Скачать 1.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ИСТОРИЯ оБЩЕСТВОЗНАНИЕ гЕОГРАФИЯ Саратов 2008 УДК 373.5.016 ББК 74.264 Э 45 Рецензент: Петрович В.Г., к.и.н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» Материалы сборника изданы в авторской редакции. Э 45 Элективные курсы (история, обществознание, география): Учебно-методическое пособие /Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008. – 108 с.ISBN 978-5-9758-0760-1 В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении. Материалы сборника позволят организовать профильное обучение по учебным предметам «История», «Обществознание», «География» в 9-11 классах общеобразовательной школы. Элективные курсы направлены на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности. Выпуск данного издания осуществляется при участии министерства образования Саратовской области на средства областной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2008 годы ISBN 978-5-9758-0760-1 УДК 373.5.016 ББК 74.264 Печатается по решению экспертного научно-методического совета при министерстве образования Саратовской области
СОДЕРЖАНИЕ
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ: ОТ ОСНОВАНИЯ И ДО ЗАКАТА Константинов Е.Е., учитель истории МОУ «СОШ №5 г. Вольска Саратовской области. Свой династический порог они преодолели – Им покровительствовал бог лишь в благородной цели. За неугодные дела он спрашивал сурово – Менял на троне он царей, чтоб начинали снова… Пояснительная записка. Династия Романовых охватывает исключительно важный период в истории России, являющийся составной и весьма существенной частью её истории с начала XVII-го и до начала XX века. С деятельностью её наиболее ярких представителей связаны выдающиеся успехи во внутренней и внешней политике государства, достижения в области культуры, либерализации и демократизации общества. Знакомство с личностными характеристиками царствующих особ и отличительными чертами государственной деятельности представителей «династического древа Романовых» создаст целостную картину Отечественной истории на протяжении трёх столетий, поможет понять, наглядно представить роль личности в истории государства и народов России. Известно, насколько ученики переходного от подросткового к юношескому возрасту склонны к броским фактам и подражательским поступкам. Яркие фрагменты из биографии представителей династии способны вызвать устойчивый интерес к истории своей страны, побудить к дальнейшему – более глубокому и детальному изучению истории Отечества и Мира в старшем возрасте. А интерес к обществоведческим дисциплинам способствует воспитанию многих, крайне необходимых сегодня, гражданских качеств личности. Задачи курса: 1) сформировать у учащихся устойчивый интерес к исторической науке; 2) заложить основы необходимых учащимся знаний, умений и навыков для профильной их ориентации: - развить способность к аналитическому мышлению; - придать более стройный, системный характер имеющимся у учащихся знаниям о различных областях жизнедеятельности российского государства; - развить способность к установлению причинно-следственных связей между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей; 3) способствовать выработке, формированию у учащихся последовательных, полезных обществу, устойчивых убеждений; 4) содействовать формированию уважительного отношения к своей стране, её историческому прошлому; прививать чувство патриотизма, сопереживания за судьбу своей Родины; 5) всё в комплексе будет способствовать выработке активной жизненной позиции, побуждать к практическому личному участию в формировании будущего своего Отечества. Методические рекомендации и пояснения: Курс представлен в объёме 12-ти часов. В качестве главного информационного элемента используется лекция. Деятельность учащихся сводится к конспектированию важнейших фактов из биографии и государственной политики монархов, составлению характеристик исторических личностей, сравнительных таблиц, участию в свободных закрепительных беседах по представленному учителем материалу, практическому составлению «династического древа Романовых». В ходе работы повторяются, закрепляются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах. Курс может быть прочитан и за 8 часов. При использовании второго варианта на тему №3 отводится 1 час, темы №8 и№9 объединяются и изучаются за 1 час. Кроме того, убирается 1 час, отводимый на зачётное занятие. В этом случае практическое составление учениками «династического древа Романовых» и пояснительной записки к нему может приравниваться к зачёту по курсу. В случае необходимости объём материала позволяет учителю увеличить количество часов плана в два раза. Учебно-тематический план курса.
Рекомендованная литература.
Допускается использование и других литературных изданий. План урока по теме элективного курса: «От Михаила Федоровича до Петра I:этапы становления династии» Цели урока: 1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об историческом периоде и особенностях деятельности первых представителей династии Романовых. Подчеркнуть, что в условиях преодоления последствий Смутного времени их деятельность не могла быть очень яркой и насыщенной, поскольку период компромиссной политики, когда общество нуждалось в сплочении для решения важнейших внешнеполитических и внутренних проблем. 2. Развивающая: совершенствование навыков работы над материалом, воспринимаемым на слух с целью составления кратких характеристик исторической личности по схеме, предложенной учителем. 3. Воспитательная: прививать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, способность проникнуться духом изучаемой эпохи и понять поступки и действия ее представителей. Тип урока: урок обучающего характера. Форма урока: урок – лекция с элементами практической работы учащихся по составлению краткой характеристики правителя. Оборудование: историческая карта изучаемой эпохи, портреты исторических деятелей, схема – памятка по составлению кратких характеристик личностей. План урока: 1. Опорное повторение по теме предыдущего урока: «Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых» (5 мин.) 2. Лекция по объявленной теме урока с составлением кратких характеристик по схеме: а) Обстоятельства прихода к власти; б) Годы правления и личные качества правителя; в) На кого опирался (сподвижники); г) Какие цели преследовал; д) Чем запомнился потомкам, какими средствами и чего достиг (35 мин.) 3. Проверка усвоения темы в ходе собеседования и визуальной проверки конспекта учащихся (5 мин.). Краткое содержание урока – лекции. Сообщение учителя о целях урока начинается со строк: «Со сцены уходил старинный род, А новый зарождался постепенно. Россия избавлялась от невзгод – Хоть очень робко, медленно, но верно!» Вы только что вспомнили, что в январе 1613 года волей Земского собора после долгого правления рода Рюриковичей и короткого периода «временщиков» утвердилась на Российском престоле новая династия – династия Романовых Михаил Федорович Романов (1596-1645). Он был сыном боярина Федора Никитича Романова. Во время правления Бориса Годунова, насильно постриженного в монахи, а затем ставшего тушинским патриархом – пленником Филаретом. Мы уже знаем, что тонкая нить родства с Рюриковичами по женской линии сделала династию Романовых преемницей своих именитых предшественников. Да и род Романовых имеет старинные корни. Далеким предком их семьи считается Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV в. и служивший князю Симеону Гордому. Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 год и был компромиссной исторической личностью, который своей добротой и податливым характером устраивал всех представителей знати. Утвердиться на престоле ему помог его отец Федор Никитич (ок.1554-1633), который в 1619 году вернулся из польского плена и был посвящен в сан патриарха Московского и всея Руси под именем Филарета. До своей смерти он был соправителем царя. Семья и потомки царя Михаила Федоровича Романова: 1. Супруги – Мария Владимировна Долгорукая, Евдокия Лукьяновна Стрешнева. 2. Сыновья – Алексей, Иоанн, Василий. 3. Дочери – Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, Софья, Татьяна, Евдокия. В годы его правления возвысились родственники царя, а также роды Шереметьевых, Черкасских, Стрешневых и многих других. При Михаиле Федоровиче большим влиянием пользовались Боярская дума и Земские соборы (особенно до возвращения его отца), развивается приказанная система управления, начинается формирование полков нового строя: солдатских, драгунских, рейтарских. Алексей Михайлович Романов (1629-1676) сын и наследник царя Михаила Федоровича. Правил с 1645 по 1676 год. В годы его царствования был принят новый Свод законов «Соборное уложение», в 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. На время его правления приходится Соляной (1648) и Медный (1662) бунты, начало Соловецкого восстания (1668-1678гг.) и церковный раскол, крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671гг.) Он начинатель многих реформ и преобразований. Семья и потомки царя Алексея Михайловича:
Федор Алексеевич Романов (1661-1682) – сын и наследник царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Вступил на престол в возрасте немногим более 14 лет. Был воспитанником ученого монаха Симеона Полоцкого, явного проповедника польских устоев. Свободно владел польским языком, знал латынь. По характеру и форме правления во многом напоминал Михаила Романова в начальный период правления. При нем возвысились многие боярско-княжеские роды, близкие Милославским. Решал многие сложные вопросы внутренней и внешней политики; отбил претензии Турции на Левобережную Украину, провел реформы управления, налогообложения (со двора), уничтожил «местничество», совершенствовал приказную систему и военное управление. Софья Алексеевна Романова (1657-1704) – дочь царя Алексея Михайловича. Управляла русским государством с 1682 по 1689 гг. при малолетних царях – братьях Иване V и Петре I. В 1689 году Софья была свергнута Петром I и заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 году ее насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Умная и деятельная правительница, опиралась на поддержку стрельцов. При ней проведены серьезные преобразования: межевание земель, ослаблен сыск беглых крестьян, совершены (неудачно) походы против Крыма, открыта Славяно – Греко – Латинская академия. Сподвижники: Ф.Л. Шакловитый, В.В. Галицын и др. Примечание: содержание лекции изложено в сжатом, обобщенном виде и является основой, которая должна дополниться яркими и запоминающимися фактами, заимствованными учителем из рекомендованной к курсу литературы. Материал позволяет, в случае необходимости, рассмотрение темы на протяжении 2-х часов. |
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии.... Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся | Русский язык Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год | ||
Элективный курс «Творческая работа с текстом» Этому способствуют элективные курсы разной лингвистической и филологической направленности | Вопросы к зачету Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «Элективные курсы по физической культуре», утверждены на заседании кафедры... | ||
Прика з С 14 час. 30 мин проводятся элективные курсы, игз, кружки (согласно расписанию, составленному зам директора по ур и утвержденному... | Моу «Лицей г. Вольска Саратовской области» Преподаваемые предметы:... Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы» | ||
Рабочая программа по обществознанию (элективные курсы) для 11 класса разработана на основе Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики | Анализ работы мо гуманитарных наук за 1-е полугод Учебно-методическое обеспечение соответствует программам базового и профильного уровня, 6 учителей ведут элективные курсы, способствующие... | ||
Элективный курс «Информационно-коммуникационные в редакционно-издательской деятельности» ... | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское... «Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2013 -2014 учебном году в школе проводятся элективные курсы для обучающихся 9-11 классов | Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные... Макарцева Л. В., к г н., доцент кафедры экономической географии сгу им. Н. Г. Чернышевского | ||
Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный фестиваль инновационных педагогических проектов и программ «Инновация- путь к обновлению образования, номинация «Элективные... | ||
"Развитие познавательных способностей учащихся с помощью элективных курсов" ... | Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной... Элективные курсы, как фактор повышения качества знаний и профессиональной направленности обучающихся (из опыта работы) |