Скачать 2.37 Mb.
|
Авторская программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с ОНР» Воспитателя Берсеневой Надежды Николаевны МБДОУ д/с №3 г.Лебедянь. 2012г. Введение. Овладение детьми школьного возраста математическими знаниями является одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования для познавательного развития ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Преследуется главная мысль: нужно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Математика до сих пор считается скучной наукой. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным делом. Как же сделать математику интересной для детей? Для этого нужно было пересмотреть методы и приемы, дидактические средства и форму занятий. Нужно подчинить их основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. А это обосновано идеями развивающего обучения, которое соответствует требования современности. Во-первых, дети, имеющие недоразвитие речи, кА правило, имеют недостаточный лексический запас. Поэтому работа в такой группе построена тематически. Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, работая над которой дети обогащают. Расширяют свой словарный запас, приобретая более глубокие знания по изучаемой теме. Поэтому все занятия посвящены этой лексической теме, в том числе и развитию элементарных математических представлений. Нужно было составлять такие занятия, в которых дети продолжали бы упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активировали бы отработанную лексику, закрепляли бы знания по изучаемой теме. Во-вторых, организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения. Организация занятия небольшими группами способствует взаимному обучению и взаимопроверке, стимулирует общение и взаимодействие детей. Для поиска ответа очень полезны дискуссии. При такой организации возникла атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу. Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными, методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод. У кого правильный ответ? Напиши нужный знак, цифру. Чего не хватает? Как бы вы сделали? Нередко для получения ответа ребенок идет путем опытных проб. И воспитатель должен направлять поисковую деятельность детей. Доброжелательная оценка воспитателя, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Затем вместе находим ошибку, и воспитатель подводит к новому способу решения задания. Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Занятия построены в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова. Очень часто в занятиях звучат песни, музыка. Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности. В программе разработано количество занятий больше, чем требуется для годового перспективного планирования. Это связано с тем, лексические темы для каждой группы или детского сада подбираются индивидуально, и большее количество занятий дает возможность в выборе занятия по нужной лексической теме. Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной группы. 1.Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; 2.Учить овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); 3.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; 4.Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку; 5.Овладевать навыками речевого общения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; 6.Развивать мелкую моторику и зрительную двигательную координацию. Перспективный план работы старшей логопедической группы по развитию элементарных математических представлений I КВАРТАЛ Задачи: повторить программный материал средней группы: образование чисел и счет до 5, счет с помощью анализаторов. Различие геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, шара, куба, цилиндра. Познакомить с овалом. Установить соотношения между 2-5 предметами по величине (длина, ширина и т.д.), раскладывая их в порядке убывания и возрастания. Определение направления расположения предметов: впереди, сзади, внизу, вверху, слева, справа. Познакомить с образованием чисел от 6 до 9. Учить сравнивать совокупность предметов, выраженных смежными числами. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9. Уточнить независимость числа предметов от их размера. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Сентябрь Занятие №1. «Детский сад». Тема: Количество и счет: один и много, Цифра 1. счет и отсчет предметов в пределах 5. Величина: сравнивание трех предметов по высоте. Занятие №2. «Умывальные принадлежности». Тема: Количество и счет: счет и отсчет предметов в пределах 5 Цифра 2. Величина: сравнение предметов по длине, ширине, толщине. Занятие №3. «Мебель». Тема: Количество и счет: образование чисел 4 и 5. Цифра 4 и 5. Счет до 5. Геометрические фигуры: различие круга, квадрата, прямоугольника. Ориентировка в пространстве. Занятие №4. «Овощи, фрукты». Тема: Количество и счет: счет в пределах 5. Величина: убывающий и возрастающий размер. Геометрические фигуры: овал. Занятие№5. «Осень». Тема: Количество и счет: счет в пределах 5. Число и цифра от 1 до 5. Сравнение чисел. Времена года: осенние месяцы. Ориентировка на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, на середине. Октябрь. Занятие №6. «Грибы. Ягоды». Тема: Количество и счет: знакомство с цифрой 0. Счет и отсчет в пределах 5. Цифры от 1 до 5. Величина: измерение высоты, мерка. Занятие №7. «Одежда. Обувь». Тема: Количество и счет: образование числа 6. Цифра 6. Величина: сравнение предметов по длине в убывающем и возрастающем порядке. Логическая задача: мышление. Занятие №8.»Домашние птицы». Тема: Количество и счет: закрепить образование числа 6. Цифра 6. Ориентировка на плоскости: середина, слева, справа. Ориентировка на пространстве: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. Занятие №9. «Продукты питания. Хлеб». Тема: Количество и счет: образование числа 7. Цифра 7. Счет и отсчет в пределах 7. Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. Ноябрь. Занятие №10. «Посуда». Тема: Количество и счет: счет и отсчет в пределах 7. Число 7 и цифры от 1 до 7. Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в пространстве: определение положения предмета по отношению к предмету, находящемуся в центре. Занятие №11. «Деревья хвойные и лиственные». Тема: Количество и счет: образование числа 8. Цифра 8. Равенство и неравенство количества предметов разных размеров. Ориентировка в пространстве: слева, справа. Счет с помощью слухового анализатора. Занятие №12. «Перелетные птицы». Тема: Количество и счет: число и цифра 8. Число предметов не зависит от размера предмета. Величина: сопоставление предметов по высоте. Занятие №13. «Игрушки». Тема: Количество и счет: образование числа 9 и цифра 9. Величина: соотношение по высоте и толщине. Порядок возрастания и убывания. Знаки. II Квартал. Задачи: познакомить детей с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10. Дать представление о том, что счет предметов можно вести в любом направлении. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения. Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения. Развивать умение устанавливать соотношение предметов по длине, высоте, ширине и т.д. Закрепить знания геометрических форм: треугольник, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр. Счет с помощью слуховых и зрительных анализаторов. Развивать умение ориентироваться в пространстве, на плоскости. Закрепить знания дней недели. Декабрь. Занятие №14. «Дикие животные». Тема: Количество и счет: число и цифра 9. Счет и отсчет до 9. Деление целого на части. Величина: измерение длины меркой. Занятие №15. «Зимующие птицы». Тема: Количество и счет: образование числа 10. Цифра 10. Прямой и обратный счет до 10. Ориентировка во времени: дни недели. Занятие №16. «Зима. Зимние забавы». Тема: Количество и счет: Число и цифра 10. Порядковый счет. Величина: сравнение предмета по высоте и длине, мерке. Ориентировка во времени: времена года: зимние месяцы. Занятие №17. «Новый год». Тема: Количество и счет: счет до 10. Число предметов не зависит от формы их расположения. Порядковый счет. Величина: сравнение длины и высоты предмета. Геометрические фигуры: соотношение геометрических фигур с предметами. Январь. Занятие №18. «Домашние животные». Тема: Количество и счет: счет в пределах 10 с помощью слухового анализатора. Величина: сравнение длины и ширины с помощью условной мерки. Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа. Занятие №19. «В мире сказок». Тема: Количество и счет: счет и отсчет в пределах 10. Равенство и неравенство между предметами. Величина: сравнение предметов по высоте и толщине. Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Логическая задача: мышление. Занятие №20. «Дикие животные зимой». Тема: Количество и счет:в пределах 10. Счет равного количества в группах разных предметов. Величина: определение высоты на глаз. Занятие №21. «Зимняя одежда». Тема: Количество и счет: отсчет предметов по названному числу и цифре. Счет равного количества в группах разных предметов. Ориентировка во времени: части суток, зимние месяцы. Февраль. Занятие №22. «Моя семья». Тема: Количество и счет: счет в пределах 10. Логические задачи. Счет и воспроизведение звуков по названному числу. Ориентировка на плоскости: местонахождение предмета по отношению к другому объекту. Занятие №23. «Мамин праздник». Тема: Количество и счет: деление целого на части 2-4. Ориентировка во времени: весенние месяцы. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал. Занятие №24. «Ранняя весна». Тема: Количество и счет: состав числа из единиц числа 3 и 4. Ориентировка во времени: месяцы года. Логические задачи: математические загадки. Занятие №25. «Транспорт». Тема: Количество и счет: состав числа из единиц. Деление целого на части: жидкость, твердое вещество. Порядковый счет. Занятие №26. «Сельскохозяйственная работа весной». Тема: Количество и счет: порядковый счет до 10. Сравнение смежных чисел до 5. Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа, середина. Геометрические фигуры: Логические задачи: 3 КВАРТАЛ Задачи: дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части устанавливать отношение между целым и частью. Закрепить умение видеть равное количество разных предметов. Познакомить с количественным составом чисел первого-------- из единиц. Формировать навыки порядкового счета в пределах 10. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними. Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10. Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь. Закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знания о днях недели. Познакомить детей с месяцами года. Февраль Занятие №27. «Комнатные растения». Тема: Величина: сравнение величины по высоте. Измерение жидкости, Мерка. Геометрические фигуры: сравнение геометрических фигур. Логические задачи: Занятие №28. «Дом, в котором мы живем». Тема: Количество и счет: порядковый счет до 10. Цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры: группировка геометрических фигур по признакам (цвет, размер). Ориентировка на листе бумаги: план и его условные обозначения. Занятие №29. «Перелетные птицы». Тема: Количество и счет: сравнение смежных чисел. Счет на слух в пределах 10. Величина: соотношение предметов по высоте с помощью мерки. Логические задачи: Занятие №30. «Аквариум и его обитатели». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В детском саду специальную работу по формированию элементарных математических представлений начинают со старшего звена. Формирование... | Мкдоу «Пителинский детский сад №2» муниципального образования – Пителинский... Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных | ||
Конспект занятия (непосредственно образовательная деятельность) по... Эти закономерности подчиняются степенным рядам [синоним – фрактальная природа] | Утверждено Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в... | Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | ||
План мероприятий дня открытых дверей гбоу детский сад комбинированного... Открытое занятие в подготовительной группе формирование элементарных математических представлений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми 4-5 лет в средней группе №4 | ||
«Женский праздник – 8 Марта» Автор: Рыбачкова Анна Владимировна,... Открытое занятие в подготовительной группе формирование элементарных математических представлений | Центры развития активности детей в групповых помещениях Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических... | ||
Конспект непосредственной организованной деятельности детей по формированию... Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Игра в шахматы очень полезна для детей Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических... | ||
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе Цели урока: закрепить знания, полученные ранее, ввести новые понятия, научить использовать эти знания на практике, закрепить их на... | Лексико стилистический анализ публицистических текстов на примере... Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических... | ||
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе доу (онр, ффнр) |