Скачать 0.96 Mb.
|
Развитие образовательного пространствав рамках реализации образовательнойпрограммы «Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся на основеэволюционно – синергетической парадигмы»Руководитель ОП: Сорокина С.АНаучный руководитель:Меньшиков И.В., кандидат биологических наукАвторский коллектив:Вострикова О.Ю. - Положение о Математической школе, разработка междисциплинарного курса (МДК) и конспект занятия «Симметрия в окружающем мире»Меньшиков И.В. - методологическое обоснование к уроку биологииМорарь Л.В. - Положение о Физической школе и из опыта работы в Физической школе;Неустроев В.В. - Положение о научном обществе учащихся (НОУ)Сорокина С.А. - анализ образовательной программы, нормативные документы об образовательной программе и синергетическом классе, разработка урока «Биоэнергетика клетки»Приложение. Реферат Дюбы А., ученика 10 класса «Научные аспекты скрипичного звука»Учителя-предметники:Вострикова О.Ю., математикЗарубина Л.Г., математикМартынова П.А., химикМорарь Л.В., физикНеустроев В.В., астрономСорокина С.А., биологСыроватская А.Д., математикСопровождение:Ессина Ф.М., психологАктуальностьВ условиях быстро меняющихся социально-экономических и политических обстоятельств современной жизни традиционная структура и содержание образовательных программ по предметам не способствует адекватному формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся. А значит и к дальнейшему усвоению ими культуры и успешной социализации личности школьника. Тем самым сегодняшняя школа не решает задачи, поставленные перед обществом. Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира. А без целостности знаний нет целостности восприятия, мировоззрения, а следовательно и полноценной личности, осознающей свою ценность, место и роль в мире. В рамках метапрограммы в Ижевской гимназии №56 реализуется образовательная программа «Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся на основе эволюционно – синергетической парадигмы». (Приложение 1) Почему используется методология синергетики? Синергетический подход эффективно выводит за узкие рамки отдельных наук и предметов, формирует перекрывающиеся «поля» не только в области естественных наук, но и между естественными и гуманитарными дисциплинами, а также дает «…целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога», - по словам В.Г. Буданова. Цель:Создание модели организации содержания образования, и соответствующих ему форм и методов обучения школьников естественнонаучным дисциплинам на основе эволюционно-синергетической парадигмы, направленной на формирование целостного мировоззрения у социализирующейся личности и расширение ее адаптивных возможностей. Задачи:
Для реализации образовательной программы организуются синергетические классы (Приложение 2). Субъектами образовательного процесса являются учащиеся синергетических классов учителя и преподаватели ВУЗов, родители учащихся синергетических классов, среда (как трансляция отношений субъектов образовательного пространства). Признаком реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства является его иерархичность, функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. В образовательном пространстве можно выделить следующие три возрастные уровня. На каждой уровне свои субъекты образовательного пространства, характеризующиеся психологическими, возрастными и учебными особенностями, то есть на каждом уровне формируется собственное образовательное пространство. Первый уровень – пропедевтический. Он включает учащихся с 8 по 9 класс. Начальная форма деятельности – беседы научного руководителя программы с родителями учащихся данных классов, знакомство с методологией синергетики в образовании. И как результат - участие родителей учащихся в формировании содержания образовательной программы и создание условий для их реализации. Именно создание условий для активизации познавательной деятельности и интеллектуального развития учащихся является основной целью на данном уровне. Информационное поле учащихся представлено отдельными фрагментами об окружающем мире, стремление к преодолению отчужденности ведет к поиску междисциплинарных связей. Это становится новой формой деятельности и новым содержанием образования субъектов образовательного пространства на этом уровне. Использование в экспериментальной работе интегративных занятий (Приложение №3, 4), построенных на методологии синергетики, устраняет фрагментарность знаний, ведет к целостности мировосприятия и создает резерв учебного времени, который можно направить на развитие творчества самостоятельности и занятия исследовательской работой. Образовательная среда (как трансляция отношений субъектов образовательного пространства) активизируется и ведет к раскрытию потенциала учащихся, их раннему погружению в научно-исследовательскую работу. Одной из форм работы может быть организация Научного общества учащихся – НОУ (Приложение 5), которое имеет разветвленные структурные подразделения в виде Математической (Приложение 6), Физической, (Приложение 7, 10, 11), Экологической школ и различных кружков. Программа деятельности НОУ предусматривает как приобретение учащимися теоретических знаний по научным дисциплинам, так и реализацию практических навыков исследовательской работы. Кроме насыщенной внеучебной деятельности, в учебном плане этих классов происходят изменения, помимо базовых дисциплин появляются: междисциплинарный курс (МДК) (Приложение 8, 9), введение в экономику, психология, бальные танцы и др. Это пропедевтическая работа способствует расширению образовательного пространства как отдельного ученика, так и целого класса введет ко второй ступени. Субъектами образовательного пространства второго уровня являются учащиеся 10 – 11 классов. На этом уровне идет формирование целостной картины мира у учащихся. Общение с картиной мира позволяет легче найти свое место в ней и сделать правильный выбор. Именно успешная социализация школьника является основной задачей второго уровня. Это происходит через многообразные формы, методы и способы взаимодействия субъектов образовательного пространства. Через общение с учеными в процессе выполнения научно-исследовательской работы и участия в различных конференциях происходит погружение в мир науки. На спецкурсе «Введение в синергетику» для старшеклассников происходит знакомство с основными принципами синергетики: нелинейность, открытость, неравновесность и актуализация получаемых знаний, осуществляется перенос их на другие области знаний, процесс общения учителя и ученика носит коллегиальный характер. Экспериментальное и вычислительное моделирование процесса самоорганизации сложных систем, получение в качестве результата модели, которую можно распространить и на другие области знаний, происходит на занятии в творческой группе «Лаборатория самоорганизующихся систем» для старшеклассников. Руководство учащимися синергетических классов, кружков и предметных факультативов в младших и средних классах, успехи на научно-практических конференциях, олимпиадах, высокий уровень знаний учащихся по всем предметам и другие результаты показывают, что образовательные программы синергетических классов активизируют мировоззренческих компонент, расширяют их адаптивные возможности. Третий уровень. Субъекты образовательного пространства – студенты ВУЗов. Главная цель – вовлечение студентов в проектную деятельность, построение собственной образовательной программы через синергетическое видение мира. Это и участие в различных конференциях, олимпиадах, разработка проектов с учащимися гимназии в рамках НОУ и другие формы деятельности. Каждый возрастной уровень образовательного пространства в рамках образовательной программы проходит через три этапа развития. На первом этапе реализации образовательной программы деятельность направлена на накопление многообразия неустойчивости, неопределенности с дальнейшим переносом выбора формы и содержания образования. Второй этап это организация различных форм взаимодействия субъектов образовательного пространства, представление результатов деятельности участников ОП на обсуждение. Появление фиксированных устоявшихся форм, методов и содержания образования. Третий этап – это достижение определенного предела упорядоченности, нормативное оформление найденных форм, методов и содержания образования, придание им статуса. На сегодня реализация образовательной программы «Формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся на основе эволюционно – синергетической парадигмы» в Ижевской гимназии №56 находится в начале третьего этапа развития. Экспериментальная работа ведется в едином методологическом пространстве, на едином теоретическом основании, что позволило провести коррекцию содержания программ по предметам естественного цикла на принципах синергетики. Чтобы сохранить способность к развитию на данном этапе, мы предполагаем включение учителей гуманитарного цикла в деятельность по развитию образовательной программы, а также новых форм и связей между субъектами образовательного пространства. Это разовьет неустойчивость в системе и переход развития на новый этап. Таким образом, развитие образовательной программы как элемента образовательного пространства, в соответствии с принципами синергетики является динамическим процессом чередования устойчивого и неустойчивого состояния. Зная синергетические принципы процессом развития системы можно управлять. |
Кафедра естественно-научных дисциплин Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся | Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно географических дисциплин Защита состоится 19 ноября 2008 г в 1400 часов на заседании диссертационного совета д 212. 078. 01 при гоу впо «Татарский государственный... | ||
Рабочая программа по дисциплине Б. 2 Целью дисциплины формирование у студентов системы знаний в области химии, естественно научного мировоззрения и химического мышления,... | 5. Наука как вид познавательной деятельности. Основные характеристики научного знания наука Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,... | ||
Тема: Класс Птицы (Aves) Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель обучения биологии – формирование научного мировоззрения учащихся, обеспечение научного понимания картины мира, роли и места... | ||
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание... | Рабочая программа по дисциплине б 3Аналитическая химия и физико-химические методы анал Цели и задачи изучения дисциплины. Целью изучения курса: является формирование у студентов системы знаний в области неорганической... | ||
Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida) Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование... | Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование... | ||
Структура учебной программы организационно методический раздел Она имеет сей целью формирование научного мировоззрения студентов и глубинного осмысления ими процессов, происходящих во Вселенной,... | Пояснительная записка Цель: формирование у учащихся на интеллектуальной... Цель: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательно-научного, нравственно-этического... | ||
Вопросы к зачету Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | Заседание №21. 16 мая 2007 г Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,... | ||
Решение педсовета протокол № Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления | Российской федерации «Введение в ботанику» являются – формирование представлений об анатомическом и морфологическом строении вегетативных и репродуктивных... |