Скачать 1.84 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДПП.В.04 Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века(УД-04-13-016) Для специальности 050301 Русский язык и литература ОП-02.01 Составитель: д.п.н., профессор А.М. Антипова Уссурийск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
1). Методические материалы к дисциплине …………………………………... 2). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………. 3) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………..… 1. АННОТАЦИЯ Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают студенты 5 курса по специальности Русский язык и литература. В соответствии с Положением об УМК в его состав включены аннотация, рабочая учебная программа дисциплины и учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основу УМКД составляет рабочая программа, которая определяет содержание дисциплины, круг компетенций, список литературы, задания для самостоятельной работы студентов. Раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» включает Хрестоматию историко-литературных материалов, карту обеспеченности литературой. 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО (Для дисциплин Федерального компонента) Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ДПП.В.04 ПРОБЛЕМА АВТОРА В РУССКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (УД-04.13-016) Для специальности 050301 Русский язык и литература ОП-02.01 Составитель: д.п.н., профессор А.М. Антипова Уссурийск, 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………….. 2. Тематический план……………………………………………………………………… а) для очной формы обучения………………………………………………………… б) для заочной формы обучения…………………………………………….………… 3. Содержание учебного материала……………………………………………….……… 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов………………………. 5. Формы контроля………………………………………………………………………… а) рубежный (текущий) контроль…………………………………………………….. б) итоговый контроль ………………………………….…………………………..…. 6. Список литературы……………………………………………………………….……… 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Литературоведческая наука многое сделала для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является художественное произведение. Современная наука о литературе предлагает многообразие методов анализа художественного текста и подходов к нему. Специфику литературоведческого анализа определяет рассмотрение проблемы автора. Современное литературоведение (в первую очередь – бахтинология) существенно развило само понимание проблемы автора, обосновав ее доминирующую роль в изучении художественного произведения. Однако остается немало спорных вопросов: от понимания содержания одной из центральных категорий эстетики – категории «автор» - до признания полной несостоятельности, констатации «смерти автора» и замены его «скриптором» (Р. Барт). Опора на теорию М.М. Бахтина и Б.О. Кормана не препятствует использованию научных исследований, на первый взгляд, полярной направленности (В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман и др.), позволяющих представить существующие в литературоведении точки зрения на проблему автора не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Цели предлагаемого курса – раскрыть возможности системного использования основных принципов теории диалогического дискурса М. Бахтина в исследовании проблемы автора в прозе второй половины XX века (принимая в качестве исходного положение об авторе-творце как выразителе общей концепции произведения) и закономерности развития авторского сознания в русской литературе 70 – 80-х гг. ХХ века. Материалом для рассмотрения стали произведения крупнейших российских прозаиков с четко выраженной индивидуальной творческой манерой (Ю. Трифонова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Маканина), написанные в 70 – 80- гг. ХХ века и сыгравшие огромную роль в литературном процессе последней трети ХХ века. В творчестве этих художников отразилось «то, что духом времени зовут» (Б. пастернак), времени пробуждения общественного сознания. Задачи курса определены целью: - определить современный научный статус категории «автор»; - раскрыть характер взаимодействия субъектных и внесубъектных форм выражения авторского сознания в прозе Ю. Трифонова, В. Маканина, В. Распутина, В. Астафьева; - определить формы выражения авторской позиции в произведениях разных жанров (рассказ, повесть, роман). Поскольку анализ литературного произведения – это исследовательское прочтение текста, то особую важность приобретает развитие и совершенствование исследовательских, аналитических умений студентов-филологов, обогащение их читательской культуры. Вся система подготовки студентов-филологов содействует формированию у будущего учителя-словесника представления о художественном произведении как эстетическом целом. Однако на завершающем этапе обучения (5 курс, 10 семестр) целесообразен курс (по выбору), входящий в цикл дисциплин предметной подготовки, позволяющий систематизировать теоретико-литературные и историко-литературные знания, сориентировать в богатстве методов и методик анализа. Программа данного курса предполагает прослушивание студентами курса лекций (22 ч.) и выполнение различных видов самостоятельной работы (чтение произведений Ю. Трифонова, В. Маканина, В. Распутина, В. Астафьева, выполнение анализа литературных произведений). 2. Тематический план дисциплины а) для очной формы обучения
б) для заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание лекционного курса Тема 1. Проблема автора в современном отечественном и зарубежном литературоведении. Определение значений термина «автор» в современном литературоведении (В.Е. Хализев, В.В. Прозоров). «Биографический автор» и «автор-творец». Специфика выражения авторского сознания в литературном произведении. Автор-творец как выразитель общей концепции произведения (М.М. Бахтин); субъектные и внесубъектные формы выражения авторского сознания в тексте (Б.О. Корман); повествовательная речь как основное средство выражения творческой активности субъекта (В.В. Виноградов). Анализ литературного произведения как метод его научного постижения. Основные категории и понятия литературоведческого анализа. Вопросы методологии анализа и теории художественного произведения в трудах М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, М.М. Гиршмана, В.И. Тюпы, Н.Д. Тамарченко, Л.В. Чернец, А.Б. Есина, В.Е. Хализева, А.Я. Эсалнек и др. Анализ и интерпретация как несводимые друг другу, но «взаимодополнительные» процедуры (Л.Ю. Фуксон). Проблемы интерпретации литературного произведения в работах М.Л. Гаспарова, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, Л.Ю. Фуксона, Л.В. Чернец и др. Понятие о «диапазоне допустимых интерпретаций» (В.Е. Хализев). Истинная диалогичность как критерий правомерности интерпретаций. Концепция диалога в работах А.И. Белецкого, М.М. Бахтина и др. Диалог автора и читателя, опосредуемый художественным текстом, как «процесс сотворчества понимающих» (М.М. Бахтин). |
Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии» Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать... | Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной... | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века | Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 02 «История стран... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 «Внешняя политика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Реферат По литературе «Цинковые мальчики» «Тенденции литературного развития 2й половины 1980-1990х и жанрообразовательные процессы в современной русской прозе». Мамедов Т.... | ||
Учебник по русской литературе второй половины 19 века для 10 класса.... Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | Ый план учебного предмета «Литература» Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература первой... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Тема «Условия плавания тел» (14 урок по теме) Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Урок математики в 5В классе моу «сош №124» Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | 1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века? |