Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы»





НазваниеПрограммы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы»
страница1/11
Дата публикации06.03.2015
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Развитие образовательного пространства

в рамках реализации образовательной

программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе

эволюционно – синергетической парадигмы»



Руководитель ОП:

Сорокина С.А

Научный руководитель:

Меньшиков И.В., кандидат биологических наук

Авторский коллектив:

Вострикова О.Ю. - Положение о Математической школе, разработка междисциплинарного курса (МДК) и конспект занятия «Симметрия в окружающем мире»

Меньшиков И.В. - методологическое обоснование к уроку биологии

Морарь Л.В. - Положение о Физической школе и из опыта работы в Физической школе;

Неустроев В.В. - Положение о научном обществе учащихся (НОУ)

Сорокина С.А. - анализ образовательной программы, нормативные документы об образовательной программе и синергетическом классе, разработка урока «Биоэнергетика клетки»

Приложение. Реферат Дюбы А., ученика 10 класса «Научные аспекты скрипичного звука»

Учителя-предметники:

Вострикова О.Ю., математик

Зарубина Л.Г., математик

Мартынова П.А., химик

Морарь Л.В., физик

Неустроев В.В., астроном

Сорокина С.А., биолог

Сыроватская А.Д., математик

Сопровождение:

Ессина Ф.М., психолог

Актуальность


В условиях быстро меняющихся социально-экономических и политических обстоятельств современной жизни традиционная структура и содержание образовательных программ по предметам не способствует адекватному формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся. А значит и к дальнейшему усвоению ими культуры и успешной социализации личности школьника. Тем самым сегодняшняя школа не решает задачи, поставленные перед обществом.

Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира. А без целостности знаний нет целостности восприятия, мировоззрения, а следовательно и полноценной личности, осознающей свою ценность, место и роль в мире.

В рамках метапрограммы в Ижевской гимназии №56 реализуется образовательная программа «Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся на основе эволюционно – синергетической парадигмы». (Приложение 1)

Почему используется методология синергетики? Синергетический подход эффективно выводит за узкие рамки отдельных наук и предметов, формирует перекрывающиеся «поля» не только в области естественных наук, но и между естественными и гуманитарными дисциплинами, а также дает «…целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога», - по словам В.Г. Буданова.

Цель:


Создание модели организации содержания образования, и соответствующих ему форм и методов обучения школьников естественнонаучным дисциплинам на основе эволюционно-синергетической парадигмы, направленной на формирование целостного мировоззрения у социализирующейся личности и расширение ее адаптивных возможностей.

Задачи:


  • интеграция в содержании образования знаниевой структуры по естественнонаучным дисциплинам на принципах синергетики;

  • интеграция в содержании образования естественнонаучного и гуманитарного знаний на методологических основах синергетики;

  • поиск форм деятельности учащихся, направленных на развитие у них широких познавательных интересов;

  • формирование равнопредставленности в знаниевой структуре учащихся культурных феноменов современного общества.

Для реализации образовательной программы организуются синергетические классы (Приложение 2).

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся синергетических классов учителя и преподаватели ВУЗов, родители учащихся синергетических классов, среда (как трансляция отношений субъектов образовательного пространства).

Признаком реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства является его иерархичность, функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. В образовательном пространстве можно выделить следующие три возрастные уровня. На каждой уровне свои субъекты образовательного пространства, характеризующиеся психологическими, возрастными и учебными особенностями, то есть на каждом уровне формируется собственное образовательное пространство.

Первый уровень – пропедевтический. Он включает учащихся с 8 по 9 класс. Начальная форма деятельности – беседы научного руководителя программы с родителями учащихся данных классов, знакомство с методологией синергетики в образовании. И как результат - участие родителей учащихся в формировании содержания образовательной программы и создание условий для их реализации. Именно создание условий для активизации познавательной деятельности и интеллектуального развития учащихся является основной целью на данном уровне. Информационное поле учащихся представлено отдельными фрагментами об окружающем мире, стремление к преодолению отчужденности ведет к поиску междисциплинарных связей. Это становится новой формой деятельности и новым содержанием образования субъектов образовательного пространства на этом уровне. Использование в экспериментальной работе интегративных занятий (Приложение №3, 4), построенных на методологии синергетики, устраняет фрагментарность знаний, ведет к целостности мировосприятия и создает резерв учебного времени, который можно направить на развитие творчества самостоятельности и занятия исследовательской работой.

Образовательная среда (как трансляция отношений субъектов образовательного пространства) активизируется и ведет к раскрытию потенциала учащихся, их раннему погружению в научно-исследовательскую работу. Одной из форм работы может быть организация Научного общества учащихся – НОУ (Приложение 5), которое имеет разветвленные структурные подразделения в виде Математической (Приложение 6), Физической, (Приложение 7, 10, 11), Экологической школ и различных кружков. Программа деятельности НОУ предусматривает как приобретение учащимися теоретических знаний по научным дисциплинам, так и реализацию практических навыков исследовательской работы. Кроме насыщенной внеучебной деятельности, в учебном плане этих классов происходят изменения, помимо базовых дисциплин появляются: междисциплинарный курс (МДК) (Приложение 8, 9), введение в экономику, психология, бальные танцы и др. Это пропедевтическая работа способствует расширению образовательного пространства как отдельного ученика, так и целого класса введет ко второй ступени.

