Скачать 2.24 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.2, ОПД.Ф.3 «ПСИХОЛОГИЯ: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям «0050200 - Информатика» «050201.00 -Математика с доп. спец. Информатика» «050102-Биология» (ОФО/ЗФО) «050103-География» «050103-География с доп. специальностью «Биология» «050401-История» Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 1 от 04 сентября 2009 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2009 г. 1.1.1.1. Автор -составитель:Двоеглазова М.Ю., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ; Синкевич И.А., канд.пед.наук., доцент кафедры психологии МГПУ 1.2. Рецензенты:О.Н. Недосека , к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии МГПУА.В. Прялухина , к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии и социальной работы ФРГСУ в г. Мурманске 1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВозрастная психология является одной из ведущих дисциплин в системе подготовки будущих психологов. Главной целью учебно-методического комплекса является раскрытие закономерностей развития психики и личности человека на разных этапах онтогенеза. В основу учебно-методического комплекса положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как присвоении социального опыта в процессе взаимодействия человека, ребенка с окружающей его действительностью. Психика анализируется с точки зрения ее социальной, деятельностной природы. Современную ситуацию в изучении различных вопросов возрастной психологии, в том числе психологических, социальных, медицинских и других, можно охарактеризовать как процесс интенсивного формирования науки о развитии человека на разных этапах онтогенеза. Представленный учебно-методический комплекс включает в себя пояснительную записку, описание содержания курса по разделам и темам, списки литературы по курсу, вопросы к экзамену, вопросы для самопроверки, планы практических занятий, тестовое задание на проверку знаний студентов, краткую характеристику лекционного материала и глоссарий.. Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «0050200 — Информатика», «050201.00 -Математика с доп. спец. Информатика», «050102-Биология» с доп. специальностью «География», «050103-География», «050401-История» Темы представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а также наиболее известным современным учебным пособиям по предмету, программа включает в себя публикации как отечественных, так и зарубежных психологов по самым различным вопросам, связанным с психологией развития человека. Выделенные в программе разделы соответствуют тематическим направлениям изучаемого предмета. В первом “Общие вопросы возрастной психологии” дается характеристика возрастной психологии как науки, раскрываются методологические основы этой отрасли психологии, предмет, задачи, методы, показываются предпосылки и этапы ее становления как науки. Во втором разделе “Развитие психики на разных возрастных этапах” посвящен вопросам возрастных и социально-психологических особенностей психического развития человека, рассматриваются отдельные периоды онтогенеза как своеобразные возрастные этапы, имеющие свои тенденции и новообразования, вносящие определенный вклад в целостное развитие человека. При характеристике возрастных периодов прослеживаются новообразования в главных сферах психики человека: деятельностной, личностной и познавательной. Специфика психического развития в разные возрастные периоды показывается в ее взаимодействии с воспитанием и обучением, а в более зрелых возрастах - с самосовершенствованием личности. Основные задачи программы:
В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студенты должны знать:
должны уметь:
1.4. Извлечение из ГОС ВПО «0050200 - Информатика» «050201.00 -Математика с доп. спец. Информатика» «050102-Биология» «050103-География» «050401-История» Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах. 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы
|