Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии





НазваниеВведение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии
страница1/34
Дата публикации11.11.2014
Размер5.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития

России
Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии

им. профессора В.В.Иванова

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «патология»

для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

Красноярск

2013


УДК

ББК

С
Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим занятиям по дисциплине «патология» для специальности 060108– Фармация (очная форма обучения) / сост. Е.Ю. Сергеева, Т.Г. Рукша, Ю.А. Фефелова. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 283 с.

Составители: д.б.н., доц.,Сергеева Е.Ю.

д.м.н., Рукша Т.Г.

д.б.н., доц., Фефелова Ю.А.

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям, предназначен для преподавателя с целью организации занятий.. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2013г. по специальности 060108– Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2013г.) и СТО СМК 4.2.04-12. Выпуск 1.


Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013).


КрасГМУ

2013г.


  1. Занятие № 1

Тема: Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии.

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы: патофизиология изучает закономерности жизнедеятельности больного человека, впервые вводятся понятия «болезнь», «типовой патологический процесс», «типовые формы патологи». Патофизиология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лечения и профилактики болезней.

Цели обучения:

  1. общая: обучающийся должен обладать:

  2. способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  3. способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2)

  4. способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  5. способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  6. способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

  7. Учебная:

  8. знать: основные понятия и термины патологии; основные закономерности общей этиологии (роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний); общие закономерности патогенеза, основные аспекты учения о болезни;

  9. уметь: выявлять главные факторы риска конкретной болезни для определения мер их профилактики или устранения; анализировать научно-медицинскую информацию;

  10. владеть: навыками дифференциации причин и условий возникновения патологических процессов и болезней, оценки рисков хронизации, осложнений и рецидивов.


4. Место проведения занятия: учебная комната на базе кафедры патофизиологии

5. Оснащение занятия: таблицы, ноутбук, проектор

6. Структура содержания темы.
7. Хронокарта: учебное время 99 минут

№ п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность

Содержание этапа

1.

Организация занятия

5

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся

2.

Формулировка темы и цели.

5

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия.

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений.

15

Тестирование, проверка альбомов.

4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов. Решение ситуационных задач.

30

Обсуждение темы.

5.

Самостоятельная работа обучающихся

30

Выполнение практической работы.

6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия.

9

Тесты по теме.

7.

Задание на дом (на следующее занятие).

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.)




всего

99





7. Аннотация (краткое содержание темы).

Патология изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов состояний и реакций; формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики; разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.

Признаки типового патологического процесса:

  • полиэтиологичность (вызывается большим числом причин различной природы и происхождения);

  • монопатогенетичность (имеет стандартные, стереотипные, общие механизмы развития);

  • комплексность (механизм развития типового патологического процесса – комплекс взаимосвязанных изменений повреждения и одновременно развивающихся процессов защиты, компенсации, репарации и приспособления-адаптации);

  • стандартность проявлений.

Примеры: воспаление, лихорадка, голодание.

Типовые формы патологии – это различные патологические процессы, поражающие конкретную ткань или орган, сопровождаются рядом специфичных для этой ткани или органа патологических и адаптивных изменений.

Совокупность таких взаимосвязанных изменений обозначают как типовую форму патологии этой ткани или органа.

Примеры: анемия, аритмии сердца, дыхательная недостаточность, уремия, печёночная недостаточность, неврозы и т. п.

Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта и/или действия на организм повреждающего фактора, характеризующееся развитием закономерного динамического комплекса взаимосвязанных патогенных и адаптивных изменений, а также ограничением диапазона биологических и социальных возможностей индивида.

Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Норма – состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Патологический процесс – закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.

Патологическая реакция – качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма на или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.

Примеры: аллергические реакции, фобии, патологические рефлексы.

Патологическое состояние – длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.

Примеры: деформации клапанных отверстий сердца после перенесённого эндокардита, уродства и последствия аномалий развития.

Причина болезни – фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.

Условия болезни – фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающих болезни специфические черты.

Принципы этиотропной профилактики и терапии:

  • профилактические мероприятия;

  • устранение или подавление эффектов факторов, способствующих реализации патогенного действия причинного агента.

8. Вопросы по теме занятия:

  1. Патология как фундаментальная биомедицинская наука. Предметы и методы патологии.

  2. Типовые патологические процессы и типовые формы патологии.

  3. Моделирование патологических процессов. Значение эксперимента.

  4. Структура учебного курса патологии. Понятие об экспериментальной и клинической патологии.

  5. Норма и патология. Болезнь как нарушение гомеостаза.

  6. Общая этиология. Общий патогенез. Причинно-следственные взаимоотношения в патогенезе.


9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов

001. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

1) общая нозология, этиология, патогенез, частная патофизиология

2) общая нозология, типовые патологические процессы, частная патофизиология

3) типовые патологические процессы, частная патофизиология

4) этиология, патогенез, частная патофизиология
002. ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ

1) может способствовать развитию болезни

2) не обязательна для развития некоторых болезней

3) обязательна для возникновения болезни

4) все ответы неправильные
003. ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ – ЭТО УЧЕНИЕ О

1) патологических реакциях, процессах, состояниях организма и принципах их профилактики и лечения

2) причинах и механизмах заболеваний и принципах их профилактики и лечения

3) основных закономерностях возникновения, течения и исхода расстройств разных уровней организации организма и принципах их профилактики и лечения

4) приспособительных и патологических изменениях в организме и принципах их коррекции
004. ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ РАЗВИТИЕ

1) патологических реакций

2) патологических процессов

3) патологических состояний

4) все ответы правильные
005. АБСОЛЮТНО ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВЫЗЫВАЮТ ЗАБОЛЕВАНИЕ

1) при наличии неблагоприятных условий

2) при наличии благоприятных условий

3) оба ответа верные

4) оба ответа неверные
006. ПРИЧИННЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ КОНКРЕТНОЙ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) неспецифическим

2) благоприятным

3) единственным

4) случайным
007. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ ДЕЙСТВИЯ ПРИЧИННОГО ФАКТОРА ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

1) количественных изменений

2) качественных изменений

3) неспецифических изменений

4) все ответы правильные
008. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ

1) патологические реакции

2) патологические процессы

3) рецидивы болезней

4) все ответы правильные
009. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ

1) ремиссию болезни

2) рецидив болезни

3) реконвалесценцию

4) все ответы правильные
010. НОЗОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О

1) выздоровлении организма

2) причинах болезней

3) механизмах болезней

4) все ответы неправильные
ОТВЕТЫ ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА


1

2

2

3

3

3

4

4

5

3

6

3

7

2

8

4

9

2

10

4


10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача №1.

У больного М., определяются следующие признаки сердечной недостаточности:

  • Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия;

  • Расширение левого предсердия;

  • Застой в малом круге кровообращения;

  • Нарушение функции правого желудочка;

  • Застой в большом круге кровообращения;

  • Кислородное голодание циркуляторного типа;

  • Одышка.

  1. Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.

  2. Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.

  3. Дайте понятие патологического процесса.


Задача №2.

Для местной артериальной гиперемии характерны следующие проявления:

  • Ускорение кровотока;

  • Покраснение ткани;

  • Расширение артериол;

  • Увеличение объема органа;

  • Повышение температуры ткани;

  • Усиление обмена веществ.

    1. Определите главное звено в данной цепи патогенеза артериальной гиперемии, устранение которого приведет к ликвидации всех указанных проявлений.

    2. Дайте понятие причины болезни.

    3. Дайте понятие условия возникновения болезни.


Задача №3.

Пациент А., прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на фоне заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.
1. Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечались у больного?

2. Дайте понятие патологической реакции.
Задача №4.

Пациент К. доставлен в инфекционное отделение больницы с диагнозом «менингит». Из анамнеза болезни известно, что за день до госпитализации пытался выдавить фурункул в области носогубной складки, а к вечеру следующего дня состояние резко ухудшилось. Появились лихорадка, резкая головная боль, тошнота и рвота.

1. Какова, по Вашему мнению, этиология менингита у больного К.?

2. Дайте определение понятия «патогенез».

3. Дайте определение понятия «патологическое состояние».
Задача №5.

Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

  1. Что явилось причиной заболевания?

  2. Какие условия способствовали развитию заболевания?

ОТВЕТЫ

Задача №1.

1. Главное патогенетическое звено – стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.

2. Порочный круг – явление, при котором одно из звеньев патогенеза является причиной расстройств, поддерживающих и/или потенцирующих действие данного звена

3. Патологический процесс - закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.
Задача №2.

  1. Главное звено в данной цепи патогенеза – расширение артериол

  2. Причина болезни — фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.

  3. Условия болезни - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающие болезни специфические черты.


Задача №3.

1.Изначально у больного наблюдается патологическое состояние после ампутации – культя левой стопы, вследствие применения сероводородных ванн у него развился патологический рефлекс – повышение артериального давления вследствие влияния сероводорода на тонус сосудов (патологическая реакция) и воспаление (патологический процесс)

2. Патологическая реакция - качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.
Задача №4.

1. Травматизация фурункула привела к генерализации инфекционного процесса и поражению инфекционным агентом оболочек мозга.

2. Патогенез — это совокупность механизмов, включающихся в организме при действии на него вредоносных (патогенных) факторов и проявляющихся в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания.

3. Патологическое состояние - длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.
Задача №5.

1. Причиной заболевания явилась микобактерия туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis).

2. Условия развития заболевания – ушиб коленного сустава, понижение иммунной реактивности, о чем говорят частые простудные заболевания и пониженное питание.
11. Перечень и стандарты практических умений.

1. Выделить основное звено в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач

2. Выявить «порочный круг» в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач

12. Список тем по НИРС (темы рефератов):

  1. Методы элементного анализа.

  2. Современные технологии микроскопии.

  3. Представления о развитии болезней.

  4. История патологии.



1. Занятие № 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconВведение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconПротокол № § Персональный состав Научного совета по общей патологии и патофизиологии №31
Базовая организация-Учреждение Российской академии медицинских наук нии общей патологии и патофизиологии рамн
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconКонтрольная работа для заочников по номеру зачетки
Экология как наука. Предмет и методы экологии. Определение, принципы классификации, основные разделы экологии
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconУчебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»...
Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconКалендарно-тематический план по дисциплине Анатомия №
Введение в предмет. История развития анатомии как науки. Объект и методы анатомического исследовния. Плоскости, оси и основные ориентиры...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconПлан введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет
Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconЭкзаменационные темы по курсу физической и коллоидной химиии для студентов дневного отделения
Предмет, задачи и методы физической химии. Основные понятия термодинамики: термодинамическая система (изолированная, открытая, закрытая),...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconИнформатика Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Б....
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника....
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconРоссийской Федерации Российский государственный медицинский университет...
Методическое пособие предназначено для преподавателей кафедры общей патологии мбф. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconСтатистика, её основные понятия и их применение в гимназическом научном исследовании
Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconПрограмма по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www»
Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconТема лекции, разделы и их содержание
Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического...
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск