Урок №61: «Природные сообщества»





НазваниеУрок №61: «Природные сообщества»
страница1/8
Дата публикации05.10.2014
Размер0.97 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Пояснительная записка.

Цели:

Подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничной с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теорию, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.

Задачи:

  1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

6. Использовать НРК для привития любви к родному краю, бережного отношения к его природе, изучения природных ценностей и роли в современном мире Коми края, района, п. Якша.

Для изучения Коми края, района, п. Якша и привития и бережному отношению к его природе в содержание рабочей учебной программы введен национально-региональный компонент (НРК) в следующих темах:

6 класс:

  1. Урок № 61: «Природные сообщества».

  2. Урок № 62 «Организм и среда. Природные сообщества»;

  3. Урок № 63 «Экскурсия в природные сообщества Хвойный лес»;

  4. Урок № 64 «Экскурсия в природные сообщества. Пресноводный водоем»;

  5. Урок № 65 «Цепи питания в природных сообществах»

  6. Урок № 66-67 «Беседы, экскурсии»

7 класс:

  1. Урок № 8 «Отдел настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности»;

  2. Урок № 10 «Отдел лишайники»;

  3. Урок №12 «Подцарства низшие растения. Общая характеристика водорослей»;

  4. Урок № 19 «Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе»;

  5. Урок №21 «Особенности папоротников, их роль в природе, практическое занятие»;

  6. Урок № 23 «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение»;

  7. Урок № 39 «Многообразие кольчатых червей. Классы многощетинковые и малощетинковые»;

  8. Урок № 41 «Многообразие моллюсков, значение их в природе»;

  9. Урок № 44 «Класс паукообразные, их роль в природе»;

  10. Урок № 47Лабораторная работа « Внешнее строение насекомых, размножение и развитие»;

  11. Урок № 52 Лабораторная работа «Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение, Внешнее строение рыбы»;

  12. Урок №57 «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение»;

  13. Урок № 60 «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека».

8 класс:

1. Урок № 5 «Расы человека, их происхождение и единство»

2. урок № 11 «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

3. урок №17 «Полушария большого мозга. Лабораторная работа по теме: «Тест на выяснение объема внимания эффективности запоминания»

4. урок №36 «Движение крови по сосудам. Лабораторная работа по теме: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

5. урок №38 «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.»

6. урок №47 «Рациональное питание»

7. урок № 49 «Витамины».

9 класс:

  1. Урок № 8 «Экскурсия в музей или на природу «Формы естественного отбора. Факторы эволюции»»;

  2. Урок № 9 «Приспособительные особенности строения окраски тела и поведения животных»;

  3. Урок № 22 «Происхождение человека. Экскурсия в музей»;

  4. Урок № 53 «Экскурсия в природу»;

  5. Урок № 56 «Многообразие и структура биоценоза. Составление цепи питания»;

  6. Урок № 57 «Экскурсия в природу. Биотические факторы взаимоотношения между организмами»;

  7. Урок № 58 «Природные ресурсы и их использование. Агроценозы»;

  8. Урок № 59 «Последствия хозяйственной деятельности для окружающей среды»;

  9. Урок № 60 «Охрана природы и основа рационального природоиспользования»;

  10. Урок № 65 «Взаимодействие организмов и среды обитания».


Срок реализации рабочей учебной программы 4 года.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплекс:

УМК


Класс

Учебное пособие

Методическое пособие

Пособие для контроля ЗУН

6

Учебник «Биология живой организм»

Н.И. Сонин, М.: Дрофа,2004 год

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»

М.: Дрофа, 2004 год

Журнал «Биология в школе»

Т.С.Сухова. Тесты по биологии. 6 -11 классы

М.Дрофа

Министерство образования Российской Федерации. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии

М. Дрофа Т.С.Сухова.Контрольные и проверочные работы по биологии 6 – 11 классы

М. Дрофа


7

Учебник «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

М.: Дрофа, 2004 год

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б.Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов»

М.: Дрофа, 2004 год


8

Учебник «Биология. Человек 8 класс», Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

М.: Дрофа, 2004 год

Методическое пособие к учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина

«Биология. Человек»

М.: Дрофа, 2004 год


9

Учебник «Биология. Общие закономерности 9 класс»

С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.

М.: Дрофа, 2004 год

Тематическое и поурочное планирование по биологии 9 класс к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захаровой, Н.И. Сонина.

М.: Дрофа, 2004 год

Методическое пособие

к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захаровой, Н.И. Сонина.

М.: Экзамен, 2006 год

Формы обучения: диалогическая, парная, групповая, индивидуальная, игровая, творческая, практическая, лабораторный опыт, компьютерные технологии.

Методы обучения: словесный, наглядный, проектный.

Технологии обучения: индивидуально-дифференцированные, проектные, информационные, компьютерные, исследовательская деятельность при выполнении лабораторных и практических работ.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по учебной программе: практические работы, тестирование, работы с таблицами, устно-письменный опрос.

Перечень обязательных практических работ.


Класс

Перечень лабораторных работ

Количество часов за год

6

Лабораторные работы:

№ 1. «Состав семян».

№2. «Определение физических веществ белков».

