Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов





Скачать 445.99 Kb.
НазваниеЕ. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов
страница1/8
Дата публикации14.02.2015
Размер445.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Е.Б.Шестопал

Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г.г.): взгляд из центра и регионов


За последние 20 лет Россия пережила несколько этапов политического развития. Попытки модернизации советской системы в рамках горбачевской перестройки, крах СССР и болезненное становление новых демократических институтов, наконец, принципиально «укрепление вертикали власти», - все эти политические вехи сменили друг друга в чрезвычайно сжатый, по историческим меркам, период времени. Последний период современной политической истории России часто описывают в понятиях «стабильности» и «предсказуемости», в противовес «бурным девяностым». Действительно, многим кажется, что «эпоха потрясений», кардинальных перемен в направлении внутриполитического курса осталась позади.

Так ли это на самом деле? Или в действительности существуют важные неопределенности, касающиеся как краткосрочной, так и среднесрочной перспективы? Представляется, что «динамический потенциал» российских политических процессов находится отнюдь не на нулевой отметке. Более того, страна уже фактически вошла в стадию новой трансформации, связанной с предстоящими парламентскими и президентскими выборами. Насколько глубокой может стать такая трансформация? Останется ли внутриполитическое развитие страны в русле той траектории, которая сформировалась за годы пребывания у власти В.Путина? Каковы альтернативные пути развития и насколько высока их вероятность? Эти вопросы стали ключевыми для проекта «Будущее России: взгляд из центра и регионов. Внутриполитическая сфера общества». Он был реализован силами отделения политологии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и исследовательских групп Межрегиональных институтов общественных наук в семи регионах России при организационной и финансовой поддержке ИНО-Центра. Целью проекта была разработка сценариев внутриполитического развития России на федеральном и региональном уровнях.
Некоторые предварительные замечания.
Задача, поставленная в проекте, предполагала разработку сценариев, как на национальном, так и на региональном уровнях. Однако, в силу ограниченности регионального представительства (в нашем исследовании приняли участие только 7 регионов), мы использовали метод кейс-стадиз и не претендуем на репрезентативное исследование для страны в целом, хотя некоторые тренды выделить нам удалось.

Теоретико-методологические основания проекта


Метод построения сценариев в последние десятилетия стал важной составляющей прогностического инструментария политической науки. Высочайшая сложность политических процессов, появление принципиально новых рисков, - все эти черты современности требуют особых прогнозных инструментов. Сценарии политического развития, нацеленные на выявление наиболее общих и значимых альтернатив и факторов, влияющих на их реализацию, призваны стать одним из таких инструментов.

Создание сценариев базируется на принципах открытости и альтернативности будущего. Открытость означает принципиальную непредопределенность будущего и, в то же время, его зависимость от действий политических акторов в настоящем. Сценарная методология отказывается от утопических попыток предсказать точную картину будущих событий, заменяя их описанием контуров возможных траекторий развития, выявляя в них особые «точки», чувствительные к различным воздействиям. Вместо вопроса «что произойдет?», сценарии описывают возможные и вероятные альтернативы развития, задаются вопросом о наиболее реалистичных последствиях осуществления той или иной альтернативы для политической системы, выявляют, какие риски и возможности открывает данная траектория развития, в какие моменты попытки повлиять на процесс более эффективны? Подобный «мягкий» подход к прогнозированию обеспечивает общее видение магистральных путей политического развития.

Охарактеризовав общие особенности сценарного прогнозирования, как они видятся авторам исследования, перейдем к более предметной характеристике методологии проекта.

На стадии теоретической подготовки проекта были определены те важнейшие параметры внутриполитического развития, которые в дальнейшем были подвергнуты оценке как московскими, так и региональными экспертами в рамках различных сценарных вариантов. Фактически, речь идет о «единой матрице» оценивания политического процесса в альтернативных прогнозах. В ней были зафиксированы следующие параметры:

  1. Институциональный дизайн российской политической системы и региональных политических режимов. Речь идет о базовых параметрах конституционного строя государства, роли ключевых политических институтов на федеральном и региональном уровнях, развитии института выборов и партийной системы, идеологическом векторе политического развития.

  2. Политическая элита российского общества. В фокусе исследовательского внимания находились проблемы структуры, генезиса, поколенческой эволюции федеральной и региональной политической элиты.

  3. Политико-географический образ будущей России, включающий анализ и прогноз возможных изменений пространственных контуров государства и отдельных регионов, формата их административно-территориального деления, распределения полномочий и управленческих ресурсов по уровням государственной системы, а также восприятие гражданами пространственных границ государства.

  4. Массовое сознание и политические ценности. В этой части проекта оценивались имеющиеся в массовом сознании тенденции формирования образов власти и политиков, их образы будущего, позволяющие судить о готовности граждан к поддержке различных вариантов развития политической системы страны, о зрелости гражданского общества.

Указанные выше контуры предметного поля стали основой для проведения серии эмпирических исследований. С помощью специально разработанного под задачи проекта инструментария в Москве и семи вовлеченных в проект регионах был проведен опрос широкого круга экспертов. В качестве экспертов выступили представители органов власти, политических партий, публичных изданий, специализирующихся на политической тематике, ведущие политологи. Всего в Москве и регионах опросом было охвачено 168 экспертов.

Далее основные тенденции и закономерности в видении политического будущего России и регионов представителями экспертного сообщества были проанализированы московской и региональными группами.

Другим ключевым компонентом эмпирической базы проекта стали данные, полученные в политико-психологическом исследовании, нацеленном на анализ политического сознания граждан, их восприятия будущего, будущей и нынешней власти, образов политических лидеров. С помощью специально разработанного ресурсным центром инструментария были проведены 24 фокус-группы, по 3 в каждом регионе (включая Москву), общее число респондентов составило 230 человек. Результаты фокус-групп, отражающие представления граждан о власти, стране, политических институтах и отдельных политиках, осознаваемые и бессознательные аспекты образов будущего, образов власти, уровень поддержки и ценностные ориентации граждан, были обработаны и проанализированы.

Полученные в результате эмпирических исследований результаты стали основой для проведения серии «мозговых штурмов», круглых столов экспертов в столице и в регионах, в ходе которых разрабатывались ключевые сценарные варианты развития событий, обозначались важнейшие «определенности» и «неопределенности».

Разумеется, было бы преувеличением утверждать, что созданные сценарии полностью вытекают из результатов эмпирических исследований (в таком сложном методе, как сценарное прогнозирование, подобное вряд ли возможно). Однако можно ответственно сказать, что сценарное конструирование в рамках проекта в значительной мере опирается на эмпирические данные, особенно при выделении таких важнейших ограничений сценарных траекторий, как состояние политической элиты и состояние массового сознания, и в этом смысле проект «стоит обеими ногами на земле».

Следующей важной особенностью методологии проекта является попытка заглянуть в более отдаленное будущее. Был принят «двойной горизонт» прогнозирования: краткосрочная перспектива (2007 – 2009 гг.) и среднесрочная перспектива (2010 – 2020 гг.). Стремление обрисовать сценарии на 10 – 15-летний период упреждения естественным образом породило отказ от чрезмерной их «персонификации» (хотя значимость личностного фактора в российской политике принята во внимание в полной мере как одна из важнейших особенностей отечественной политической культуры). Общий подход заключался в том, чтобы в как можно большей степени оценивать тенденции и системные характеристики и как можно меньше акцентировать внимание на конкретных персоналиях.

Созданные сценарии получили вероятностную оценку и оценку с нормативной точки зрения со стороны экспертов. В первом случае был проведен дополнительный экспертный опрос среди московских экспертов, которые количественно оценивали вероятность различных сценариев, снабжая оценки содержательной аргументацией (аналог метода Дельфи). Что касается нормативной оценки, здесь имеется в виду не определение «лучшего» или «худшего» сценария, а анализ способности системы справляться с вызовами и обеспечивать развитие в рамках разных сценариев.

Наконец, важной (по существу, ключевой) особенностью принятой в рамках проекта методологии стало стремление выявить систематическое основание выделения сценариев политического развития. Основную роль в формировании такого основания играет система базовых установок (ключевых определенностей), сформулированных по результатам эмпирических исследований, экспертной работы, привлечения теоретических положений современной политической науки. Такой подход позволяет сделать процесс генерации сценариев более ясным, эксплицированным как для самих исследователей, так и для «потребителей» данного интеллектуального продукта.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». Москва, 15-18. 10. 2013
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconБилл гейтс дорога в будущее
Его книга взгляд с высоты птичьего полета на неизведанные земли, по которым вскоре пройдет информационная магистраль; авторитетный,...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconДоклад экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации...
По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconСырьевые рынки нащупывают дно Российский экспорт обесценился до уровня конца 2008 года
Значения композитных сырьевых индексов, отражающих динамику цен на основные экспортные товары рф, за последние три месяца скатились...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconИстория России «Общественные движения в России XIX века»
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconПрограмма модуля м в. 1 «Политическое и социально-экономическое развитие...
Программа модуля м в. 1 Политическое и социально-экономическое развитие России и стран Европы в новое время
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconМеждународная деятельность библиотек как ресурс развития экономической...
Сборник содержит материалы и решение Общероссийской научно-практической конференции «Международная деятельность библиотек как ресурс...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconИз опыта работы сетевого распределенного центра по организации работы...
Педагог-организатор моудод «Тихвинский цдт» Куванова Н. И. «Одаренные дети — будущее России»
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconВзгляд в будущее образования
Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconРабочая программа по дисциплине Туристское регионоведение России
России, роль различных факторов региональной дифференциации рф; специфике культурно-исторических регионов России. Для реализации...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconМарина Николаевна «Через библиотеки к будущему»
Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их новыми современными технологиями, ведь от того, на каком образовательном...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconУрока Тема урока Кол-во
Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconУральский Государственный Экономический Университет, Г. Екатеринбург...
В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» 1 сформулированы...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconПеречень вопросов вступительного экзамена по профилю
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия...
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconПрограммы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2015-2020 годы
«Повышение производительности труда и конкурентоспособности промышленного комплекса республики»
Е. Б. Шестопал Политическое будущее России в среднесрочной перспективе (до 2015-2020 г г.): взгляд из центра и регионов iconО реализации оцп «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности...
Ышении энергетической эффективности на территории Костромской области», постановлением администрации области от 30. 12. 2010 г. №464-а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск