Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»





Скачать 17.43 Mb.
НазваниеЛитература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
страница1/104
Дата публикации03.10.2013
Размер17.43 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   104
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
ЛИТЕРАТУРА
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редакцией А.Г. Кутузова М. Просвещение 2004г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно- нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения. Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика.

Это стремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к литературе XVIII, XIX,XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, отдельных фактов биографии писателя. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов .

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Один из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи : словарная работа, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.


Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов

Введение 2

Фольклор 14

Духовная литература 5

Эпос и эпические жанры 52

Лирические жанры 16

Драматические жанры 12

ИТОГО 102
Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание темы

Теоретико-литературные понятия

История литературы

Нравственный потенциал

Количество часов







I

Введение

Художественная литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Писатель и автор в произведении. Словесные жанры.

Художественный мир, художественный вымысел, автор, литературные жанры.

Словесность как развивающееся явление

Художественное сознание, фантазия человека

2

II

Фольклор













14

1

Фольклор

Понятие фольклора. Общенародный идеал. Основные жанры фольклора.

Фольклор, жанры.

Возникновение фольклора.

Нравственный идеал

1

2

Фольклор

Детский фольклор. Жанры

Загадка, считалка, игра, небыличка

Фольклор в прошлом и в современности

Освоение жизненного опыта, общение

2

3

Фольклор

Сказка. Виды фольклорных сказок. Волшебная сказка «Два Ивана – солдатских сына»

Жанр, вид, волшебная сказка, сказочный мир, сюжет, композиция, положительный герой

История волшебной сказки

Понятие добра и зла, черты общенародного идеала

3

4

Фольклор

«Финист- Ясный Сокол» - волшебная сказка

Волшебная сказка, тема, идея

-----

Тема любви и верности в сказке

2

5

Фольклор

Бытовые сказки. Сказки о животных

Бытовая сказка, сказки о животных

Истоки бытовых сказок

Ум и глупость как черты человека

1

6

Фольклор

«Снегурочка» - немецкая народная сказка

«бродячий» сюжет, олицетворение

Фольклорные сюжеты в творчестве писателей XIX века.

Красота, доброта, любовь и верность в народном сознании

1

7

Фольклор

Самостоятельное чтение

Фольклорные сказки, сюжет, герои, художественные особенности сказок

Мировая сокровищница сказок

Общенародный идеал, понятие людей о добре и зле

2

8

Фольклор

Русские сказочники. Творческая мастерская

Сказочник, сочинитель сказок, художественный конфликт

-----

Общенародные идеалы, понятия о добре и зле

2 (1рр)

III

Духовная литература













5

1

Духовная литература

Духовная литература. Библия.

Понятие духовной литературы, жанры, библия

Влияние христианства на искусство

Нравственные отношения, христианский идеал и договор

1

2

Духовная литература

Новый Завет. Сказания и предания об Иисусе Христе.

Понятие духовной литературы, жанры, библия

Роль христианства в жизни людей

Христианские заповеди – нравственные общечеловеческие понятия

2

3

Духовная литература

«Житие Бориса и Глеба»

Жанр жития

Национальное своеобразие христианского учения

Добродетель, послушание, уважение старших

2

IV

Литература.

Эпические жанры













52

1




Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Роды литературы.

Эпос, лирика, драма

Возникновение литературы




1

2

Сказка

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система человеческих ценностей. Способы изображения.

Литературная сказка, её художественное своеобразие; пейзаж, портрет, речь и поступки героя; оценка и отношение др. персонажей, антитеза.

Литературная обработка фольклорных сюжетов

Русский национальный идеал, нравственный идеал автора

2

3

Сказка

П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Нравственные и социальные проблемы сказки. Близость сказки к народной.

Стихотворная сказка, фольклорные элементы в литературной сказке

Жизнь литературного произведения

Зло – это зависть и глупость; положительный герой – «дурак»

2

4

Сказка

В.И.Даль «У тебя у самого свой ум». Творческий практикум.

Мораль в сказке, своеобразие сказок В.Даля

Литературная деятельность В.И.Даля, его дружба с А.С Пушкиным

Независимость ума – положительная черта человека

2-(1рр)

5

Сказка

О.Уайльд «Соловей и роза»

Понятие о символе

-----

Самоотверженность в любви

2 вн.чт.

6

Сказка

Необычные сказки. «Мирная война» С.Черного, «Морожены песни» С.Писахова, «Сказка на ваш вкус» Р.Кено

Сказочный мир литературных произведений

Многообразие сюжетов литературных сказок и стилей писателей

Герои – носители высоких нравственных качеств, сказка – средство общения в игре.

2

7

Рассказ

Понятие о жанре рассказа. Отличие рассказа от сказки.

Жанровые особенности рассказа

------

------

1

8

Рассказ

Н.В.Гоголь «Заколдованное место»

Сказочный мир в рассказе; писатель-повествователь и рассказчик

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Чувство страха и его преодоление, юмор в жизни человека

2

9

Рассказ

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика героев

Рассказ – быль, сюжета – фабула, система характеров

Историческая основа сюжета, жизненные впечатления автора

Тема дружба и вражды, национальных отношений и уважения между народами

2

---

10

Рассказ

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Рождественский рассказ – художественное своеобразие, понятие внутреннего монолога

Начальное знакомство с Ф.М.Достоевским – писателем - психологом

Обличение жестокости и антигуманности буржуазного общества, тема бедных детей, человек и Бог в представлении писателя.

2

11

Рассказ

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Рождественский рассказ, отзыв о литературном произведении

Знакомство с А.И.Куприным

Милосердие, сострадание, бескорыстие – идеал писателя

2 вн.чт.

12

Рассказ

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Пересолил»

Юмористический рассказ, комическая ситуация, комический характер

------

Высмеивание малодушия, трусости, невежества людей

3

13

Рассказ

Д.Лондон «Сказание о Кише»

Сказание как форма рассказа, героический характер

------

Мужество, смелость, настойчивость, смекалка – качества настоящего мужчины

2

14

Рассказ

А.Конан-Дойль «Дьяволова нога»

Детективный рассказ, герой – детектив

История рассказов о Шерлоке Холмсе

Тема справедливого возмездия, наука на службе человечества, гуманизм и преступление

2 вн.чт.

15

Рассказ

К.Г.Паустовский «Кот - ворюга» Рассказы о животных.

Рассказ о животных, очеловечивание животного

«Мещерская сторона» - гимн русской природе.

Гуманное обращение с животными.

2

16

Рассказ

А.П.Чехов «Каштанка»

Рассказ о животных, комическое.

------

Гуманное отношение к животным.

---

17

Рассказ

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре»

Игровые рассказы Д.Хармса и Л.Петрушевской

------

Игровой рассказ; звуковая и грамматическая формы–средства создания художественного образа

«Денискины рассказы»
Художественное разнообразие современной литературы

Чувство первой любви
Фантазия и воображение читателя – путь к соавторству

1

2

18

Рассказ

Творческая мастерская: тайна рассказа

Анализ эпического произведения

Мастерство русских писателей

------

2рр

19

Повесть

Повесть как эпический жанр. Отличие повести от рассказа

Жанровые черты повести

Развитие жанра повести в русской литературе

------

1

20

Повесть

А.С.Пушкин «Барышня - крестьянка»

Средства создания характеров, система повествователей, ирония, инверсия

«Повести Белкина» А.С.Пушкина; Пушкин и Белкин - рассказчики

Пушкинский идеал национального характера

3

21

Повесть

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Автобиографическая повесть, средства создания характеров, юмор

Марк Твен – любимый писатель во всем мире

Дружба героев; любознательность, независимость, бескорыстие, жажда приключений

2 вн.чт.

22

Повесть

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

«Маленький человек» как литературный характер; художественный вымысел, сюжет

Образ «маленького человека» в русской литературе

Тема дружбы, милосердия, гуманизма, взрослые и дети

2 вн.чт.

23

Повесть

Творческая мастерская: тайны писательского труда

Художественный замысел, художественный вымысел, сюжет

------

------

2рр

24

Повесть

Сказочная повесть

Сказочный мир, развитие фантастического и волшебного

------

------

1

25

Повесть

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Волшебное, фантастическое и реально-бытовое как средство создания характеров

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Добро и зло; сила человеческого характера, любовь, оптимизм; юмор в повести

3

26

Повесть

Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

Средства создания сказочного мира

История создания повести

Умение удивляться – одно из лучших человеческих свойств

2




Повесть

«Я хочу рассказать о книге, которую прочитал» (Урок самостоятельного чтения).

Интерпретация литературного произведения

------

Читательский соавтор

2рр

V

Лирика













16

1

Лирика

Лирика. Виды лирики.

Родовые свойства лирики, жанровые черты стихотворения, стихи и проза

Развитие лирики, фольклора

------

---




Лирика

Лирика как род литературы. Стихотворение –лирический жанр. А.С.Пушкин «Птичка»

Родовые свойства лирики, жанровые черты стихотворения, стихи и проза

Развитие лирики из фольклора

Поэтичность души человека, стремление выразить чувства в поэзии

1

2

Лирика

Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения

Ритм, рифма, двусложные и трехсложные размеры стиха

------

------

---

3

Лирика

А.С.Пушкин «Туча», «Еще дуют холодные ветры»

Образная система стихотворения

А.С.Пушкин – гений русской поэзии

Чувства радости и горести

2

4

Лирика

А.С.Пушкин «Бесы», П.А.Вяземский «Вьюга». Сравнение образов.

Сопоставление стихотворений

Дружба А.С.Пушкина и П.Вяземского

Выражение разных чувств через одинаковые образы

2

5

Лирика

М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

Фольклорные мотивы в лирике, начальное понятие о тропах и фигурах (эпитет, повтор, инверсия)

Эссе о М.Ю. Лермонтове

Традиция выражения чувств материнской любви, верности, патриотизма

1

6

Лирика

М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»

Аллегория, символ, антитеза, олицетворение, художественный перевод

Оригинал и перевод

Чувство одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

1рр

7

Лирика

М.Ю.Лермонтов «Утес»

Специфика стихотворения как лирического жанра

------

Личностное восприятие поэзии

1

8

Лирика

Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

Композиция стихотворения, олицетворение

Ф.И.Тютчев – выдающийся поэт XIX века

Выражение чувства радости, ликования природы и человека

1

9

Лирика

«Чародейкою зимой…» «Есть в осени первоначальной»

Пейзажная лирика, ритм и интонация стихотворения

------

Чувства человека созвучны состоянию природы

2рр

10

Лирика

Стихотворения А.А.Фета

Пейзажная лирика, поэтические образы

------

Сопоставление чувств разных поэтов, вызванных природой

2

11

Лирика

Творческая мастерская – проникновение в художественный мир стихотворения

Интерпретация стихотворения




Выразительное чтение – сотворчество, сопереживание

2рр

VI

Драматические жанры













12

1

Драматические жанры

Понятие драмы как рода литературы

Художественные особенности рода жанры, автор в драматическом произведении

Краткая история развития драмы

------

1

2

Драматические жанры

Т.Габбе «Город мастеров»

Жанр пьесы – сказки, сказочный мир сказочных персонажей

Развитие театрального дела в России, ТЮЗы.

Борьба добра и зла, красоты и безобразия; дружба и любовь в жизни человека

2-(1рр)

3

Драматические жанры

Т.Габбе «Город мастеров» Творческий практикум







Значение личности актера в реализации авторского замысла

2

4

Драматические жанры

Т.Габбе «Город мастеров» Урок-игра.

Интерпретация




«Вживание в образ» - единство чувств героя пьесы и актера

2

5

Драматические жанры

Т.Габбе «Город мастеров»

Характер персонажа в драме

------

------

1

6

Драматические жанры

Творческая мастерская: сценарий

Специфика жанра сценария

Создания фильмов на основе литературных произведений

Воплощение идеи деятельного милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

2

7

Драматические жанры

Самостоятельного чтение (пьесы Т.Габбе, Е.Шварца)

Интерпретация

Знакомство с драматургом Е.Шварцем

Выбор произведения для самостоятельного чтения

2 вн.чт.

VII

Итоговые уроки













6

1

Итоговые уроки

Итоговая контрольная работа (по «Кладовой солнца» М.М.Пришвина) – самостоятельное чтение

+

Итоговый контрольный тест

Смысл заглавия, фольклорные элементы, роль пейзажа

Все понятия

Историческая основа сюжета

Все сведения

Добрые взаимоотношения в семье – главная ценность.

Ответственность, собранность, самостоятельность

1рр

1

2

Итоговые уроки

Итоговая читательская конференция (на материале самостоятельного чтения)

интерпретация




Читательский вкус

2 вн.чт.

3

Итоговые уроки

Рефлексия










2р.р.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   104

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса...
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПрограмма по литературе для 10 класса создана на основе федерального...
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе...
Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса...
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для VIII...
«Литература» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Охватывают внутреннюю структуру
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск