Скачать 262.53 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Волосникова Л.М. __________ _____________ 2014 г. Психолого-педагогический практикумУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050708.65 Педагогика и методика начального образования, заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ____________ /Куприна Л.Е. «20» января 2014 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики, протокол №8 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 16 стр. Зав. кафедрой___________ Емельянова И.Н. «22» января 2014 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол № _____, от « » января 2014 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК______________ Арефьева А.В. « » января 2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отд. БПЛ _______________ Локоман Л.И. «______» ___________________2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. зав. методическим отделом УМУ ______________Фарафонова И.Ю. «______»___________________2014 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Л.Е. Куприна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Рабочая учебная программа для студентов направления 050708.65 Педагогика и методика начального образования, заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2014 Л.Е. Куприна. Психолого-педагогический практикум. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050708.65 «Педагогика и методика начального образования». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 16 с. Учебная программа «Психолого-педагогический практикум» включает темы и основные понятия лекционного курса, темы семинарских и практических занятий, вопросы к зачету, список основной и дополнительной литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Психолого-педагогический практикум» [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.пед.н., профессор © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2014. © Л.Е. Куприна, 2014. 1.Пояснительная записка Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов; в соответствии с учебным планом специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» и рабочей программой дисциплины. Курс ОЗО рассчитан на 80 часов. Из них 4 ч. – лекционный курс, 4 ч. – практические занятия, 68 ч. - самостоятельная работа студентов. Форма отчетности – зачет (4 часа). Курс читается студентам заочного отделения в 6 семестре. Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными методами психологического анализа характеристик человека, его психического развития, профессиональной деятельности, психических отклонений и последствий аффекта, межличностного, внутригруппового, межгруппового взаимодействия , семейных отношений. Задачи курса: -оказание помощи студенту в формировании в процессе профессионализации категориального поля психологического обследования, - методологическая подготовка студентов к научно-исследовательской работе. В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки. Знание современных научных направлений психологических исследований личности. Освоение методов психологического анализа содержания и основных форм образовательной деятельности. Знание технологии и методов организации психолого-педагогического исследования. Основные умения и навыки, которыми должны овладевать студенты в процессе изучения дисциплины: -умение формулировать частные задачи психологического исследования, -умение использовать результаты анализа для консультирования, преподавания коррекции и развития. -умение определять методологические основания собственных исследовательских программ, - навыки организации и проведения психологического исследования, - анализ и интерпретация полученных результатов. 2. Тематический план дисциплины ОЗО Таблица 1
Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО Таблица 3
3. Содержание дисциплины Модуль 1. 1.1. Решение психолого-педагогических задач. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности. Педагогическое наблюдение, его определение ( направленность, организованность, интенсивность, устойчивость в осмыслении.).Использование данных исследований при воздействии на интеллект учащегося (тест Айзенк) при переходе на более сложные формы обучения. Педагогический анализ, его определение ( прием теоретико – методологического подхода, прием системно-структурного анализа).Определение психического здоровья коллектива класса (тест САН) для формирования коллективных отношений. Педагогическое решение, его определение. Прием выделения педагогической проблемы, ее изучения, анализ. Принятие и переработка педагогического решения. Педагогическое поведение и взаимодействие. Педагогическое общение, его определении. Педагогический контакт, педагогическая тактичность, гуманистичность, демократичность, правдивость, искренность, убедительность. 1.2. Моделирование и проектирование образовательных и педагогических ситуаций процесса. Педагогическое поведение и взаимодействие при моделировании и прогнозировании педагогических ситуаций Моделирование снятия агрессии в ходе учебного занятия (учащиеся 5-8 класса), тест «Бааса-Дарки», проекция данных диагностики в индивидуальной коррекции ученика. Проекция результатов диагностики «Арт-теста» при изучении особенностей личностных характеристик учащихся старших классов. Проективные методики «ДОМ», «ДЕРЕВО», Несуществующее животное», применение результатов диагностики при коррекции отношений ученика и родителей. Использование проективной методики «Моя семья» при семейной терапии. Учёт результатов проективных методик «Моё будущее»; «Моё настроение» при моделировании и проектировании педагогических ситуаций для коррекции поведения учащихся. 1.3. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Метод независимых характеристик, использование его в педагогической практике. Использование педагогом данных психологического обследования межличностных отношений в группе (классе, отделении, курсе) с помощью социометрии при выстраивании деловых отношений учащихся, предупреждении конфликтных ситуаций. Формирование групповых отношений в старших классах с помощью анализа данных диагностики теста «Уровень притязаний и процесс пресыщения». Мотивационный тест «Хекхаузена» его возможности при прогнозировании перспективы образовательного процесса в выпускных классах. Модуль 2. 2.1. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах. Психологические методы изучения личности и коллектива. Психодиагностика,ее разновидности. Психологическое консультирование, его направления Исследование самооценки учащегося в подростковом возрасте с помощь теста «Какой Я», для коррекции неустойчивых характеристик личности школьника. Уровень психологического развития личности - тест «Кеттелла», использование его данных в образовательном процессе при формировании коллективных отношений, при изучении характерологических свойств учащегося (старшие классы), коррекции определенных черт характера учащегося. УНП (тест исследования уровня психопатизации и невротизации личности), использование данных диагностики при коррекции психических состояний в ходе образовательного процесса 5-8 классах. Неполные предложения (тест для расширения возможностей контактов с учащимися), применение его в семейной терапии для изучения отношений школьника к близким и родным. 2.2. Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач. Изучение особенностей акцентуаций личности несовершеннолетних учащихся по Леонгарду, использование полученных данных при педагогическом воздействии как на учащегося, так и на коллектив учеников в ходе сложных конфликтных ситуаций. Использование теста «ММРI» (указатель акцентуаций и негативных черт личности) при проведении коррекции неадекватного поведения в ходе образовательного процесса (в выпускных классах). Использование анализа данных теста Т. Лири «Я и коллектив» при определении меры социализации личности учащегося, ее направленности и отношения коллектива учеников к этой личности, коррекции межличностных отношений и самооценки конкретного ученика. Изучение мотивации выпускников школы с использованием теста А. Маслоу для коррекции ценностных ориентаций будущих студентов. 2.3. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия. Дискуссия, психолого-педагогический консилиум, их структуры, методики проведения, определение уровня эффективности воздействия дискуссий и психолого-педагогических консилиумов на коллектив учеников и педагогов. Общая психотехника общения( прием подготовки предстоящего общения, прием создания благоприятных исходных условий для общения, , прием развития взаимоотношений в ходе общения, прием установления психологического контакта, особенности деловых контактов). Мониторинг социально-психологического климата в коллективе учащихся, использование его данных в улучшении взаимодействия учителей и учащихся. Модуль 3. 3.1. Педагогические мастерские, деловые игры Понятие педагогической мастерской, особенности ее организации. Составление психологического портрета (приемы обеспечения достоверности портрета, прием использования всех источников психологической информации для изучения свойств и качеств человека, прием визуальности психодиагностики). Использования данных диагностики по тесту «Я - хороший, я - плохой» для составления самопортрета. Деловая игра, особенности ее организации, структуры проведения в коллективе. Формирование в коллективах учащихся сплочённости, лидерских качеств у отдельных учащихся с помощью игры «Катастрофа в пустыне». Определение значимых для учащегося межличностных отношений в коллективе с помощью деловой игры «Ищу друга». Формирование толерантности в отношениях к мнению других о себе, деловая игра «Мой портрет глазами друга» (обучение приему интенсивности наблюдения.) 3.2. Организационно - деятельностные игры, обучающие тренинги Понятие организационно - деятельностной игры, особенности ее структуры и методики проведения в группе. Организационно - деятельностная игра «Я и мои друзья», как способ обучения контактности в групповых отношениях. Использование данных теста на объективность, теста на оптимизм при анализе итогов игры. Понятие обучающего тренинга, его особенности, структура и этапы проведения в группе. Обучающий тренинг «Помог себе, помоги другим», как возможность передать полученные навыки общения в окружающем социуме другим. Применение данных теста на силу воли при оценке лидерских и коммуникативных качеств личности. Формирование деловых и лидерских качеств в обучающем тренинге «Самоуправление в классе».
Модуль 1. Вопросы и задания к теме 1.1
Вопросы и задания к теме 1.2.
Вопросы и задания к теме 1.3.
Модуль 2. Вопросы и задания к теме 2.1.
Вопросы и задания к теме 2.2..
Вопросы и задания к теме 2.3.
Модуль 3. Вопросы и задания к теме 3.1.
Вопросы и задания к теме 3.2.
5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 5.1. Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Психолого-педагогический практикум» При изучении дисциплины «Психолого-педагогический практикум» следует учитывать: а. Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к содержанию учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум». «Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности. Дискуссии, организационно-деятельностные игры, тренинги, психолого- педагогические консилиумы.» Задача преподавателя: при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы. Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» ставит свое целью научить студентов решать различные психолого-педагогические задачи, конструировать разнообразные формы психолого-педагогической деятельности с помощью психологических методов изучения личности и педагогических приёмов. Такая двойственность помогает глубже изучать сложный мир педагогической деятельности и использовать психологические знания для более качественного воздействия на личности и коллектив. При прогнозировании и проектировании образовательного процесса всегда возникают психологические проблемы формирования групп, классов. Психологическая диагностика помогает более реально составлять группы учащихся, определять уровни социального развития слоёв коллектива, учитывать уровни притязания в ходе педагогического процесса. Этому способствует использование анализов результатов обследования личности учащихся классов, выводы психологов о возможном составе совместимых учеников в одной группе. На занятиях студенты обучаются психолого-педагогическом технологиям и методикам диагностик школьников на разных возрастных этапах. Важным является определение уровня самооценки учащегося, его отношения к окружающим (тест «Какой Я»). Преподавателям школ крайне необходимо умение определять уровень общего психологического развития личности. Этому способствует диагностика, анализ результатов по тесту Т. Лири («Я и коллектив»), R. Kettel (психологические особенности личности, 16 факторов), УНП (уровень невротизации и психопатизации). Определение меры социализации личности, умения находить своё место в социуме является одним из приоритетных стимулов развития личности. Проблема трудных детей, сложных неуправляемых подростков, непонимание педагогами сложных межличностных отношений в старших классах школы, нацеливает на изучение личностных акцентуаций, особенностей характера учащихся их социальных установок. Такие тесты по акцентуации как MMPI, Акцент, Леонгард, Басса-Дарки, проективные методики как Сонди, Люшер, Психогеометрия, Арт-тест помогают психологам подойти к решению сложных внутриличностных и межличностных состояний и отношений учащегося. |
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050708. 65... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050708.... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования... | Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»» | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050708. 65... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | План-проспект книги А. Г. Шмелева практическая тестология Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Практикум по русскому правописанию для студентов, обучающихся по... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для студентов... Педагогика и методика начального образования с дополнительной квалификацией “информатика | Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... |