Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр»





НазваниеПрограмма «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр»
страница1/16
Дата публикации29.07.2013
Размер2.37 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Авторская программа
«Развитие элементарных

математических представлений

в логопедической группе с ОНР»
Воспитателя

Берсеневой Надежды Николаевны

МБДОУ д/с №3 г.Лебедянь.
2012г.

Введение.

Овладение детьми школьного возраста математическими знаниями является одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования для познавательного развития ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Преследуется главная мысль: нужно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Математика до сих пор считается скучной наукой. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным делом. Как же сделать математику интересной для детей? Для этого нужно было пересмотреть методы и приемы, дидактические средства и форму занятий. Нужно подчинить их основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. А это обосновано идеями развивающего обучения, которое соответствует требования современности.

Во-первых, дети, имеющие недоразвитие речи, кА правило, имеют недостаточный лексический запас. Поэтому работа в такой группе построена тематически. Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, работая над которой дети обогащают. Расширяют свой словарный запас, приобретая более глубокие знания по изучаемой теме. Поэтому все занятия посвящены этой лексической теме, в том числе и развитию элементарных математических представлений. Нужно было составлять такие занятия, в которых дети продолжали бы упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активировали бы отработанную лексику, закрепляли бы знания по изучаемой теме.

Во-вторых, организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения. Организация занятия небольшими группами способствует взаимному обучению и взаимопроверке, стимулирует общение и взаимодействие детей. Для поиска ответа очень полезны дискуссии. При такой организации возникла атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу.

Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными, методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод. У кого правильный ответ? Напиши нужный знак, цифру. Чего не хватает? Как бы вы сделали? Нередко для получения ответа ребенок идет путем опытных проб. И воспитатель должен направлять поисковую деятельность детей. Доброжелательная оценка воспитателя, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Затем вместе находим ошибку, и воспитатель подводит к новому способу решения задания.

Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Занятия построены в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова. Очень часто в занятиях звучат песни, музыка.

Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.

В программе разработано количество занятий больше, чем требуется для годового перспективного планирования. Это связано с тем, лексические темы для каждой группы или детского сада подбираются индивидуально, и большее количество занятий дает возможность в выборе занятия по нужной лексической теме.

Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной группы.
1.Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
2.Учить овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
3.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
4.Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;
5.Овладевать навыками речевого общения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
6.Развивать мелкую моторику и зрительную двигательную координацию.
Перспективный план работы

старшей логопедической группы

по развитию элементарных

математических представлений


I КВАРТАЛ
Задачи: повторить программный материал средней группы: образование чисел и счет до 5, счет с помощью анализаторов.

Различие геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, шара, куба, цилиндра. Познакомить с овалом. Установить соотношения между 2-5 предметами по величине (длина, ширина и т.д.), раскладывая их в порядке убывания и возрастания. Определение направления расположения предметов: впереди, сзади, внизу, вверху, слева, справа.

Познакомить с образованием чисел от 6 до 9. Учить сравнивать совокупность предметов, выраженных смежными числами. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9. Уточнить независимость числа предметов от их размера.

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.

Сентябрь

Занятие №1. «Детский сад».

Тема:

Количество и счет: один и много, Цифра 1. счет и отсчет предметов в пределах 5.

Величина: сравнивание трех предметов по высоте.

Занятие №2. «Умывальные принадлежности».

Тема:

Количество и счет: счет и отсчет предметов в пределах 5 Цифра 2.

Величина: сравнение предметов по длине, ширине, толщине.

Занятие №3. «Мебель».

Тема:

Количество и счет: образование чисел 4 и 5. Цифра 4 и 5. Счет до 5.

Геометрические фигуры: различие круга, квадрата, прямоугольника. Ориентировка в пространстве.

Занятие №4. «Овощи, фрукты».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 5.

Величина: убывающий и возрастающий размер.

Геометрические фигуры: овал.

Занятие№5. «Осень».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 5. Число и цифра от 1 до 5. Сравнение чисел.

Времена года: осенние месяцы.

Ориентировка на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, на середине.

Октябрь.

Занятие №6. «Грибы. Ягоды».

Тема:

Количество и счет: знакомство с цифрой 0. Счет и отсчет в пределах 5. Цифры от 1 до 5.

Величина: измерение высоты, мерка.

Занятие №7. «Одежда. Обувь».

Тема:

Количество и счет: образование числа 6. Цифра 6.

Величина: сравнение предметов по длине в убывающем и возрастающем порядке.

Логическая задача: мышление.

Занятие №8.»Домашние птицы».

Тема:

Количество и счет: закрепить образование числа 6. Цифра 6.

Ориентировка на плоскости: середина, слева, справа.

Ориентировка на пространстве: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Занятие №9. «Продукты питания. Хлеб».

Тема:

Количество и счет: образование числа 7. Цифра 7. Счет и отсчет в пределах 7.

Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Ноябрь.

Занятие №10. «Посуда».

Тема:

Количество и счет: счет и отсчет в пределах 7. Число 7 и цифры от 1 до 7.

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: определение положения предмета по отношению к предмету, находящемуся в центре.

Занятие №11. «Деревья хвойные и лиственные».

Тема:

Количество и счет: образование числа 8. Цифра 8. Равенство и неравенство количества предметов разных размеров.

Ориентировка в пространстве: слева, справа. Счет с помощью слухового анализатора.

Занятие №12. «Перелетные птицы».

Тема:

Количество и счет: число и цифра 8. Число предметов не зависит от размера предмета.

Величина: сопоставление предметов по высоте.
Занятие №13. «Игрушки».

Тема:

Количество и счет: образование числа 9 и цифра 9.

Величина: соотношение по высоте и толщине.

Порядок возрастания и убывания.

Знаки.

II Квартал.

Задачи: познакомить детей с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10. Дать представление о том, что счет предметов можно вести в любом направлении. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения. Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения. Развивать умение устанавливать соотношение предметов по длине, высоте, ширине и т.д. Закрепить знания геометрических форм: треугольник, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр. Счет с помощью слуховых и зрительных анализаторов. Развивать умение ориентироваться в пространстве, на плоскости. Закрепить знания дней недели.

Декабрь.

Занятие №14. «Дикие животные».

Тема:

Количество и счет: число и цифра 9. Счет и отсчет до 9. Деление целого на части.

Величина: измерение длины меркой.

Занятие №15. «Зимующие птицы».

Тема:

Количество и счет: образование числа 10. Цифра 10. Прямой и обратный счет до 10.

Ориентировка во времени: дни недели.

Занятие №16. «Зима. Зимние забавы».

Тема:

Количество и счет: Число и цифра 10. Порядковый счет.

Величина: сравнение предмета по высоте и длине, мерке.

Ориентировка во времени: времена года: зимние месяцы.

Занятие №17. «Новый год».

Тема:

Количество и счет: счет до 10. Число предметов не зависит от формы их расположения. Порядковый счет.

Величина: сравнение длины и высоты предмета.

Геометрические фигуры: соотношение геометрических фигур с предметами.
Январь.

Занятие №18. «Домашние животные».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 10 с помощью слухового анализатора.

Величина: сравнение длины и ширины с помощью условной мерки.

Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа.

Занятие №19. «В мире сказок».

Тема:

Количество и счет: счет и отсчет в пределах 10. Равенство и неравенство между предметами.

Величина: сравнение предметов по высоте и толщине.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Логическая задача: мышление.

Занятие №20. «Дикие животные зимой».

Тема:

Количество и счет:в пределах 10. Счет равного количества в группах разных предметов.

Величина: определение высоты на глаз.

Занятие №21. «Зимняя одежда».

Тема:

Количество и счет: отсчет предметов по названному числу и цифре. Счет равного количества в группах разных предметов.

Ориентировка во времени: части суток, зимние месяцы.

Февраль.

Занятие №22. «Моя семья».

Тема:

Количество и счет: счет в пределах 10. Логические задачи. Счет и воспроизведение звуков по названному числу.

Ориентировка на плоскости: местонахождение предмета по отношению к другому объекту.

Занятие №23. «Мамин праздник».

Тема:

Количество и счет: деление целого на части 2-4.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.

Занятие №24. «Ранняя весна».

Тема:

Количество и счет: состав числа из единиц числа 3 и 4.

Ориентировка во времени: месяцы года.

Логические задачи: математические загадки.

Занятие №25. «Транспорт».

Тема:

Количество и счет: состав числа из единиц. Деление целого на части: жидкость, твердое вещество. Порядковый счет.

Занятие №26. «Сельскохозяйственная работа весной».

Тема:

Количество и счет: порядковый счет до 10. Сравнение смежных чисел до 5.

Ориентировка на плоскости: вверху, внизу, слева, справа, середина.

Геометрические фигуры:

Логические задачи:

3 КВАРТАЛ

Задачи: дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части устанавливать отношение между целым и частью.

Закрепить умение видеть равное количество разных предметов. Познакомить с количественным составом чисел первого-------- из единиц. Формировать навыки порядкового счета в пределах 10. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними. Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10. Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь. Закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знания о днях недели. Познакомить детей с месяцами года.

Февраль

Занятие №27. «Комнатные растения».

Тема:

Величина: сравнение величины по высоте. Измерение жидкости, Мерка.

Геометрические фигуры: сравнение геометрических фигур.

Логические задачи:

Занятие №28. «Дом, в котором мы живем».

Тема:

Количество и счет: порядковый счет до 10. Цифры от 1 до 10.

Геометрические фигуры: группировка геометрических фигур по признакам (цвет, размер).

Ориентировка на листе бумаги: план и его условные обозначения.

Занятие №29. «Перелетные птицы».

Тема:

Количество и счет: сравнение смежных чисел. Счет на слух в пределах 10.

Величина: соотношение предметов по высоте с помощью мерки.

Логические задачи:

Занятие №30. «Аквариум и его обитатели».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В детском саду специальную работу по формированию элементарных математических представлений начинают со старшего звена. Формирование...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconМкдоу «Пителинский детский сад №2» муниципального образования – Пителинский...
Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект занятия (непосредственно образовательная деятельность) по...
Эти закономерности подчиняются степенным рядам [синоним – фрактальная природа]
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconУтверждено
Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПлан мероприятий дня открытых дверей гбоу детский сад комбинированного...
Открытое занятие в подготовительной группе формирование элементарных математических представлений
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми 4-5 лет в средней группе №4
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» icon«Женский праздник – 8 Марта» Автор: Рыбачкова Анна Владимировна,...
Открытое занятие в подготовительной группе формирование элементарных математических представлений
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconЦентры развития активности детей в групповых помещениях
Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект непосредственной организованной деятельности детей по формированию...
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconИгра в шахматы очень полезна для детей
Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе
Цели урока: закрепить знания, полученные ранее, ввести новые понятия, научить использовать эти знания на практике, закрепить их на...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconЛексико стилистический анализ публицистических текстов на примере...
Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconКонспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному...
Программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с онр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе доу (онр, ффнр)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск