Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университетаКафедра Уголовного права и процесса
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ:
Декан Т.В. Шепель
«
09 »
марта 2007г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Альтернативные виды наказания
Для специальности
030501-юриспруденцияДля очной и заочной форм обучения
Составитель/разработчик программы:
Доцент Гета Максим Ростиславович
Новокузнецк 2007
Рабочая программа дисциплины «Альтернативные виды наказания» составлена на основанииООП по специальности – «Юриспруденция» -
Квалификация «Юрист»
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседанииВыпускающей кафедры уголовного права и процесса юридического факультета
Протокол №
07 от «
15 »
февраля 2007г.
Зав. кафедрой
О. Н. Сафаргалиева
Рабочая программа одобрена методической комиссией юридического факультета Протокол №
05/03 от «
09 »
марта 2007 г.
Председатель
Методической комиссии
Е.А. Писаревская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ уголовной политике Российской Федерации, как и в других современных государствах, наметилась тенденция расширения сферы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Значительную популярность и поддержку в мире обретают процессы поиска и внедрения в юридическую практику альтернатив наказания тюремному заключению. Однако в широком смысле, альтернативы представляют собой узкую систему уголовно-правовых санкций, отличающихся от института наказания. Это пробация, восстановительное правосудие и другие средства мировой мозаики альтернатив.
Реформирование пенитенциарной системы России, дальнейшая имплементация международных стандартов в области уголовной юстиции, совершенствование отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, проявляются, в частности, в дальнейшем развитии таких альтернатив наказанию, как условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и т.п. Альтернативные виды наказаний и мер позволяют значительно гуманизировать уголовную политику страны, укрепить ее имидж на международной арене, будут способствовать нравственному оздоровлению общества. Они, несомненно, востребуют профессиональные знания юристов, трудовая деятельность которых тесно связана с применением права.
Целью данного специального курса являются изучение студентами социально-правовых основ, сущности и механизма альтернатив лишению свободы в Российской Федерации, а также в отдельных зарубежных странах.
Задачи курса сводятся к следующим:
углубленное изучение студентами основных международных стандартов, посвященных наказаниям и мерам без лишения свободы;
формирование у обучаемых представления об альтернативах наказанию и знаний порядка их применения и исполнения в Российской Федерации;
обзор зарубежного опыта альтернатив на законодательном материале и соответствующей юридической практике ряда государств СНГ, Западной Европы, Юго-Восточной Азии.
Составитель желает студентам, приступающим к изучению курса, творческого труда, успехов во вступление на профессиональное поприще, достойного вкладам в гуманизацию уголовной политики нашей страны.
Программа курса разработана в соответствии с ООП:
Альтернативные виды наказанию как предмет исследования науки уголовного права. Понятие альтернативных видов наказаний. Соотношение наказаний и иных мер уголовно-правового характера в уголовной политике РФ. Международные стандарты в сфере применения альтернативных видов наказаний: документы ООН и Совета Европы об основаниях и видах альтернативных санкций, принципах их применения. Наказание, не связанное с изоляцией от общества в РФ, содержание наказаний, альтернативных лишению свободы, юридическая природа и правовой режим применения. Проблемы, связанные с назначением наказаний альтернативных лишению свободы. Сущность иных мер уголовно-правового характера. Иные меры, как институт уголовного права, отличающийся от института наказания. Содержание иных (альтернативных) мер и их классификация. Условное осуждение, его юридическая природа, содержание и порядок применения. Законодательные модели условного осуждения, как альтернативы наказанию. Иные меры испытания осужденных. Меры компромисса и их особенности, принудительные меры воспитательного воздействия, как ювенальные альтернативные меры. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций и посткриминальный контроль при исполнении альтернативных видов наказанию. Ресоциализация правонарушителей в процессе исполнения альтернативных мер и роль гражданского общества. Альтернативные виды наказаний в законодательстве и правоприменительной практике отдельных зарубежных государств: пробация, восстановительное правосудие и ювенальная юстиция.
Средствами обучения при преподавании дисциплины «Альтернативные виды наказания» являются: нормативные материалы (текст), учебные пособия по данной дисциплине (текст), иная специальная литература (текст), электронное учебное пособие.
Структура учебной деятельности студента по изучению дисциплины «Альтернативные виды наказания» в целом состоит из следующих составляющих:
1 часть – текущая учебная деятельность: посещение занятий, выполнение семестрового плана самостоятельной работы, активная работа на занятиях, успешное прохождение контрольных срезов и выполнение тестовых заданий;
2 часть – учебная деятельность в ходе сдачи зачета: формулирование общих понятий, основная часть, решение проблемы.
В соответствии с разработанным на основе ООП учебным планом по данной дисциплине предусмотрены следующие виды учебной нагрузки для студентов дневного отделения: лекции - 17 часов, семинары - 17 часов, самостоятельная работа - 56 часов; для студентов заочного обучения по полной программе: лекции – 10 часов, самостоятельная работа – 76 часов, семинары - 4 часа: для студентов заочного обучения по сокращенной программе: лекции – 10 часов, самостоятельная работа – 80 часов.
На лекциях освещаются основные теоретические и организационно-правовые проблемы применения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. На семинарских занятиях происходит закрепление усвоенного теоретического материала через обсуждение проблемных вопросов, выполнение дискуссионных заданий. Существенная роль в изучении курса отводится самостоятельной работе студента (знакомство с дополнительной литературой, изучение учебного материала).
Изучив спецкурс, студенты должны:
знать основные категории курса такие, как «альтернативы наказанию», «режим испытания», «иные меры уголовно-правового характера», «ресоциализация осужденных», «примирительные программы», «пробация» и т.д.;
уметь ими оперировать;
уметь анализировать основания применения альтернативных наказаний;
понимать особенности их назначения и исполнения;
использовать полученные знания в практической деятельности и при решении вопросов воспитательно-предупредительного воздействия на поведение осужденных без изоляции от общества;
осуществлять организационно-управленческие функции в сфере исполнения наказаний и мер, не связанных с лишением свободы.
Итоговой формой проверки знаний студентов является зачет. Основанием для получения зачета является овладение студентом основными категориями курса, умение ими оперировать и использовать данные дефиниции при рассмотрении специфических вопросов уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии.
Выполнение курсовых и контрольных работ по дисциплине «Альтернативные виды наказания» не предусмотрено учебным планом.
В ходе изучения дисциплины для оказания помощи студентам регулярно проводятся
групповые и индивидуальные консультации.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.
Материалы, определяющие
порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:
график самостоятельной работы студентов;
расписание зачетов, определяющее сроки итоговой аттестации;
материалы, определяющие содержание аттестации, включающие вопросы на семинарские (практические) занятия и зачет, задания для самостоятельной работы;
материалы для проведения самой аттестации, включающие фонд тестовых заданий в бумажном и электронном виде.
Итоговой формой контроля как для студентов дневного, так и для студентов заочного отделения является
зачет, в ходе которого проверяются теоретические знания, практические навыки и умения студентов. Зачет по дисциплине «Альтернативные виды наказания» следует проводить в устной форме с предложением конкретных вопросов обучаемым.
Оценка успешности изучения дисциплины «Альтернативные виды наказания»
выражается в оценках – «зачтено» и «незачтено» в соответствии с общими критериями оценки успеваемости студентов; «незачтено» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопросы, показал полное отсутствие знаний по ним.
Виды учебных занятий, формы контроля знаний студентов
Форма
обучения
| Семестр/ Общее кол-во часов
| Виды учебных занятий
| Самост.
работа
студент.
| Форма
конт-
роля
|
Аудиторные
| Внеаудиторные
|
Лекции
| Семин.
(Практ.)
| Лабор.
| Контр.
раб.
| Курс.
раб.
|
Очная
| 7 / 90 час.
| 17
| 17
|
|
|
| 56
| Зачет
|
Заочная
полная
| 11 / 90 час.
| 10
| 4
|
|
|
| 76
| Зачет
|
Заочная
сокращ.
ЮЗВ/
ЮЗС
| 7 / 90 час.
| 10
|
|
|
|
| 80
| зачет
|