Perspectives On Strategy
FROM
The Boston Consulting Group
Edited by Carl W. Stem and George Stalk, Jr New York
JOHN WILEY & SONS, INC 1998 The Boston Consulting Group Стратегии, которые работают
Подход BCG
Сборник статей
Составители Карл Штерн и Джордж Сток-мл Перевод с английского Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2005
УДК 658.012.1+338,12 ББК 65.290-2 С83 Издано с разрешения Harvard Business School и Агентства Александра Корженевского Под общей редакцией И. В. Лазуковой Дизайн выполнен а Студии Артемия Лебедева С83 Стратегии, которые работают: Подход BCG : сб. ст.: пер. с англ. / Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.; [под общ. ред. И. В. Лазуковой]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 496 с.
ISBN 5-902862-03-5
Зга книга - сборник лучших статей, опубликованных в разное время в изданиях “Perspectives" («Перспективы») известной консалтинговой фирмы The Boston Consulting Group. Все они были новаторскими - каждая для своего времени, - а теперь из них сложилась наука о менеджменте и маркетинге. Здесь рассматриваются не частные случаи, а общие тенденции бизнеса в любых его проявлениях, что делает издание универсальной энциклопедией бизнес-стратегий, причем это сборник первоисточников, а не пересказов и толкований.
Большая часть статей написана основополонииком «Перспектив* Брюсом Д Хендерсоном; среди авторов также Карл Штерн, Джордж Сток-мл.г Филип Эванс, Ричард Локридж и многие другие.
Для удобства читателя статьи объединены в тематические разделы. Для тех, кто ищет перевод конкретной статьи, дана таблица соответствия английских и русских заглавий.
Книга адресована владельцам бизнеса, руководителям, менеджерам, студентам MBA. Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в наной бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Правовую подцержну издательства обеспечивает юридическая фирма *Вегас-Лек& УДК 658.012,1+338.12 ББК 65.290-2 ISBN 0-471-24833-9 (англ.) ISBN 5-902862-03-5 (рус.) © Иванов М.С., Фербер М.В.,
Горина М.В, Кудеркин Д А„ перевод на русский языц 2005 © The Boston Consulting Group, 1998 © Издание на русском языкег оформление. ЗАО «Манн, Иванов и Фербер», 2005
Предисловие к русскому изданию Мы уверены, что эта книга нужна здесь и сейчас.
Более того, мы уверены, что идеи, изложенные в ней, будут как интересны, так и полезны вам, кем бы вы ни были — владельцем собственного бизнеса или студентом, менеджером крупной корпорации или управляющим небольшой компании, или же просто интересующимся.
И более того, мы уверяем вас, что идеи, с которыми вы ознакомитесь, прочитав эту книгу, идеи, возникшие за последние 30 лет, не потеряли своей силы и будут актуальны еще долгое время.
Сегодня российские компании подходят к новым рубежам. В условиях жесткой и непрерывно усиливающейся конкуренции, постоянно меняющейся конкурентной среды наличие продуманной и обоснованной бизнес-стратегии становится необходимым условием для достижения успеха. После периода первоначального накопления капитала, во время которого основной целью, как правило, являлся сам факт приобретения того или иного актива, теперь на первый план выходит повышение эффективности бизнеса, и сегодняшние собственники и менеджеры не могут не задумываться о стратегии. Реализация продуманной стратегии является ключом к дальнейшему росту стоимости компаний и готовит их владельцев к следующему шагу — проведению IPO, или к продаже компании стратегическому инвестору, или к тому, чтобы стать компанией №1 на российском рынке, а далее — и на международном.
10 Предисловие к русскому изданию Данная книга представляет собой коллекцию самых луч- ших Perspectives — эссе, в основе каждого из которых лежит одна, но яркая бизнес-идея. Perspectives были задуманы Брюсом Хендерсоном и с самого основания BCG в 1963 г. были нацелены на то, чтобы разбудить мысль топ-менеджеров, спровоцировать их на размышления, и главное — действия. Прочтение этой книги даст вам возможность узнать и понять те мысли, идеи и суждения, которые накопила за свою многолетнюю деятельность ведущая мировая компания в области стратегического консалтинга, The Boston Consulting Group, и с пользой применять эти знания в реальных условиях современного бизнеса.