№ 3 «Определение органических веществ в чистом виде и в клетках».

№ 4. «Строение клетки».

№ 5. «Ткани растений»

№ 6. «Ткани животных организмов».

№ 7. «Строение корневой системы».

№ 8. «Строение и расположение почек»

№ 9. «Простые и сложные листья»

№ 10. «Строение цветка»

№ 11. «Сухие и сочные плоды»

11 часов

1ч.

1 ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

7

Лабораторные работы:

№ 1. «Отдел настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности».

№2. «Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности».

№ 3 «Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе ».

№ 4. «Отдел Папоротниковидные особенности строения и жизнедеятельности папоротников».

№ 5. «Отдел голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение»

№ 6. «Класс двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных».

№ 7. «Класс однодольные, характерные признаки растений семейства лилейных, злаковых».

№ 8. «Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки»

№ 9. «Внешнее строение дождевого червя»

№ 10. «Строение раковины моллюсков»

№ 11. «Внешнее строение насекомого»

№ 12. «Внешнее строение рыбы»

№ 13 «Внешнее строение птицы»

№ 14 «Строение скелета млекопитающегося»

14 часов

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч
1ч.
1ч.

1ч.

1ч.

1 ч.

1 ч

1ч.

1ч.

8

Лабораторные работы:

№ 1. «Ткани и организм».

№2. «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

№ 3- №4 «Тест на выявление объема внимания эффективности запоминания».

№ 5. «Определение функций костей, мышц, суставов»

№ 6. «Строение клеток крови».

№ 7. «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

№ 8. «Первая помощь при кровотечениях»

№ 9. «Гигиеническая оценка микроклимата помещений»

№ 10. «Дыхательные упражнения для формирования дикции»

№ 11. «Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения»

№ 12. «Воздействие желудочного сока на белки»

№ 13 «Состав пищевых продуктов»

№ 14 «Изучение строения кожи, волос и костей»

№15 «Приемы наложения повязок на условно поврежденный участок»

15 часов

1ч.

1ч.

2ч.
1 ч.

1 ч

1ч.



1ч.

1ч.

1ч.

1 ч.

1 ч

1ч.



9

Лабораторные работы:

№ 1. «Изучение результатов искусственного отбора».

№2. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

№ 3 «Изучение критериев видов»

№4 «Построение вариационной кривой».

№ 5. «Деление клетки»

№ 6. «Способы бесполого размножения организмов».

№ 7. «Решение генетических задач и составление родословной».

7 часов

1ч.

1ч.

1ч.

1 ч.

1 ч

1ч.





Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  2. Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  3. Особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности поведения;

Уметь:

  1. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  2. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  3. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  4. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействий разных видов в экосистеме;

  5. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  6. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. Анализировать и оценивать факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Нормы оценок устного ответа

Оценка «5» ставится, если учащийся дает правильный, полный ответ, отражающий основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей; правильное использование источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее изученный материал и дополнительные о важнейших биологических событиях современности.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании понятий при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание темы, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.

Оценка «1» - ответ отсутствует.

Нормы оценок практических умений.

Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики описания. Самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности, аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении задания и оформлении результатов.

Оценка «1» - полное неумение использовать источники знаний.

Нормы оценок тестовых контрольных работ

Оценка «5» - 80 % и более

Оценка «4» - 60-80 %

Оценка «3» - 50-60 %

Оценка «2» - менее 50 %

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №61: «Природные сообщества» icon”жизнь на земле”
Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,...
Урок №61: «Природные сообщества» iconПлан-конспект урока. Предмет: Биология Класс: 5 Учитель: Полякова Светлана Федоровна
«производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять...
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок обобщение по теме «Природные сообщества (лес, луг, водоем, поле)»
Цель: обобщить и систематизировать знания о природных сообществах – лес, луг, водоем, поле
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок викторина по теме: “Природные зоны.”
...
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока
Урок №61: «Природные сообщества» iconРабочая программа дисциплины
В природные территориальные комплексы входят: Массы твердой земной коры; массы гидросферы; воздушные массы атмосферы; биота – сообщества...
Урок №61: «Природные сообщества» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок №61: «Природные сообщества» iconОсобо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая...
Имеют особо охраняемые природные территории (оопт). С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений...
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок географии, 8 класс «Крупные природные районы России»
Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География...
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»
«лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека
Урок №61: «Природные сообщества» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки»
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Урок №61: «Природные сообщества» iconУрок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса»
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Урок №61: «Природные сообщества» iconН. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок №61: «Природные сообщества» iconЯзыковая политика и законы о языке
Языковая ситуация, характерная для сообщества определяется функциональными отношениями между компонентами социально-коммуникативной...
Урок №61: «Природные сообщества» iconРабочая учебная программа по экология популяций и сообществ
Охватывает круг вопросов, связанных с принципами организации и функционированием двух надорганизменных биологических систем: популяции...
Урок №61: «Природные сообщества» iconОтчёт о работе сообщества учителей начальных классов Ассоциации педагогических...
«Сотрудничать и приниматься за дело – пути развития сообщества учителей начальных классов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск