Скачать 3.17 Mb.
|
Уважаемые коллеги! Нынешний 2012 год проходит под знаком Российской истории. На экранах телевизоров, со страниц газет, в музейных залах, на сценических площадках, в выставочных комплексах мы видим, слышим и читаем о самых значимых событиях в истории России. Нас, учителей, конечно же, интересуют и волнуют вопросы истории нашей великой страны. Но в российской истории помимо победоносных войн, великих строек, освоения необжитых территорий, есть ещё один аспект, к которому учительство причастно, пожалуй, более других категорий населения. Это наука. Преподавание в школе - это трансляция научных знаний. Поэтому работа секций районной августовской педагогической конференции посвящена истории российской науки, науки XX-XXI веков. Для начала вспомним несколько дат, связанных с историей науки в России:
История науки и образования в ХХ веке была очень непростой. Согласно советским оценкам особенно вопиющим было отставание России по численности ученых, что сдерживало научно-технический прогресс. Но были и большие достижения – достаточно сказать о всеобщей грамотности, охватившей страну, вплоть до самых глухих углов, об образовании у малых народов, о создании для них национальной письменности и развитии культуры и т.д. Имел место массовый рост технических и научных кадров, возникли многочисленные научные и технические направления и школы. Успехи фундаментальных и естественных наук в советские годы, особенно в послевоенный период, известны всему миру. Математики, физики, химики, инженеры, геологи нашей страны успешно соперничали с западными коллегами. История состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Ведь эпоха, как мозаика, слагается из человеческих деяний. Так же обстоит дело и с наукой. Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л. Капицы, российский физик, академик Ж.И. Алферов стал лауреатом Нобелевской премии. После запуска первого спутника Земли (1957 год) в США провели реформу образования, чтобы сократить разрыв с образованием в Советском Союзе. Нужна ли школьникам история науки, нужен ли им образ Науки как великого человеческого действа? Если нужна, то, каким образом включать в школьный курс историко-научный материал: как дополнение к современному или как сплав современных и исторических знаний? Педагогическая ценность исторического элемента всегда осознавалась в советской школе. Большое значение его включению в школьные предметы придавали известные методисты (П.А. Знаменский, Б.Д. Комиссаров, А.Н. Мягкова, В.Г. Разумовский, И.И. Соколов, Л.А. Цветкови др.). Учебно-воспитательные возможности истории науки подчеркивали дидакты (Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, М.Н. Скатин, Г.Н. Щукина и др.) и историки науки (П.С. Кудрявцев, Б.И. Спаский). Изучению истории науки в школе посвящены специальные исследования (З.Ф. Голикова, Г.М. Голин, Л.Н. Ефремов, В.И. Лебедев, И.А. Шилова, А.И. Янцов и др.). Однако все авторы советской и российской школ отмечают, что история науки еще не заняла подобающего места в практике школ. Хотя учителя привлекают историко-научный материал гораздо чаще и глубже, чем требуется программой, но делают они это часто интуитивно, для решения локальных задач: для лучшего понимания того или иного программного материала или для возбуждения интереса к предмету рассказа. Нередко преподаватели обращаются к истории науки для того, чтобы показать учащимся моральные, гражданские качества ученого: самоотверженность, принципиальность, честность, самокритичность. Потому что величайшим богатством является не только знание само по себе, но и люди, которые его добывают и применяют. О том, как работают эти люди, как сложен, мучителен и вместе с тем радостен их труд, об источниках их силы и слабости — обо всем этом и рассказывает истории науки. Чтобы извлечь из нее пользу, нужно уметь ее читать. Это одно из умений, которое призвана выработать школа. В учебном процессе педагоги используют и другие аспекты историко-научного материала. Опыт показывает, что при привлечении фактов из истории науки интерес возникает у учащихся независимо даже от их склонностей. История науки помогает ориентировать школьника на особое видение мира науки, мира в непрестанном и напряженном движении, в развитии. Раскрывает перед учащимися величественную картину сложного и диалектически противоречивого процесса познания, убеждает в силе человеческого разума. Показывает школьникам, как рождаются проблемы, над которыми люди не задумывались прежде, и как труден поиск путей их решения. История науки дает возможность показать учащимся, что исследования, открытия, изобретения представляют, как правило, результат коллективных усилий ученых разных стран. В каждой отрасли научного знания есть имена, которые известны всем. И сегодня мы хотели бы поговорить о тех ученых и их открытиях, которые совершены в 20 веке и показать, как они используются в практической деятельности учителей. * * * С О Д Е Р Ж А Н И Е I. Психолого-педагогическая секция (руководители ОУ, заместители руководителей, психологи, социальные педагоги) Руководитель: Демьяненко Г.А.
II. Естественно-математическая (физика, химия, биология, математика, информатика) Руководитель: Наумова Е.И.
III. Общественные дисциплины (история, обществознание, география, экономика) Руководитель: Лубинец Т.И.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шербакульский лицей» Шербакульского муниципального района Омской области | Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Наши друзья животные» Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Павлоградского муниципального... | ||
Начальник Управления образования «Ресурсный центр информатизации образования и методического обеспечения» в 2012 году | Конспект нод в старшей группе Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | ||
Конспект родительского собрания «Оздоровление детей» Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | «Рисование сухими листьями». «Осенние деревья». Цель Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | ||
Конспект зимней прогулки в первой младшей группе Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | Образовательная программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Рукодельница» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» муниципального... | ||
Основная образовательная программа дошкольного образования Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района" | Конспект урока фио (полностью) Кавун Оксана Богдановна Место работы Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | ||
Программные задачи Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Ольгинская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное образовательное учреждение «Каразюкская основная общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального... | Тип проекта: Здоровьесберегающий Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района" | ||
Программа по шахматам предназначена для спортивных секций общеобразовательных... Муниципальное казенное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области "Любинская средняя общеобразовательная... | 1. они направлены на достижение конкретных целей Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района" |