Уроки
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Измерительные формы контроля
| Домашнее задание
| Примерные сроки проведения
|
Раздел IV. Политическая власть(14 часов)
|
1-2
| Власть
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Формы проявления влияния: сила. Власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия
| Знать, какие существуют формы появления влияния в обществе.
Уметь:
- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;
- пояснять, что представляет собой власть, её виды;
-анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
| Составить схему «Ветви власти»
| § 1(25), вопросы к параграфу
|
|
3-4
| Государство
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины появления государства. Виды монополии государства: общие и частные
| Знать:
- что такое политическая система общества, какова роль государства в ней;
- основные функции государства;
- какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
Уметь:
- анализировать виды монополии государства;
- давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства
| Составить схему «Признаки государства», таблицу «Функции государства»
| § 2(26), доработать таблицу «Государство»
|
|
5
| Национально-государственное устройство
| 1
| Комбинированный урок
| Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные конфликты. Централизованное и национальное государство: сходство и различие. Одно- и многонациональное государство
| Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделения; объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности распада национальных государств
| Составить синквейн «Сепаратизм», таблицу «Этапы формирования Единой Европы»
| § 3(27), выучить основные формы национально-государственного устройства и их особенности
|
|
6
| Формы правления
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная
( полупрезидентская)
| Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение «понятию» республика и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов
| Составить словарик темы, схему «Формы правления»
| § 4(28), провести аналогию по формам правления в России, пользуясь новой терминологией
|
|
7
| Политические режимы
| 1
| Комбинированный урок
| Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение
| Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.
Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
| Составить схемы «Политические режимы» и «Структура парламента»
| § 5(29), подобрать материал из СМИ
|
|
8-9
| Гражданское общество и правовое государство
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
| Знать:
- что такое гражданское общество;
- что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус;
- что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества
| Составить схемы «Признаки гражданского общества» «Признаки правового государства», таблицу «Этапы развития избирательного права»
| §6(30), вопросы к параграфу
|
|
10-11
| Голосование, выборы, референдум
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
| Знать:
- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;
- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и приминаемые ею решения.
Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.
Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения.
Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения
| Оставить синквейн «Референдум». Схему «Формы участия граждан в политической жизни»
| § 7(31), подготовить материал о политических партиях современной России(2-3 учащихся)
|
|
12-13
| Политические партии
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная систем, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе
| Знать:
- что такое политическая партия, какие функции она выполняет;
- основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению ук власти, по отношению к обществу);
- какими признаками наделена политическая партия.
Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся
| Групповые письменные задания по карточкам «Программа партии»
| § 8(32), вопросы к параграфу
|
|
14
| Политическая сфера общества
| 1
| Контрольный урок
|
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Выполнение проблемных, тестовых заданий. Понятийный диктант
| повторить §§ 1(25)-8(32)
|
|
Раздел V. Человек и его права (14 часов)
|
15-16
| Право, его сущность и особенности
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
| Знать:
- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;
- сущность понятий: правосознание и правовая культура личности.
Уметь:
- разъяснять сущность права, а также различные его значения;
- правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;
- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;
- определить, нормами каких отраслей права регулируются определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
| Составить схему «Функции права», таблицу «Права и обязанности», кластер «Правовая культура»
| § 9(33), доработать таблицу «Социальные нормы»
|
|
17-18
| Закон и власть
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт Президентства в России. Права и полномочия Президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов
| Знать:
- что представляет собой исполнительная власть;
- что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека;
- что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение
Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества;
Объяснять особенности законодательной власти в современной России.
Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет.
Объяснять, чем занимаются нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться
| Составить схему « Структура Федерального Собрания», таблицы «Состав и функции правительства», «Структура и функции судебной власти»
| § 10(34), вопросы к параграфу
|
|
19
| Конституция
| 1
| Комбинированный урок
| Конституция как основной закон государства, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита
| Знать:
- особенности и структуру Конституции;
- способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях;
Разъяснять сущность правового статуса личности
| Составить схему «Структура Конституции РФ», таблицу «Классификация конституционных прав»
| § 11(35), вопросы к параграфу
|
|
20-21
| Право и имущественные отношения
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
| Знать:
- что представляют собой имущественные отношения, каким должно быть поведение их участников;
- основные виды договоров, сущность института права собственности.
Уметь:
- разъяснять правила поведения участников договорных отношений;
- защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
| Составление трудового договора, работа с Кодексом законов о труде РФ
| § 12(36),вопросы к параграфу
|
|
22-23
| Потребитель и его права
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителей»
| Знать:
- кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;
- каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения
| Составить словарик темы. Работа с законом «О защите прав потребителя»
| § 13(39), подготовить сообщение «Закон о защите прав потребителя» (2 ученика)
|
|
24
| Труд и право
| 1
| Комбинированный урок
| Трудовое право, трудовой договор( контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа
| Знать:
- чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность;
- правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта;
- как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи.
Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие действия
| Тест «Трудовой договор»
| § 14(38), вопросы к параграфу, подготовить сообщение «Трудовой кодекс РФ»(2 ученика)
|
|
25
| Правовые основы брака и семьи
| 1
| Комбинированный урок
| Нормы семейного права и Семейный кодекс. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка
| Знать:
- что регулирует семейное право;
- правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей;
- основные права детей.
Уметь реализовывать и защищать права детей;
- разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;
- составлять брачный контракт
| Работа с Семейным кодексом РФ (по предложенным заданиям)
| § 15(39), вопросы и задания к параграфу
|
|
26-27
| Правонарушения и виды юридической ответственности
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления
| Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъкты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия
| Знать:
- что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;
- что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;
- что представляет собой принцип презумпции невиновности;
- наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.
Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
| Составить схему «признаки преступления», сравнительную таблицу «Уголовное и гражданское правонарушение»
| § 16(40), подготовить сообщение «Уголовный кодекс РФ»(2 ученика), подготовиться к контрольному уроку
|
|
28
| Человек и его права
| 1
| Контрольный урок
|
| Знать основные положения темы.
Уметь:
- анализировать, делать выводы. Отвечать на вопросы;
- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Тестирование с разными уровнями сложности
| повторить §§ 9 (33)-16(40)
|
|
Раздел VI. Духовная сфера общества (7 часов)
|
29
| Сущность и строение человеческой культуры
| 1
| Урок изучения нового материала
| Происхождение слова «культура»и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
| Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия
| Составить синквейн «Культура», схему «Элементы культуры»
| § 17(41), проанализировать культурное наследие своей семьи в виде таблицы
|
|
30
| Культурные нормы
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие о культурных нормах, их разновидностях. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции.Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
| Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.
Разъяснять:
- понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;
- понимание морали обществом.
Уметь:
- анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев;
- объяснять назначение тех или иных санкций в обществе
| Составить словарик темы
| § 18(42),вопросы к параграфу
|
|
31
| Формы культуры
| 1
| Комбинированный урок
| Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные особенности народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность
| Знать:
- сущность основных форм культуры и её разновидности;
- особенности молодежной субкультуры;
Уметь анализировать контркультуру
| Составить схемы «Формы культуры» и «Виды групп»
| § 19(43), вопросы к параграфу
|
|
32
| Религия
| 1
| Комбинированный урок
| Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Веа и верование . Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Верования в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие и церковном и библейском каноне.
| Знать:
- что такое религия;
- некоторые особенности мировых религий;
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества
| Составить таблицу «Виды религий»
| § 20(44), подготовить рефераты по теме «Религии мира»
|
|
33
| Искусство
| 1
| Комбинированный урок
| Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
| Знать. Что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой
| Составить схему «Структура изобразительного искусства», таблицу «Критерии произведений искусства»
| § 21(45), вопросы к параграфу
|
|
34
| Образование и наука
| 1
| Комбинированный урок
| Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история т формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. Истрия и разновидности академий
| Знать:
- что представляет собой образование как институт общества;
-что такое наука, каковы её функции в обществе, какие существуют учреждения науки;
- что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
Уметь:
- разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;
- разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы;
- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения
| Составить таблицу «Формы образования»
| § 22(46)-23(47). Подготовить сообщение о Законе «Об образовании», подготовиться к контрольному уроку
|
|
35
| Духовная сфера общества
| 1
| Контрольный урок
|
| Знать основные положения темы.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Тестирование по уровням сложности. Защита творческих проектов
|
|
|