Скачать 4.45 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии имени профессора В.В.Иванова СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине «патология» для специальности 060108 - Фармация (очная форма обучения) Красноярск 2013 УДК ББК С Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «патология» для специальности 060108– Фармация (очная форма обучения) / сост. Е.Ю. Сергеева, Т.Г. Рукша, Ю.А. Фефелова. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 225 с. Составители: д.б.н., доц.,Сергеева Е.Ю. д.м.н., Рукша Т.Г. д.б.н., доц., Фефелова Ю.А. Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2013г. по специальности 060108– Фармация (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2013г.) и СТО СМК 4.2.04-12. Выпуск 1. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013). КрасГМУ 2013г 1. Занятие № 1 Тема : Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии. 2. Форма организации занятия: практическое занятие. 3. Значение изучения темы: патология изучает закономерности жизнедеятельности больного человека, впервые вводятся понятия «болезнь», «типовой патологический процесс», «типовые формы патологии». Патология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лечения и профилактики болезней. 4. План изучения темы: 4.1. Контроль исходного уровня знаний Проверка альбомов. Тестовые задания: 001. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОЛОГИЯ 1) общая нозология, этиология, патогенез, частная патология 2) общая нозология, типовые патологические процессы, частная патология 3) типовые патологические процессы, частная патология 4) этиология, патогенез, частная патология 002. ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ 1) может способствовать развитию болезни 2) не обязательна для развития некоторых болезней 3) обязательна для возникновения болезни 4) все ответы неправильные 003. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ – ЭТО УЧЕНИЕ О 1) патологических реакциях, процессах, состояниях организма и принципах их профилактики и лечения 2) причинах и механизмах заболеваний и принципах их профилактики и лечения 3) основных закономерностях возникновения, течения и исхода расстройств разных уровней организации организма и принципах их профилактики и лечения 4) приспособительных и патологических изменениях в организме и принципах их коррекции 004. ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ РАЗВИТИЕ 1) патологических реакций 2) патологических процессов 3) патологических состояний 4) все ответы правильные 005. АБСОЛЮТНО ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВЫЗЫВАЮТ ЗАБОЛЕВАНИЕ 1) при наличии неблагоприятных условий 2) при наличии благоприятных условий 3) оба ответа верные 4) оба ответа неверные 006. ПРИЧИННЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ КОНКРЕТНОЙ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) неспецифическим 2) благоприятным 3) единственным 4) случайным 007. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ ДЕЙСТВИЯ ПРИЧИННОГО ФАКТОРА ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ 1) количественных изменений 2) качественных изменений 3) неспецифических изменений 4) все ответы правильные 008. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ 1) патологические реакции 2) патологические процессы 3) рецидивы болезней 4) все ответы правильные 009. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ 1) ремиссию болезни 2) рецидив болезни 3) реконвалесценцию 4) все ответы правильные 010. НОЗОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О 1) выздоровлении организма 2) причинах болезней 3) механизмах болезней 4) все ответы неправильные 4.2 Основные понятия и положения темы: Патология изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов состояний и реакций; формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики; разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии. Признаки типового патологического процесса: - полиэтиологичность (вызывается большим числом причин различной природы и происхождения); - монопатогенетичность (имеет стандартные, стереотипные, общие механизмы развития); комплексность (механизм развития типового патологического процесса – комплекс взаимосвязанных изменений повреждения и одновременно развивающихся процессов защиты, компенсации, репарации и приспособления-адаптации); - стандартность проявлений. Примеры: воспаление, лихорадка, голодание. Типовые формы патологии – это различные патологические процессы, поражающие конкретную ткань или орган, сопровождаются рядом специфичных для этой ткани или органа патологических и адаптивных изменений. Совокупность таких взаимосвязанных изменений обозначают как типовую форму патологии этой ткани или органа. Примеры: анемия, аритмии сердца, дыхательная недостаточность, уремия, печёночная недостаточность, неврозы и т. п. Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта и/или действия на организм повреждающего фактора, характеризующееся развитием закономерного динамического комплекса взаимосвязанных патогенных и адаптивных изменений, а также ограничением диапазона биологических и социальных возможностей индивида. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Норма – состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования. Патологический процесс – закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма. Патологическая реакция – качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма на или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов. Примеры: аллергические реакции, фобии, патологические рефлексы. Патологическое состояние – длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма. Примеры: деформации клапанных отверстий сердца после перенесённого эндокардита, уродства и последствия аномалий развития. Причина болезни – фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты. Условия болезни – фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающих болезни специфические черты. Принципы этиотропной профилактики и терапии:
4.3. Самостоятельная работа по теме: -Практические работы: Работа №1. Освоение техники наркотизации, фиксации и инъекции. Дать белой крысе эфирный наркоз. Провести инъекцию изотонического раствора хлорида натрия подкожно, внутримышечно, внутрибрюшинно (в количестве от 0,1 до 1 мл) с соблюдением следующих рекомендаций:
4.4. Итоговый контроль знаний: - Вопросы по теме занятия
- Ситуационные задачи: 1. Ребенок, 14 лет, поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания. Вопросы:
2. У больного М., 56 лет, определяются следующие признаки сердечной недостаточности:
Вопросы:
3. Контрольную группу животных (белые крысы) и опытную, которая употребляла низкокалорийную пищу с ограниченным содержанием витаминов, подвергали длительной нагрузке на тредбане. Продолжительность бега в контроле составила 45 мин, уровень сахара в крови повысился в 1,5 раза, концентрация пирувата увеличилась на 20%. Продолжительность бега у опытной группы животных составляла 20 мин на фоне гипогликемии, концентрация пирувата возросла до 180% по отношению к норме. Вопросы:
Тестовые задания: 001. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ТЕМ, ЧТО 1) возникают под действием одинаковых причин 2) состоят только из патологических реакций 3) протекают стереотипно у разных видов живых существ 4) все ответы правильные 002. РУБЕЦ НА МЕСТЕ ОЖОГА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ 1) патологической реакции 2) патологического процесса 3) патологического состояния 4) синдрома ожоговой болезни 003. БОЛЕЗНИ 1) состоят из ряда патологических процессов 2) не являются формой жизнедеятельности организма 3) не могут быть изучены в эксперименте 4) все ответы правильные 004. ПРИЗНАК, ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ 1) патологическим 2) патогенным 3) патогномоничным 4) патогенетическим 005. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР - ЭТО 1) неадекватный раздражителю элементарный ответ организма, имеющий отрицательное биологическое значение 2) любое изменение, возникающее в процессе болезни, влияющее на ее течение и исход 3) комплекс патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций организма в ответ на действие патогенных факторов 4) все ответы правильные 006. АСТЕНИЯ, АНОРЕКСИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ – СИМПТОМЫ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРИОДА БОЛЕЗНИ 1) латентного 2) продромального 3) разгара 4) исхода 007. ЕСЛИ СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ ВЫЯВЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ТО ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО РЕЧЬ ИДЕТ О 1) латентном периоде болезни 2) продромальном периоде болезни 3) разгаре болезни 4) рецидиве болезни 008. РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ ПАТОГЕНЕЗА И ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ ИМ, ИМЕНУЕТСЯ 1) патогенетическим фактором 2) ведущим звеном патогенеза 3) основным звеном патогенеза 4) порочным кругом 009. БОЛЕЗНИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДНУ ГРУППУ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ» ИЛИ «АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ», ИЛИ «ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ» ПО ПРИНЦИПУ ОБЩНОСТИ 1) этиологии 2) патогенеза 3) географической распространенности 4) все ответы неправильные 010. РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ 1) симптоматическую 2) патогенетическую 3) этиотропную 4) все ответы верные 5. Домашнее задания для уяснения темы занятия Контрольные вопросы: 1. Общая этиология. Общий патогенез. Причинно-следственные взаимоотношения в патогенезе. 2. Основные факторы, определяющие особенности патологии раннего периода онтогенеза. Антенатальная патология. Эмбриопатии, фетопатии. Тестовые задания: 001. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ 1) обеспечивают адаптацию организма к окружающей среде 2) являются биологически целесообразными 3) наблюдаются при различных заболеваниях 4) все ответы верные 002. ПЕРИОД БОЛЕЗНИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ВРЕМЕННЫМ УЛУЧШЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЕТСЯ 1) продромальным 2) латентным 3) ремиссией 4) рецидивом 003. ТИПИЧЕСКИМ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ЯВЛЯЕТСЯ 1) воспаление 2) желчекаменная болезнь 3) гельминтоз печени 4) бронхиальная астма 004. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО 1) нарушения в различных системах и органах, имеющие отрицательное биологическое значение 2) неадекватный раздражителю элементарный ответ организма, имеющее отрицательное биологическое значение 3) комплекс патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций живой структуры в ответ на действие патогенных факторов 4) любое изменение, возникающее в процессе болезни, влияющее на его течение и исход 005. КАКОЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СООТВЕТСТВИЙ ПРАВИЛЬНО? 1) ремиссия — период разгара болезни 2) рецидив — период выздоровления 3) реконвалесценция — период обострения болезни 4) продромальный период — период появления первых неспецифических симптомов 006. ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРИОДОВ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) латентный — продромальный — разгар болезни — исход 2) латентный — разгар болезни — исход — продромальный 3) латентный — разгар болезни — продромальный — исход 4) продромальный — латентный — разгар болезни — исход 007. УЧЕНИЕ О ПРИЧИННЫХ ФАКТОРАХ И УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ 1) патологией 2) этиологией 3) патогенезом 4) нозологией 008. РЕШАЮЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ ПАТОГЕНЕЗА, НАЗЫВАЕТСЯ 1) этиологическим фактором 2) ведущим звеном патогенеза 3) патогенетическим фактором 4) основным звеном патогенеза 009. УЧЕНИЕ О МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ 1) этиология 2) патогенез 3) саногенез 4) нозология 010. ТЕРАПИЯ АНГИНЫ С ПОМОЩЬЮ АНАЛЬГЕТИКОВ (ОБЕЗБОЛИВАЮЩИХ СРЕДСТВ) ЯВЛЯЕТСЯ 1) патогенетической 2) симптоматической 3) этиотропной 4) саногенетической Ситуационные задачи: 1. После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 уд. в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса – пульс достигает 100 уд. в мин. А артериальное давление – 130/90 мм рт. ст. Вопросы:
2. Больной Р., 80 лет, предъявляет жалобы на общую слабость, боли в мышцах, кровоточивость десен. Больной пониженного питания, отмечается сухость и шелушение кожи, на голенях точечные кровоизлияния. Температура 36,9ºС. При физикальном обследовании обнаружено притупление перкуторного звука и хрипы под обеими лопатками. При рентгеновском обследовании обнаружены признаки воспаления легких. Вопросы:
4. Перечислите факторы, определяющие реактивность. 6. Список тем по НИРС (темы рефератов):
4. История патологии.
|
Введение. Предмет, разделы и методы патологии. Основные понятия общей нозологии В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | ||
1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | Протокол № § Персональный состав Научного совета по общей патологии и патофизиологии №31 Базовая организация-Учреждение Российской академии медицинских наук нии общей патологии и патофизиологии рамн | ||
Контрольная работа для заочников по номеру зачетки Экология как наука. Предмет и методы экологии. Определение, принципы классификации, основные разделы экологии | Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»... Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический... | ||
Календарно-тематический план по дисциплине Анатомия № Введение в предмет. История развития анатомии как науки. Объект и методы анатомического исследовния. Плоскости, оси и основные ориентиры... | План введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого... | ||
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы... Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до... | Экзаменационные темы по курсу физической и коллоидной химиии для студентов дневного отделения Предмет, задачи и методы физической химии. Основные понятия термодинамики: термодинамическая система (изолированная, открытая, закрытая),... | ||
Информатика Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Б.... Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника.... | Российской Федерации Российский государственный медицинский университет... Методическое пособие предназначено для преподавателей кафедры общей патологии мбф. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической... | ||
Статистика, её основные понятия и их применение в гимназическом научном исследовании Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие... | Программа по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www» Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное... | ||
Тема лекции, разделы и их содержание Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического... | Тема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования" Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические... |