И хотя некоторые могут придерживаться иного мнения, но именно выработка полного и достоверного представления о самих себе, о своих рынках и конкурентах в сегодняшнем сложном мире позволяет компаниям успешно идти вперед и добиваться лидирующих позиций в бизнесе.
И как глава московского представительства компании The Boston Consulting Group, я хочу порекомендовать эту книгу всем, кто интересуется вопросами стратегии, а также тем, кто хочет узнать, каким образом добиваться конкурентных преимуществ и удерживать их, а также как разрабатывать и воплощать свои собственные стратегии достижения успеха.
С уважением,
Штефан Дертниг, вице-президент,
директор московского офиса The Boston Consulting Group,
сентябрь 2005
От составителей Оглядываясь назад, трудно поверить, что несколько довольно небольших статей могли оказать такое огромное влияние на бизнес-мышление. Издание Perspectives* было настолько популярно, что распространялось даже в пиратских копиях. Публиковавшиеся там материалы заставляли руководителей думать стратегически, а не фокусироваться на принятии тактических решений. В статьях содержался анализ экономики и тех причин, которые часто мешают менеджерам претворять решения в жизнь. Логика изложения материала была провоцирующей. Именно благодаря этому журналу многие люди впервые поняли следующее: быть первым или вторым на своем рынке.
Любимая многими менеджерами политика диверсификации должна быть заменена управлением портфелем бизнесов.
Конкурентоспособность Японии базируется на стратегических целях не в меньшей степени, чем на макроэкономических факторах и культурных особенностях.
Победа в конкурентной борьбе важнее, чем финансовые итоги четвертого квартала. * Журнал Perspectives («Перспективы») издается компанией rIhe Boston Consulting Group с 1978 года и распространяется среди менеджеров компаний. (Прим. ред.)
12 От составителей «Дойная корова» — основная единица, определяющая реальную отдачу от бизнеса.
Регулирование оказывает разрушающий эффект на рыночные механизмы.
Ни одна из этих идей не являлась чем-то абсолютно новым. Среди их авторов были менеджеры разного уровня, экономисты, преподаватели различных дисциплин; кроме того, очень многое стало итогом работы с клиентами BCG. Но все эти закономерности никогда ранее не были столь ясно артикулированы и подтверждены фактами.
Более того, многие высказанные идеи опередили свое время. Большинство идей, определивших эволюцию развития бизнес-стратегии в последние несколько десятилетий — включая, например, снижение затрат при помощи технологий, подъем Японии, а затем и расцвет производства в Азии, реструктуризацию корпораций Америки для увеличения акционерной стоимости, обучение организаций и управление знаниями, — впервые были высказаны в этих статьях.
Работая над созданием Perspectives, Брюс Хендерсон (основатель BCG) был очень требователен. Он говорил, что каждой статье должно предшествовать 6-10 вариантов с последующей саморедактурой. Результат должен заставить читателя думать и перечитывать вновь и вновь.
Хотя большая часть статей написана одним или двумя авторами, это всего лишь верхушка айсберга. Значительный вклад в работу вносился коллегами и клиентами. В начале семидесятых, когда BCG была маленькой фирмой, утром по понедельникам все сотрудники собирались в библиотеке, чтобы обсудить текущий материал. Даже только что присоединившимся консультантам предлагалось высказывать свою точку зрения. Цель была проста: докопаться до понимания того, что на самом деле определяет успех в конкуренции.
От составителей 13 Желание превзойти традиционные подходы преобладает в нашей работе с клиентами. Лучшая практика — это здорово, но всегда есть что-то большее.
У хороших идей всегда есть несколько родителей, но в любом случае у каждой есть предтеча. Мы решили опубликовать эти материалы из Perspectives в память о Брюсе Хендерсоне и как дань клиентам, сотрудникам и друзьям The Boston Consulting Group.
Джон Кларксон, президент и CEO BCG, 1985-1997
14 Война за таланты
|