Скачать 3.71 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина М. И. Дробжев РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО В ХХI ВЕКЕ Тамбов 2008 УДК 113 ББК 87.3 Д75 Р е ц е н з е н т ы: Дудник Н. И. – зав. кафедрой физической географии и краеведения ТГУ им. Г. Р. Державина, кандидат географических наук, профессор; Козлов А. А. – зав. кафедрой экономической географии ТГУ им. Г. Р. Державина, кандидат географических наук, доцент.
Михаил Иванович Дробжев родился 21 января 1929 г. в с. Кутли Пичаевского района Тамбовской области. В 1971 г.присуждена ученая степень кандидата философских наук, в 1980 г. присвоена ученое звание доцента, с 2000 г. – заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. В сферу его научных интересов входят проблемы идейно-нравственного воспитания различных социальных слоев общества, анализ этических идей народничества и эсеров, изучение и формирование идеалов подрастающего поколения, проблемы человека и человечества в русской религиозной философии ХIХ – первой половины ХХ века, разработка творческого наследия В. И. Вернадского. Основные публикации: Человек и человечество в философии русского космизма: Учеб. пособие. Тамбов, 1999;Монография. Проблема человека в русской религиозной философии ХIХ – первой половины ХХ века. Тамбов, 2000; В. И. Ленин о психологии крестьянства // Вопросы философского наследия В. И. Ленина, М., 1970; Сравнительное изучение идеалов школьников (1920-1970) // Советская педагогика. 1977. № 7; Этические идеи эсеров // Очерки этической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1985; Мораль и политика как средство осуществления общечеловеческих интересов // Мораль и политика. М., 1990; Великий подвиг народа: К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945. гг. Политико-философский аспект. Тамбов, 1995; Философия: проблемы методики и эффективности преподавания: социологический аспект. Тамбов, 1997; Русское философское наследие и проблема единства человечества. // История мысли. Русская мыслительная традиция. М., 2003; Зло и грех в русской религиозной философии // Философские науки. 2003. № 6.;Монография. Новый человек: проблема знания, духовности и гуманизма.2007. Электронный вариант Сайт: www inforend. ru/depocit/=catalog/mtd.; Монография. Учение В.И. Вернадского и реалии ххi века.. Тамбов. 2007. Administration of the Tambov REGION DEPARTment on preservation of the environment And NATURE management of the Tambov REGION TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN Tambov regional universal Scientific library NAMED AFTER A. S. Pushkin M. I. Drobzhev V. I. Vernadsky’s doctrine and realities of the 21st century T ambov 2008 R e v i e w e r s: Dudnik N. I. – Head of the Department of Physical Geography and Local Lore Study, TSU named after G. R. Derzhavin, Candidate of Geography, Professor; Kozlov А. А. – Head of the Department of Economical Geography, TSU named after G. R. Derzhavin, Candidate of Geography, Associate Professor.
Содержание Предисловие В.И. Вернадский – Мыслитель, Ученый, Человек Эпоха признания Организатор науки Биосферно-ноосферная концепция и учение об устойчивом развитии Экономика, экология, этика Роль разума в становлении ноосферы Научая мысль как планетное явление Ноосфера и границы прогресса Народонаселение: пределы роста Проблема единства человечества Гуманизм науки и формирование научного мировоззрения В.И. Вернадский о религиозности и сущности религии В.И. Вернадский о взаимосвязи философии и науки Учащийся народ – основа развития общества Формирование человека будущего Ноосферный человек Знамя эпохи. (Вместо заключения.) 17. Приложение 1. Труды В.И. Вернадского и литература о нем в фондах научных библиотек г. Тамбова 18. Приложение 2. В.И. Вернадский и Тамбовский край СOntents
ПРЕДИСЛОВИЕ После выхода из печати работы «Учение В.И. Вернадского и реалии ХХI века» в 2007 г. прошел год. Она получила одобрение. Отрицательных отзывов не было. Известный вернадовед Г.Б. Наумов, после внимательного ознакомления с монографией отметил, что сам факт привлечения внимания к этой проблеме чрезвычайно полезен. Он считает, что книга написана четким языком, читается легко и с интересом. Вместе с тем, он высказал ряд полезных замечаний и пожеланий, особенно по содержанию биосферно-ноосферной концепции В.И. Вернадского. Поэтому возникло желание расширить работу, учесть замечания, расширить проблематику. Вначале предполагалось лишь несколько дополнить текст и выпустить ее вторым изданием. Но работа захватила меня, увеличились объемы прежних глав, они подверглись некоторой переработке. Так основательно переработаны и дополнены разделы «Биосферно- ноосферная концепция и устойчивое развитие», «В.И. Вернадский – Мыслитель, Ученый, Человек». Появились новые разделы: «Организатор науки», «Экономика, экология, этика», «Проблема единства человечества», «В.И. Вернадский о взаимосвязи философии и науки», « В.И. Вернадский о религиозности и религии», «Ноосферный человек», «Знамя нашей эпохи». Общий объем монографии увеличился в 2,5 раза. Все это вызвало необходимость и целесообразность отказаться от второго издания и дать монографии другое название. Хочется надеяться, что новая книга сыграет положительную роль в пропаганде учения В.И. Вернадского, заинтересует читателя анализом положением дел в мире в свете идей великого русского мыслителя. Этот анализ ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Но если чтение книги подвигнет читателя на раздумья о нашей эпохе, о состоянии взаимоотношений между обществом и природой, безудержном росте народонаселения, необходимости единства человечества, цене прогресса и его критериях, формировании духовности и гуманизма в наше время, то это оправдает усилия автора по написанию книги. Человек сегодня является существом планетарным, он отвечает за все на нашей голубой и прекрасной планете Земля. Он должен как никогда прежде глубоко осознать этот факт и все возрастающую ответственность за свои действия. Автор В. И. Вернадский – Мыслитель, Ученый, Человек Родился В.И. Вернадский 28 февраля 1863 г.(12 марта по новому стилю) в Петербурге, умер в Москве 6 января 1945 г. Закончил естественное отделение Петербургского университета, где на него большое влияние оказали замечательные ученые и преподаватели Менделеев, Бекетов, Докучаев, Сеченов, Бутлеров и другие. Работая в Киеве, Симферополе. Петербурге и Москве, В.И Вернадский приобрел имя великого русского ученого и мыслителя, хорошо известного во всем цивилизованном мире. Он стал крупным ученым, основоположником геохимии, биогеохимии, учения о биосфере. Очень большой вклад он внес в становление кристаллографии и радиогеологии; известен как автор трудов по философии естествознания, истории науки и науковедению. Актуальнейшими в современную эпоху стали его мысли о биосфере Земли и необходимости преобразования ее в ноосферу под воздействием коллективного труда и разума человечества. В.И. Вернадский прозорливо писал, что царство его идей впереди. И если царство его идей еще не пришло, то их время наступило. Вернадского В. И. по праву называют Ученым, Философом, Гением и Мыслителем. Будучи ученым, он не мог в той или иной мере не касаться философии, знание которой позволяло ему глубже и всесторонне вникать в проблемы развития природы и общества, всего мироздания. И чем глубже он постигал объект своего внимания, тем более он ставил вопросов перед философией, заставляя отвечать на достижения науки. Его гениальность проявилась как высшая творческая и созидательная способность, даровитость и самобытность. Как мыслитель он показал оригинальность мышления, умение обобщать большой эмпирический материал, делать далеко идущие выводы, анализировать объективную реальность, строить прогнозы развития человечества, нашей планеты в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с космосом, вселенной. Если попытаться только перечислить основные положения учения В.И. Вернадского, то это займет много времени и места. К ним относится биосферно-ноосферная концеция, которая приобретает все большее признание в мире. Биосфера, по мнению Вернадского, есть саморегулируемый организм, поддерживающий свое существование благодаря биогенно направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы – как сферы разума. Основными составляющими частями ноосферы, ее признаками и факторами, способствующими ее становлению и развитию, выступают косная и живая материя, человечество как главная геологическая сила, научная мысль как планетное явление, социальная структура и деятельность общества, человеческая культура как проявление биогеохимической энергии. Вернадский выдвинул идею МИРОВОГО устойчивого развития. Идея устойчивого развития, как она осуществляется в наше время, приспособлена только для стран «золотого миллиарда». В его основу не может быть принят образец западного мира с его рыночными отношениями. Как следствие происходящих естественных глобальных взаимосвязей на Земле должно появиться мировое правительство, которое призвано руководствоваться общечеловеческими интересами, принципами и нормами. Вернадский по-новому отнесся к живому веществу, которое обеспечивает обмен атомов на Земле между живой и неживой природой, между организмами и косным веществом. Живое вещество является мощной геологической силой, создающей оболочку Земли и поддерживающей ее основополагающие свойства. Важное место в учении В. И. Вернадского занимает проблема человека. Он показал, что человек и человечество есть закономерная часть живого вещества, часть организованности биосферы. Причинами возрастающей роли человечества в развитии биосферы выступают трудовая деятельность и постоянный рост научного знания. На этой основе человек становится крупнейшей геологической силой. В связи с этим перед человеком во всей широте и глубине становится проблема перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. В учении Вернадского уделяется много внимания науке, росту научных знаний. Научную мысль ученый назвал новой геологической силой, планетным явлением. Сейчас научным пониманием и научным исканием захвачены сотни миллионов людей, практически все население планеты. Научная мысль является главным, основным источником народного богатства. Отсюда следует призыв ученого к более глубокому научному постижению реальной действительности, к преобладанию научного знания в школьном образовании, полноте свободы научного поиска, освобождению его от всяких рутинных преград. Открывая законы природы и общества, наука умножает силы, как отдельного индивида, так и всего человечества, и тем самым создает основы дальнейшего развития цивилизации. На этой основе формируется роль человека как арбитра всех явлений и процессов в мире. Человек становится ноосферным существом, который определяет все сам, в том числе и себя. Ноосферный человек – это продукт развития биосферы и создатель ноосферы. Он должен овладеть знаниями, быть духовно-нравственной личностью, способной стать арбитром на Земле, и во всей вселенной. В. И. Вернадский высказал ряд мыслей, которые характеризуют объективные основы и субъективные предпосылки единства человечества, и показатели осуществления этого процесса в истории общества. Ученый заявил, что связь всех живущих на Земле предопределена естественным процессом эволюции. Само человечество в биосфере играет ведущую, определяющую роль, оно выявляется в геологическом процессе как единое целое по отношению ко всему остальному живому населению планеты. Научная мысль является одновременно основой, средством и показателем единства человечества. В. И. Вернадский видел необходимость тесной взаимосвязи и единства геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Он по-особому, масштабно и глубоко понимал роль человека в системе космической эволюции и считал, что геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей. Для него это закон природы. Само человечество выступает у него как мощная геологическая сила, которая направлена на перестройку биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Рост народонаселения становится одной из основных глобальных проблем в наше время. Постоянный рост населения и удовлетворение все растущих, как по количеству, так и по качеству, потребностей увеличивает нагрузку на биосферу, требует все больше пищи, энергии, минеральных и органических ресурсов. Уже в ближайшее время эти нагрузки могут превысить возможности биосферы. Ограниченные природные ресурсы заставляют человечество сегодня поступать так, чтобы эти действия не нарушали равновесия между обществом и природой и не несли гибель людям. Они должны заключать в себе возможность бытия и нынешним, и будущим поколениям. Экономика все более и более становится мировой и она обязательно должна учитывать экологические и этические факторы. Экологизация всей жизнедеятельности человечества приобретает сегодня обязательный, императивный ха- рактер. Внимание к экологическому всеобучу вытекает из необходимости установления гармонии между об- ществом и природой, между социально-экономически- ми и социально-природными отношениями, сохране- ния жизнепригодной среды обитания. Последствия неразумной хозяйственной деятельности не должны угрожать бытию человека и человечества в настоя- щем и будущем. Экология не знает ни политичес- ких, ни территориальных границ. Она едина и неру- шима, и c этим надо считаться всем. Экологизация общественного сознания призвана выработать пони- мание того непреложного факта, что человечество есть часть природы, и подчиняется ее законам. Они требуют признания во взаимоотношениях общества и природы первичности природных законов и вто- ричности законов социальных. Русский мыслитель видел нашу планету в ее единстве. Переход биосферы в ноосферу мыслился им как идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы. Природа является исходным объектом производства, этики и эстетики. Экологизация и этизация экономики в наше время приобретают обязательный, императивный характер. Это вытекает из необходимости установления гармонии между социально-экономическими и социально-природными отношениями, из важности при природопользовании сохранить жизнепригодной среду обитания. Огромная хозяйственная жизнедеятельность человечества настоятельно требует от хозяйствующих субъектов высокой нравственности, обеспечивающей моральный смысл деятельности человечества. Богатейшее идейное наследие В.И.Вернадского, глубина его научного проникновения в сущность биосферы Земли и перспектива ее перехода в ноосферу требуют от каждого государства, общества, даже индивида высочайшей ответственности за все происходящее на нашей планете. Все это требует разумности в политике, взаимоотношениях между государствами, нациями, регионами. Ибо сегодня человечество стоит перед необходимостью решения проблем глобального характера, масштабных вызовов. И здесь просто невозможно обойтись без модернизации этических основ, учета экологических последствий любого действия или бездействия. Нравственность должна служить фундаментом для согласования социо-экономических и социо-природных отношений. У человечества наблюдается недостаток духовности, ответственности и морального долга перед будущими жителями нашей планеты. Это особенно касается правящих кругов государств мира. Последствия развития экономики не должны угрожать бытию, существованию человечества в будущем. Для этого необходимо обеспечить экологическую грамотность предпринимателей, повысить их сознательность, нравственность и ответственность за состояние природы на всей Земле. Глобальность процессов на планете требует глобальности сознания власти, бизнеса, природоохранительных организаций, их совместной деятельности. |
Информация о проведённых мероприятиях, посвящённых 150-летию В. И. Вернадского Интегрированный урок химии и биологии «Учение В. И. Вернадского о природных водах и его значение» | О значении учения В. И. Вернадского о ноосфере Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
Особенности деятельности Государственного университета по землеустройству в ХХI веке | Использование икт на уроках химии и биологии Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?... | ||
Методологические основания развития учения о ноосфере В. И. Вернадского: общенаучная платформа Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в... | В. И. Вернадского с 8 по 12 апреля в Москве проходили Всероссийские... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | ||
6. Современные политические идеологии и течения Политические и правовые учения в ХХ веке: либерализм, консерватизм, социализм, анархизм | Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине 06. 01. 04 Агрохимия Роль русских ученых М. В. Ломоносова, М. Г. Павлова, Д. И. Менделеева, А. Н. Энгельгардта. Роль К. А. Тимирязева, К. К. Гедройца,... | ||
План работы опорной школы по теме Здоровье человека тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной | Реферат Культурологические воззрения В. И. Вернадского Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной... | ||
Роль бразилии в интеграционных процессах в западном полушарии в конце ХХ начале ХХI вв Роль бразилии в интеграционных процессах в западном полушарии в конце ХХ – начале ХХI вв | В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет Императорской Академии наук и Академии наук ссср, выпускника и сотрудника Санкт-Петербургского университета Владимира Ивановича Вернадского... | ||
Франция Африка: неоколониализм уйдет в прошлое? Ххi веке, пусть даже эпоха колониализма давно прошла. Подтвердить первостепенную важность для Парижа отношений с "черным континентом"... | Программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне... Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Роль биосферического опыта В. И. Вернадского в процессах глобального... Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... |