Наименование программы
| Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций
|
Основание для разработки Программы
| постановление Президиума РАО протокол № «19» от «13» июля 2005 г.
|
Заказчик Программы
| Российская академия образования
|
Разработчики Программы
| Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»
Научные руководители:
Г.М. Романцев – действ. чл. РАО, Председатель УрО РАО
В.И. Загвязинский – действ. чл. РАО
А.В. Усова – действ. чл. РАО
К.Ш. Ахияров – чл.-корр. РАО
Б.А. Вяткин – чл.-корр. РАО
А.С. Гаязов – чл.-корр. РАО
Э.Ф. Зеер – чл.-корр. РАО
Г.Ф. Куцев – чл.-корр. РАО С.Е. Матушкин – чл.-корр. РАО
Е.К. Хеннер – чл.-корр. РАО
Л.М. Андрюхина – д-р филос. наук
Р.М. Асадуллин – д-р пед. наук
Г.А. Дзида – д-р пед. наук
Т.Г. Калугина – д-р пед. наук
В.Г. Рындак – д-р пед. наук
В.Л.Савиных - д-р пед. наук
Г.П. Сикорская – д-р пед. наук
В.А. Федоров – д-р пед. наук
В.Я. Шевченко – канд. пед. наук
В.С. Черепанов – д-р пед. наук
|
Цели и основные задачи Программы
| Цели Программы:
1. Координация важнейших фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в Уральском регионе.
2. Обеспечение научного сопровождения процессов опережающего развития региональных образовательных систем Уральского региона.
3. Обеспечение согласованного развития и интеграции педагогической науки и образования в Уральском регионе.
4. Научное сопровождение пополнения отраслей экономики Уральского региона специалистами с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.
Задачи Программы:
Осуществление научного сопровождения процессов опережающего развития образования всех видов и типов.
Мониторинг фундаментальных педагогических и психо логических исследований в образовании в Уральском регионе.
Исследование процессов здоровьесбережения и физического развития в образовании Уральского региона
Исследование проблем оценки и обеспечения качества образования адекватного современному развитию общества
Исследование инноваций в развитии содержания и технологий образования в Уральском регионе
Выявление стратегических направлений развития профессионального, профессионально-педагогического, ремесленного образования на Урале
Определение теоретических и технологических подходов к развитию педагогических и профессионально-педагогических кадров Уральского региона.
Исследование этнокультурных особенностей образования Уральского региона.
Исследование процессов воспитания и развития целостной личности как субъекта жизнедеятельности в современных условиях.
|
Соответствие Программы приоритетным направлениям исследований РАО
| 1. Развитие педагогической науки в обновляемом социуме
2. Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления качеством образования
3. Социокультурные проблемы современного образования
4. Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования
5. Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене
6. Научное обеспечение модернизации профессионального образования.
7. Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях
8. Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества
9. Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
10. Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка
|
Сроки реализации Программы
| 2011–2013
|
Модули Программы
| Направление 1. Научно-методическое и экспертное сопровождение опережающего развития образования всех уровней в Уральском регионе.
Направление 2. Научно-методическое и научно-экспертное сопровождение развития инфраструктуры образования Уральского региона, соответствующей целям опережающего развития
Направление 3. Комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе
|
Исполнители Программы
| Головные организации
Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»
Российский государственный профессионально-педагогический университет
|
Ожидаемые результаты выполнения Программы
| По 1 модулю: научно-методическое и экспертное сопровождение опережающего развития образования всех уровней в Уральском регионе
● трансформация нового знания по фундаментальным направлениям научных исследований (в сфере научных оснований дошкольного, общего образования, специального, дополнительного образования детей и взрослых; педагогического образования; профессионально-педагогического образования; профессиональной педагогики и образования; психологии профессионального развития и др.) в интеллектуальный ресурс опережающего развития образования;
● концептуальное обоснование формирования территориально ориентированных моделей и учебно-методических комплексов образования опережающего характера, адаптированных к различиям в социально-экономическом развитии территорий Уральского региона;
● экспертно-методическая оценка изменения модели педагогической деятельности в условиях опережающего развития и анализ соответствующих изменений в подготовке будущих специалистов;
● научное обоснование и апробация моделей содержания образования и организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода;
● методологическое обоснование модернизации управления качеством образования и подготовки специалистов на основе компетентностного подхода;
● выявление фундаментальных, социокультурных основ, детерминант, определяющих развитие российского образования в начале ХХI века.
По 2 модулю: научно-методическое и научно-экспертное сопровождение развития инфраструктуры образования Уральского региона, соответствующей целям опережающего развития
● научное обоснование моделей инфраструктуры образования, обеспечивающей опережающую подготовку специалистов для инновационных отраслей экономической и социальной сфер на основе интеграции образования, науки и производства;
● научное обеспечение подготовки специалистов по новым профессиям на основе реализации кластерного подхода;
● создание условий опережающего развития профессионально-педагогического образования на основе системного взаимодействия науки и образования с бизнес сообществом;
● научное обеспечение подготовки качественно новых специалистов для отечественной системы общего среднего образования, владеющих гуманитарными технологиями и способных решать профессиональные задачи в условиях европейских интеграционных процессов;
● формирование механизма интеграции педагогической и психологической науки в процессы социально-экономического развития регионов Урала;
● создание окружной модели сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений разного типа и вида;
● содействие реализации инновационных процессов в системе многоуровневой подготовки специалистов в педагогических вузах Уральского региона;
● содействие интеграции науки и образования, развитию сотрудничества и взаимодействия основных субъектов инновационных процессов в образовании, подъему престижа научных школ Урала
● разработка системы подготовки научных кадров как основы кадрового резерва для модернизации и инновационного развития Урала;
● создание научно-информационной среды УрО РАО, обеспечивающей сетевую интеграцию инициатив, поддержку инновационной деятельности в образовании;
● создание условий, стимулирующих к ведению предпринимательской деятельности на основе повышения предпринимательской культуры студентов и молодых ученых. Развитие предпринимательства в молодежной среде в приоритетных сферах экономической деятельности;
● научное обоснование вариативных концептуальных подходов к исследованию проблемы качества образования в современных условиях, с учетом современных тенденций образования, отечественного опыта педагогических измерений, современных подходов образовательной квалиметрии;
● определение нормативно-правовых и социально-педагогических основ государственно-общественного механизма управления региональной системой образования и разработка на этой основе рекомендаций по ее совершенствованию.
По 3 модулю: комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе
● методологические основания исследования различных аспектов этнокультурных особенностей человека в образовании, интеграции подрастающего поколения в многокультурное сообщество;
● экспертно-методологическая оценка особенностей процессов социализации в изменяющемся обществе;
● теоретическое осмысление процесса формирования личностной культуры ребенка в системе дошкольного образования;
● описание теоретических подходов исследования процессов развития человека в системе образования;
● теоретические основания комплексного исследования процессов здоровьесбережения и физического развития в образовании;
● расширение возможностей коммуникации между учащейся молодежью различных этносов, разработка и внедрение наиболее эффективных моделей воспитания у учащихся способности к позитивному диалогу языков и культур;
● приведение системы воспитательной работы вуза в соответствие с задачами опережающего развития;
● разработка и апробация модели школы жизненного и профессионального самоопределения учащихся как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности в условиях профильного обучения в ОУ;
● создание эффективно действующей системы воспитания семьянина за счет объединения усилий науки, государственных структур, органов местного самоуправления, педагогического и родительского сообщества, общественных объединений, координация и направление их работы на все социальные и возрастные группы населения, семью как главную ценность социума;
● разработка и апробирование модели открытой социально-педагогической системы как основы социальной поддержки детей и родителей территории в период обновления государственной социальной политики;
● содействие успешной социально-психологической адаптации воспитанников детского дома к условиям жизни в замещающей (приемной, патронатной) семье;
● научно-методическое обеспечение права родителей и учащихся на приобщение к духовно-нравственным ценностям традиционной культуры народов России на основе добровольного выбора
|
Система организации контроля по исполнению Программы
| Многоуровневая система контроля и экспертизы:
1 уровень – рассмотрение на экспертных советах научно-образовательных центров и НИИ
2 уровень – рассмотрение на экспертном совете УрО РАО
3 уровень – рассмотрение на заседании Бюро УрО РАО
4 уровень – рассмотрение на заседаниях Бюро отраслевых отделений РАО
5 уровень – рассмотрение на заседаниях президиума РАО
|