Скачать 3.69 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные проблемы специального образования Материалы международной виртуальной научно-практической конференции (1 октября 2009 г. - 31 января 2010 г.) Выпуск 7 Том I МУРМАНСК 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Отпечатано с готового оригинал-макета. Ответственные редакторы: А.В. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии МГПУ; Т.В. Кузьмичёва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии МГПУ Редакционная коллегия: О.В. Кобзева, кандидат психологических наук, доцент кафедры СПиП МГПУ; Э.Г. Пономарёва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПиП МГПУ; И.И. Друзякина, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ; В.В. Демяшина, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.; Ю.В. Пельтихина, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.; О.А. Онопа, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.; Е.В. Яшина, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.; Н.И. Полюсова, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ, Е.И. Голишникова, к.п.н., доцент кафедры СПиП МГПУ, Л.С. Вакуленко, к.п.н., доцент кафедры СПиП МГПУ Рецензенты: О.Л. Лисицына, главный специалист Комитета по образованию г.Мурманска; В.П. Лихошва, зав. кафедрой социальной психологии МГИ Актуальные проблемы специального образования: Материалы международной виртуальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специального образования» (01 октября 2009г. – 31 января 2010г.) / Отв. ред. А.В. Гущина, Т.В. Кузьмичёва. - Том I – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256с. Представленный сборник статей включает материалы докладов международной виртуальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специального образования» (01 октября 2009г. – 31 января 2010г.). Сборник предназначен для студентов и аспирантов дефектологических факультетов, педагогов-практиков, преподавателей педагогических колледжей и вузов. Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2010 ВВЕДЕНИЕ Задача устранения социальных и психолого-педагогических проблем на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям включена в перечень неотложных задач в сфере образования. Действующая концепция модернизации российского образования предусматривает создание инновационных моделей, позволяющих обеспечить более широкий охват детей с ограниченными возможностями здоровья к качественным образовательным услугам. В связи с этим необходим глубокий анализ современных тенденций системы общего и специального образования, а именно структуры и содержания деятельности воспитателей, педагогов и психологов. В сборнике «Актуальные проблемы специального образования» опубликованы статьи работников системы общего и специального образования, преподавателей Высшей школы, педагогических колледжей, аспирантов и студентов педагогических вузов. В представленных работах поднимаются важнейшие вопросы современного образования:
Предлагаемый сборник вызовет бесспорный интерес у специалистов в области специальной педагогики и психологии, социальной защиты населения, аспирантов, а так же студентов педагогических вузов и колледжей. Опыт работы учёных и практикующих работников системы образования показывает, что необходимым условием обеспечения доступности и качества образовательных услуг различным категориям детей возможно исключительно при объединении образовательных ресурсов Высшей школы и практикующих специалистов. Е.Н. Авдеевич ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ) На современном этапе развития коррекционной педагогики в Республике Беларусь большое значение придается исследованиям социальных проблем детей с особенностями психофизического развития. Оканчивая школу, учащиеся вспомогательной школы сталкиваются с необходимостью трудоустройства, оформления деловых бумаг в различных организациях и учреждениях. Социокультурная ситуация нашего времени характеризуется значительным расширением сферы деловой речи, а успех профессиональной деятельности подчас во многом зависит от речевой культуры человека. Деловое общение людей осуществляется в различных сферах жизни: экономической, социально-политической, культурной, при этом требуется излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью и однозначностью, не допускающей двусмысленности, а также используется специфическая лексика и деловая терминология. В нашей стране в последнее десятилетие обращается серьезное внимание на формирование коммуникативной компетенции у детей с нарушениями в развитии (Т.Л. Лещинская, А.М. Змушко, С.Ф. Левяш, Т.В. Лисовская, Е. М. Калинина, Г.И. Данилкина, Р.К. Луцкина и др.). В связи с этим одной из важных задач вспомогательной школы становится обучение учащихся старших классов деловому общению, что будет способствовать их социальной адаптации и интеграции в общество (Н.Г. Еленский, Т.Л. Лещинская, А.М. Змушко и др.). В основе научной проблемы формирования умений делового общения у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью лежат исследования ученых 70-80-ых годов XX века (Г.М. Дульнева, Л.И. Даргевичене, В.А. Вярянена, Н.Л. Коломинского, Е.И. Разуван, Н.Ф. Дементьевой, Е.Ю. Шаталовой и др.). Исследования межличностных отношений у учащихся младших и старших классов вспомогательной школы (Г.М. Дульнев, Л.И. Даргевичене, В.А. Вярянен) показали, что существуют социально-психологические закономерности, которые являются общими для детей с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся детей. Система межличностных отношений в тех и других коллективах состоит из двух подсистем: деловых и личных отношений. Установлено, что благодаря общению между собой и с другими людьми дети получают определенный запас знаний, овладевают необходимыми умениями и навыками социального взаимодействия, усваивают стиль личных и деловых отношений. Исследования Н.Ф. Дементьевой, Е.Ю. Шаталовой [1]показали, что при интеллектуальной недостаточности страдают все механизмы, обеспечивающие процесс общения: недоразвита речь, беден словарный запас, нарушена моторика, не сформирована самооценка, недостаточна организация пространства общения, затруднено построение общей, единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения), нарушено формирование образа другого человека, снижена активность и избирательность субъекта общения. Учеными было установлено, что интерактивная и перцептивная стороны общения страдают более всего. Исследование Е.И. Разуван [1,2] позволило выявить особенности делового общения школьников с интеллектуальной недостаточностью. У детей недостаточно развита инициатива в общении, им легче вступить в контакт со знакомыми людьми, чем с незнакомыми. Но и в том и другом случае при разговоре с собеседником учащиеся испытывают смущение, страх, что в незнакомой обстановке может привести к прекращению общения. Существует определенная связь между уровнем развития умений делового общения и наличием опыта общения. На успешность протекания разговора существенное влияние оказывают особенности речи школьника (трудности в построении вопросов, просьб, ответов, сложности в переходе с приема информации на собственное речевое высказывание) и характер помощи, получаемой со стороны собеседника. Одним из приемов, способствующих формированию умений делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых учащиеся вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения и затем используют их на практике. На экскурсиях дети не только знакомятся со значением отдельных служб учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими на деловой почве. Н.П. Павлова обоснованно предлагает развивать навыки общения у учащихся вспомогательной школы на занятиях по социально-бытовой ориентировке в процессе разыгрывания ситуаций. При этом старшеклассники учатся строить отношения с другими людьми, у них формируется способность обдумывать условия общения, в которых приходится действовать, находить верное решение [2]. Эффективность работы по формированию делового общения показала экспериментальная деятельность по использованию коммуникативной технологии обучения языку в старших классах вспомогательной школы, проводимой во вспомогательной школе № 10 г. Минска (А.М. Змушко, Л.В. Бабенок, В.С. Ерш). В качестве одного из методических приемов по реализации коммуникативной технологии применялась работа с диалогами (диалоги этикетного характера, диалоги-расспросы, диалоги-побуждения к действию, диалоги-обмены мнениями). Дети стали более доброжелательными, лучше взаимодействуют, исчезла скованность при необходимости общения с людьми, повысились потребность в общении и желание проявить свои возможности [1]. Данные указанных исследований показывают потенциальные возможности старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью к овладению основами делового общения, а специальные умения помогут молодым людям при трудоустройстве и профессиональной деятельности, при социальных контактах в различных учреждениях. Процесс овладения деловой речью строится, прежде всего, на усвоении стандартов официально-делового стиля, тех штампов, которые в нем приняты, и идет от пользования особой лексикой, фразеологией, свойственными стилю синтаксическими построениями до использования общепринятой формы готового текста [1]. Формирование специальных умений осуществления устной и письменной деловой коммуникации на уроках языка, по мнению Н.Г. Еленского, осуществляется через коммуникативные ситуации, ролевые и деловые игры, тренинги. На уроках литературы и языка по обучению деловому письму учитель раскрывает особенности содержания каждого вида наиболее распространенных деловых бумаг, их структуры, стилевого оформления, показываются образцы, с опорой на которые старшеклассники постепенно овладевают техникой письменного делового общения, заводят альбом личных деловых бумаг [1]. В работе над любым видом деловых бумаг М.Ф. Гнездилов выделяет следующие этапы [1]: 1) Определение характера изучаемого документа, его жизненное значение и важность правильного его оформления. 2) Изучение формы и содержания образцов документов. 3) Подражание образцу. 4) Практическое применение навыков. Интерес представляет практический опыт Н.Н. Бебешиной, В.П. Свириденкова [1]. Практики указывают, что, даже уяснив, как заполнять документы, учащиеся в конкретной обстановке теряются, не знают к кому им надо обратиться. Учителя рекомендуют организовывать вначале экскурсии, а далее проводить уроки по обучению деловой письменной речи, советуют обращать внимание учащихся на содержание и внешнее оформление документов. Сформированные навыки необходимо укреплять и развивать, а этому способствует внеклассная работа. По программам вспомогательной школы с русским языком обучения 1-го отделения VI-X, XI-XII классов [1,2,3]обучение деловой речи в устной и письменной форме осуществляется на уроках русского и белорусского языков. У учащихся формируются специальные речевые умения в сфере делового общения на практическом уровне. В программе каждого года обучения называются для изучения определенные деловые бумаги. Очевидно, критерием отбора деловых бумаг явились их практическая значимость для будущей деятельности школьников, посильность для учащихся каждого возраста, а также возможная связь с языковым материалом, изучаемым по программе. Обучая школьников составлению различного рода документов, целесообразно отметить, что одноименные виды деловых бумаг на русском и на белорусском языке пишутся единообразно. Последовательность упражнений при работе над каждым документом, как правило, такова: вначале - упражнения на наблюдение за образцами, затем - направленные на точное воспроизведение готового текста, потом - на определения неточностей и ошибок и, наконец - упражнения по созданию собственных текстов данного типа. Кроме того, программы предусматривают работу по формированию устной деловой коммуникации. Коммуникативные умения формируются в процессе организации диалога на уроках русского и белорусского языков. Виды работы над диалогом: участие в диалоге, составление диалога, индивидуальные высказывания на определенную тему, участие в коллективной беседе. Последовательность работы по формированию устной деловой коммуникации предусматривает постепенное усложнение материала, при этом отмечается повторяемость изучаемого, а кроме того учитываются речевые и интеллектуальные возможности учащихся с нарушениями интеллекта. Анализ литературы, педагогического опыта и программных требований показал, что обучение деловому общению в устной и письменной форме во вспомогательной школе осуществляется на уроках по предметам «Русский язык», «Беларуская мова», «Социально-бытовая ориентировка», а также в системе занятий, проводимых во внеурочное время. Однако выпускники вспомогательной школы при поступлении в профессионально-технические учреждения, при трудоустройстве, в трудовой деятельности испытывают значительные трудности в сфере делового общения. Молодые люди недостаточно понимают слова деловой лексики, в некоторых случаях стесняются обратиться с просьбой, не готовы самостоятельно составлять деловые бумаги, кроме того им трудно ориентироваться в образцах деловых бумаг, иногда тяжело сформулировать вопрос соответственно коммуникативной ситуации. Коррекционно-развивающее обучение будет успешным в том случае, если оно ориентировано на максимально возможное коммуникативное взаимодействие, сотрудничество, успех совместной деятельности при осознании первостепенной значимости общего дела, что является основным в деловом общении, а это будет способствовать формированию жизненно значимых компетенций и в первую очередь коммуникативной компетенции. Овладение знаниями психологических, этических, риторических правил делового общения позволит учащимся старших классов с интеллектуальной недостаточностью чувствовать себя уверенней во всех сферах жизнедеятельности, создаст предпосылки для формирования у выпускников школы готовности к самостоятельности. Только в этом случае можно прогнозировать их успешность в жизненно значимых ситуациях: в профессиональной деятельности, при социальных контактах. Таким образом, формирование умений делового общения у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью представляет собой одну из актуальных проблем коррекционной педагогики и в частности методики обучения языкам во вспомогательной школе. Литература
Л.А. Алексеева |