Субъектами образовательного пространства второго уровня являются учащиеся 10 – 11 классов.

На этом уровне идет формирование целостной картины мира у учащихся. Общение с картиной мира позволяет легче найти свое место в ней и сделать правильный выбор. Именно успешная социализация школьника является основной задачей второго уровня. Это происходит через многообразные формы, методы и способы взаимодействия субъектов образовательного пространства. Через общение с учеными в процессе выполнения научно-исследовательской работы и участия в различных конференциях происходит погружение в мир науки. На спецкурсе «Введение в синергетику» для старшеклассников происходит знакомство с основными принципами синергетики: нелинейность, открытость, неравновесность и актуализация получаемых знаний, осуществляется перенос их на другие области знаний, процесс общения учителя и ученика носит коллегиальный характер. Экспериментальное и вычислительное моделирование процесса самоорганизации сложных систем, получение в качестве результата модели, которую можно распространить и на другие области знаний, происходит на занятии в творческой группе «Лаборатория самоорганизующихся систем» для старшеклассников. Руководство учащимися синергетических классов, кружков и предметных факультативов в младших и средних классах, успехи на научно-практических конференциях, олимпиадах, высокий уровень знаний учащихся по всем предметам и другие результаты показывают, что образовательные программы синергетических классов активизируют мировоззренческих компонент, расширяют их адаптивные возможности.

Третий уровень. Субъекты образовательного пространства – студенты ВУЗов. Главная цель – вовлечение студентов в проектную деятельность, построение собственной образовательной программы через синергетическое видение мира. Это и участие в различных конференциях, олимпиадах, разработка проектов с учащимися гимназии в рамках НОУ и другие формы деятельности.

Каждый возрастной уровень образовательного пространства в рамках образовательной программы проходит через три этапа развития.

На первом этапе реализации образовательной программы деятельность направлена на накопление многообразия неустойчивости, неопределенности с дальнейшим переносом выбора формы и содержания образования. Второй этап это организация различных форм взаимодействия субъектов образовательного пространства, представление результатов деятельности участников ОП на обсуждение. Появление фиксированных устоявшихся форм, методов и содержания образования. Третий этап – это достижение определенного предела упорядоченности, нормативное оформление найденных форм, методов и содержания образования, придание им статуса.

На сегодня реализация образовательной программы «Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся на основе эволюционно – синергетической парадигмы» в Ижевской гимназии №56 находится в начале третьего этапа развития. Экспериментальная работа ведется в едином методологическом пространстве, на едином теоретическом основании, что позволило провести коррекцию содержания программ по предметам естественного цикла на принципах синергетики. Чтобы сохранить способность к развитию на данном этапе, мы предполагаем включение учителей гуманитарного цикла в деятельность по развитию образовательной программы, а также новых форм и связей между субъектами образовательного пространства. Это разовьет неустойчивость в системе и переход развития на новый этап.

Таким образом, развитие образовательной программы как элемента образовательного пространства, в соответствии с принципами синергетики является динамическим процессом чередования устойчивого и неустойчивого состояния. Зная синергетические принципы процессом развития системы можно управлять.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconКафедра естественно-научных дисциплин
Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconФормирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно географических дисциплин
Защита состоится 19 ноября 2008 г в 1400 часов на заседании диссертационного совета д 212. 078. 01 при гоу впо «Татарский государственный...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconРабочая программа по дисциплине Б. 2
Целью дисциплины формирование у студентов системы знаний в области химии, естественно научного мировоззрения и химического мышления,...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» icon5. Наука как вид познавательной деятельности. Основные характеристики научного знания наука
Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconТема: Класс Птицы (Aves)
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения биологии – формирование научного мировоззрения учащихся, обеспечение научного понимания картины мира, роли и места...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconРабочая программа по дисциплине б 3Аналитическая химия и физико-химические методы анал
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью изучения курса: является формирование у студентов системы знаний в области неорганической...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconТема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida)
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconУрок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Она имеет сей целью формирование научного мировоззрения студентов и глубинного осмысления ими процессов, происходящих во Вселенной,...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconПояснительная записка Цель: формирование у учащихся на интеллектуальной...
Цель: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательно-научного, нравственно-этического...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconВопросы к зачету
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconЗаседание №21. 16 мая 2007 г
Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,...
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconРешение педсовета протокол №
Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления
Программы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основе эволюционно синергетической парадигмы» iconРоссийской федерации
«Введение в ботанику» являются – формирование представлений об анатомическом и морфологическом строении вегетативных и репродуктивных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск