­ции»: рассказ-пред­положение по ключевым сло­вам; систематиза­ция материала (графическая): кластеры, таб­лицы; верные и не­верные утверж­дения; перепутанные логические це­почки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записыва­ется, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

П. Осмыс­ление со­держания (realization of mean­ing)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосред­ственной работе с новой инфор­мацией, посте­пенное продви­жение от зна­ния «старого» к «новому»

Ученик чита­ет (слушает) текст, исполь­зуя предложен­ные учителем активные мето­ды чтения, де­лает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления но­вой информа­ции

Методы ак­тивного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «— », «?» (по мере чтения их ставят на по­лях справа); ведение раз­личных записей типа двойных дневников, бор­товых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы




Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредствен­ный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

III. Реф­лексия (reflection)

Учителю сле­дует: вернуть' учащихся к цер-воначальным записям-пред­положениям; внести измене­ния, дополне­ния; дать твор­ческие, исследо­вательские или практические за­дания на основе изученной ин­формации

Учащиеся со­относят «но­вую» информа­цию со «ста­рой», исполь­зуя знания, по­лученные на стадии осмыс­ления содержа­ния

Заполнение кластеров, таб­лиц. Установление причинно-след­ственных связей между блоками информации. Возврат к клю­чевым словам, верным и невер­ным утверждени­ям. Ответы на по­ставленные воп­росы. Организация устных и пись­менных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая перера­ботка, интерпретация изученной информации. Работа ведется инди­видуально, в парах или группах

, \ i

Перед нами технологический алгоритм урока (серии уро­ков), а на поверхности — набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях (табл. 1).

13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconПонятие «критическое мышление» и его характеристики
«логическое мышление», «творческое мышление» и т д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconЗанятие 2 Технология развития критического мышления Задание 1
Критическое мышление позволяет проанализировать воспринятое, убедиться в его достоверности и правильности, учесть вскрытые достоинства...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология: критическое мышление. (Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн. )
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconСтатья в методический журнал
«критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т д
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconМетодический бюллетень технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconРазвитие критического мышления учащихся через уроки чтения. Урок...
Цели: учить детей глубокому анализу содержания мифов, развивать навык чтения, умения работать с текстом, внимание, речь, критическое...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconТехнология развития критического мышления как эффективное средство...
Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconДисциплины и дидактическое содержание
Курс предполагает так же и общественно – педагогическую практику, включающую использование знаний источниковедческой базы, навыков...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconЗачем надо развивать образное мышление?
У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» icon3 класс Разработана учителями гбоу школы №411 «Гармония» О. В. Гордеевой, Л. А. Новиковой
Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся являются основой для развития мышления, расширения...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconТренинг логического мышления
Мышление словесно-логическое характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconВпоискахутраченногомышлени я
Мышление помогает мне жить, продлевать мое земное существование. Без мышления, без мысли мне плохо. Мысль мне многое объясняет, рассказывает...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики. Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» iconН. Н. Жевлакова, учитель технологии
Благодаря таким урокам мышление детей развивается в разных направлениях, что способствует развитию творческого мышления. Автором...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск