Скачать 1.11 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Специальность – 080801.65 "Прикладная информатика (в экономике)" Форма подготовки: очная Название школы ДВФУ ШЕН Название кафедры Информационные системы управления курс 5 семестр 9 лекции 27 (час.) практические занятия_нет. семинарские занятия__нет лабораторные работы_27 час всего часов аудиторной нагрузки_54 (час.) курсовой проект – 9 семестр самостоятельная работа 125 (час.) зачет нет экзамен 9 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования II поколения (приказ № 686 от 02 марта 2000 г, номер государственной регистрации 52 мжд / СП, 14 марта 2000 г.). Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры информационных систем управления 29 июня 2012 г. Заведующий кафедрой Сухомлинов А.И. Составитель Кондратьева В.И. СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ УМКД по дисциплине «Экономическая эффективность информационных систем» представлен для обучения по специальности - ОП «Прикладная информатика ( в экономике)» 080801.65 в восьмом семестре. Курс является дисциплиной специализации, и государственный стандарт требования к ней не формирует Курс читается в 9-ом семестре, как дисциплина специализации. Данный курс связан со многими курсами, изучаемыми ранее – это: Проектирование информационных систем, Информатика и программирование, «Базы данных», Менеджмент, Разработка программного обеспечения и баз данных, ИТ в инвестиционной деятельности, Управление проектами, «Вычислительные системы и сети», Финансовая математика, Информационные системы, Информационные технологии, используются материалы практик. Курс авторский, его можно отнести к междисциплинарным курсам. Кроме того необходимы знания специальных функций управления и навыки работы с программным обеспечением УМКД содержит рабочую программу дисциплины; краткий конспект лекций; темы и содержание лабораторных работ, список литературы и других источников информации; материалы по организации самостоятельной работы, темы экспресс-контрольных и курсовых проектов, и контрольно-измерительные материалы; глоссарий. В процессе проведения аудиторных занятий делается упор на индивидуальную работу со студентами, а также прививаются навыки работы в команде. Лабораторная работа выполняется в команде. Самостоятельной работой (СР) студенты занимаются при подготовке к занятиям, подготовке к защите отчета по лабораторной работе, подготовке к выполнению контрольных работ. По результатам СР проводятся экспресс-контрольные, обсуждаются проблемы, выносимые преподавателем для обсуждения, готовятся презентации. Целями освоения дисциплины «Экономическая эффективность информационных систем» являются получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков проведения расчетов, связанными с обоснованием экономической эффективности проектируемых информационных систем в организациях и бизнесе. Курс является завершающим в подготовке специалиста ОП «Прикладная информатика в экономике». Он требует комплексного, системного подхода к применению знаний, полученных в процессе обучения. Кроме того, курс предусматривает наличие практических знаний по бизнес-процессам, для которых разрабатывается информационная система (ИС). Эти знания студенты получают в процессе прохождения практик, написания курсовых проектов, выполнения лабораторных работ, максимально приближенным к практической деятельности организаций и бизнеса. Требования к входным знаниям следующие: - уметь разрабатывать проекты по информационным системам, знать этапы и работы, которые необходимо выполнить при внедрении ИТ в организациях, - иметь навыки работы с программным обеспечением и навыки работы по проектированию баз данных и техническому обеспечению управленческих процессов. - уметь анализировать и структурировать бизнес-процессы, для которых разрабатывается ИС, - знать ресурсы (трудовые и материальные) необходимые для разработки конкретной ИС, - уметь оценивать инвестиционные проекты, - уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами автоматизации и бизнес-процессами, - понимать природу получения эффекта от использования информационных технологий для конкретных функций управления, - использовать CASe- технологии, - рассчитывать денежные потоки, - понимать, какие выгоды, дают информационные технологии бизнесу. Составитель Кондратьева В.И. Заведующий кафедрой Сухомлинов А.И.. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Специальность – 080801.65 "Прикладная информатика (в экономике)" Форма подготовки: очная Название школы ДВФУ ШЕН Название кафедры Информационные системы управления курс 5 семестр 9 лекции 27 (час.) практические занятия_нет. семинарские занятия__нет лабораторные работы_27 час всего часов аудиторной нагрузки_54 (час.) курсовой проект – 9 семестр самостоятельная работа 125 (час.) зачет нет экзамен 9 семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования II поколения (приказ № 686 от 02 марта 2000 г, номер государственной регистрации 52 мжд / СП, 14 марта 2000 г.). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры информационных систем управления 29 июня 2012 г. Заведующий кафедрой Сухомлинов А.И. Составитель Кондратьева В.И. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация При разработке учебной программы использованы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный 14 марта 2000 г. № государственной регистрации 52 мжд/сп. Курс является дисциплиной специализации, и государственный стандарт требования к ней не формирует Курс читается в 9-ом семестре, как дисциплина специализации. Данный курс связан со многими курсами, изучаемыми ранее – это: Проектирование информационных систем, Информатика и программирование, «Базы данных», Менеджмент, Разработка программного обеспечения и баз данных, ИТ в инвестиционной деятельности, Управление проектами, «Вычислительные системы и сети», Финансовая математика, Информационные системы, Информационные технологии, используются материалы практик. Курс авторский, его можно отнести к междисциплинарным курсам. Целями освоения дисциплины «Экономическая эффективность информационных систем» являются получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков проведения расчетов, связанными с обоснованием экономической эффективности проектируемых информационных систем в организациях и бизнесе. Курс является завершающим в подготовке специалиста ОП «Прикладная информатика в экономике». Он требует комплексного, системного подхода к применению знаний, полученных в процессе обучения. Кроме того, курс предусматривает наличие практических знаний по бизнес-процессам, для которых разрабатывается информационная система (ИС). Эти знания студенты получают в процессе прохождения практик, написания курсовых проектов, выполнения лабораторных работ, максимально приближенным к практической деятельности организаций и бизнеса. Требования к входным знаниям следующие: - уметь разрабатывать проекты по информационным системам, знать этапы и работы, которые необходимо выполнить при внедрении ИТ в организациях, - иметь навыки работы с программным обеспечением и навыки работы по проектированию баз данных и техническому обеспечению управленческих процессов. - уметь анализировать и структурировать бизнес-процессы, для которых разрабатывается ИС, - знать ресурсы (трудовые и материальные) необходимые для разработки конкретной ИС, - уметь оценивать инвестиционные проекты, - уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами автоматизации и бизнес-процессами, - понимать природу получения эффекта от использования информационных технологий для конкретных функций управления, - использовать CASe- технологии, - рассчитывать денежные потоки, - понимать, какие выгоды, дают ИТ бизнесу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Освоение этого курса позволит сформировать у студентов следующие навыки: - методики оценки эффективности внедрения ИТ-технологий. Некоторые методики практически используются в разработке реальных дипломных проектов; - уметь оценивать экономический эффект и эффективность от внедрения ИТ в системы управления, уметь разрабатывать карты причинно-следственных связей, которые отражают влияние внедрения ИТ на внутренние процессы работы предприятия, работу с клиентами и на улучшение финансовых показателей работы бизнеса; принимать рациональные решения в области ИТ-технологий; - умение работать в команде – это вырабатывается во время лабораторных работ, так как разрабатываются и оцениваются комплексные проекты, которые включают разработку ИС для нескольких бизнес-задач. Знания, полученные при изучении дисциплины «Экономическая эффективность информационных систем» необходимы для дипломного проектирования. 1 Структура и содержание теоретической части курса Курс «Экономическая эффективность ИС» состоит из разделов, в которых рассматриваются следующие вопросы: Основные понятия эффективности ИС. Специфика оценки разработки и эксплуатации ИС. Подходы к оценке эффективности ИС. Характеристика методов оценки. Использование результатов экономической эффективности ИС (2 часа). Процессно-ориентированная оценка эффективности ИТ-систем. Структурная схема воздействия ИТ-систем. Классификация эффектов воздействия. Моделирование процессов «как должно быть». Оценка воздействия ИТ-системы на результаты деятельности предприятия. Измерители оценки эффектов воздействия. (8 часов) Методики оценки экономической эффективности ИС. Метод – оценка совокупной стоимости владения (TCO). Метод быстрого экономического обоснования (REJ).Метод – система сбалансированных показателей (BSC). Методы количественной оценки: NPV, PI, IRR, PP, ARR, EVA. (10 часов) Характеристика типовой модели управления информационной службы. ITIL и ITSM как типовые модели управления служба- ми ИТ. Сервисы ИТ. Сущность функционально-стоимостного анализа для оценки затрат на сервисы ИТ (7 часов). 2 Структура и содержание практической части курса Лабораторные занятия в объемом 51 час проводятся с использованием проектного подхода с элементами деловой игры и компьютерных симуляций. Студенты разбиваются на команды с целью разработки и оценки эффективности разработки конкретной информационной системы для реализации конкретных бизнес-функций. Команда формируется из 3-4 человек. В команде есть роли менеджер проекта и ИТ – специалисты. Цель разработать конкретный проект информационной системы, рассчитать затраты на его разработку и эксплуатацию, определить выгоды от внедрения ИТ-технологий, оценить экономическую эффективность, оформить отчет специальной структуры и подготовить презентацию для совместной защиты своего проекта. Лабораторная работа - «сквозная» и занимает 36 часов занятий. На первом занятии проводится оценка знаний по проектированию ИС, оценки инвестиционных проектов проектному управлению. Со второго занятия начинается непосредственная работа над проектами в команде, которая разбивается на следующие этапы:
3 Контроль достижения целей курса. Промежуточный контроль осуществляется посредством экспресс-контрольных. Тематика экспресс-контрольных: Раздел 1. Что такое экономическая эффективность ИС? За счет чего получаются выгоды от ИТ? Раздел 2. Перечислите эффекты автоматизации. Перечислите эффекты информатизации. Перечислите эффекты трансформации. Раздел 3. 1) Сущность методики определения совокупной стоимости владения. Классификация затрат на внедрение и эксплуатацию ИТ-систем. 2) Сущность методики – система сбалансированных показателей. К каким методам оценки эффективности ИТ-систем относится эта методика?. С какой целью мы используем в своем алгоритме оценки эффективности ИТ-систем? 3) Экономический смысл показателей NPV, PI, IRR, PP. Как они рассчитываются? С какой целью их используют ИТ- специалисты?. Раздел 4. Что такое стандарты управления информационной службой. Назовите методы разработки стандартов этой службы. Что такое сервис ИТ?. Тематика и перечень курсовых проектов:
Итоговый контроль - экзамен. Вопросы итогового контроля:
4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ПО: MS Office, MS Project, Project Expert, Power Point, Visio, Erwin/ Bpwin. Интернет ресурсы: сайты предприятий и организаций в свободном доступе, сайты ФСФО, ФСФР, электронная почта. Основной источник данных для анализа по реализации специальных функций управления и подходам к оценке эффективности информационных технологий - ИНТЕРНЕТ. Конкретно информация следующих сайтов: www. cfin. ru http/www Microsoft.com/windows2000/guide/server/features/web.asp www.microsoft.com www.oracle.com www.sun.com www.linux.org www. interfase. ru www. dell. ru www. citforum. Ru www. Balancedscorecard. ru www. bkg. ru www. mag-consulting. ru www.ibm. com www.dell.com www.sun.com www.compad.com www.iteam.ru www.osp.ru www.lanit.ru www.hyperion.ru www.erp.lanit.ru www.iso9000.ru. Статьи журналов «Директор информационной службы», «Открытые системы», «Секреты фирмы», Computer-world и др. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Экономическая эффективность информационных систем» Специальность 080801.65 – «Прикладная информатика (в экономике)» Форма подготовки – очная г. Владивосток 2012 Введение в курс лекций Эффективность применения информационных систем для управления экономическими объектами зависит от широты охвата функций управления, которые необходимо автоматизировать, от способности оперативно принимать управленческие решения и адаптировать систему управления к изменениям внешней среды. Определение и расчет эффективности использования информационных технологий в управлении бизнесом требует знаний:
Использование ИТ на всех уровнях управления бизнесом можно считать нормой сегодняшнего дня. Однако не надо забывать, что сами ИТ не создают стоимости , они лишь являются вспомогательным орудием в процессе ее создания. Крайне трудно определить, какие средства следует выделить на развитие ИТ, какие конкретные реализации стоит выбрать, как их внедрение отразится на эффективности работы всей компании и на ее имидже. В крупных компаниях анализ эффективности инвестиций воспринимается как способ демонстрации их необходимости в области ИТ (нужно вкладывать в ИТ или нет). Настоящий курс посвящен оценке эффективности ИС, что означает сопоставление результатов использования ИС с затратами на ее создание, внедрении и эксплуатацию. Сопоставимость затрат и результатов предполагает их представление в денежной форме. Это требует анализа трех факторов:
В рамках данного курса будут рассмотрены методы оценки вышеперечисленных факторов с приемлемой степенью достоверности. Следовательно, необходимо рассмотреть денежный поток, сопровождающий весь жизненный цикл ИС. Составляющими этого потока являются затраты на разработку и /или внедрение ИС, затраты на ее эксплуатацию и техническую поддержку, а также доход предприятия от эксплуатации ИС. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Web -приложения» Разработчик:... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История и методология прикладной... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики»... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные компьютерные... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы математического моделирования» Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Турции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности... Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу | Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Школы двфу школа биомедицины Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем | ||
Школы двфу школа биомедицины Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Школы двфу Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки... | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... |