Элективные курсы





НазваниеЭлективные курсы
страница1/14
Дата публикации27.12.2014
Размер1.81 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > География > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
ИСТОРИЯ

оБЩЕСТВОЗНАНИЕ

гЕОГРАФИЯ



Саратов 2008

УДК 373.5.016

ББК 74.264

Э 45

Рецензент: Петрович В.Г., к.и.н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Материалы сборника изданы в авторской редакции.

Э 45 Элективные курсы (история, обществознание, география): Учебно-методическое пособие /Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008. – 108 с.


ISBN 978-5-9758-0760-1

В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении.

Материалы сборника позволят организовать профильное обучение по учебным предметам «История», «Обществознание», «География» в 9-11 классах общеобразовательной школы.

Элективные курсы направлены на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности.

Выпуск данного издания осуществляется

при участии министерства образования Саратовской области на средства областной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2008 годы
ISBN 978-5-9758-0760-1

УДК 373.5.016

ББК 74.264
Печатается по решению экспертного научно-методического совета

при министерстве образования Саратовской области


© Министерство образования Саратовской области, 2008

© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008






СОДЕРЖАНИЕ


ИСТОРИЯ

4

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………

4

Константинов Е.Е. Династия Романовых: от основания и до заката

4

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

17

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………

17

Ермашова М.Г. Право и экономика

17

Пирская Т.В. Выбор профессионального пути

26

ГЕОГРАФИЯ

34

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………

34

Волкова Г.А. Образные выражения стран мира……………………………..

34

Голосова Е. Л. Основы туристической деятельности……………………….

71

Соленкова Н.Н. Что такое город и зачем он нужен………………………….

76

Бахтарова М.В. Учись быть первым. Подготовка к олимпиадам по географии……………………………………………………………………….

92

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………

100

Вишневская М.П., Бахтарова М.В. Интернет для географа………………...

100





ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ: ОТ ОСНОВАНИЯ И ДО ЗАКАТА
Константинов Е.Е., учитель истории

МОУ «СОШ №5 г. Вольска Саратовской области.
Свой династический порог они преодолели –

Им покровительствовал бог лишь в благородной цели.

За неугодные дела он спрашивал сурово –

Менял на троне он царей, чтоб начинали снова…
Пояснительная записка.

Династия Романовых охватывает исключительно важный период в истории России, являющийся составной и весьма существенной частью её истории с начала XVII-го и до начала XX века.

С деятельностью её наиболее ярких представителей связаны выдающиеся успехи во внутренней и внешней политике государства, достижения в области культуры, либерализации и демократизации общества.

Знакомство с личностными характеристиками царствующих особ и отличительными чертами государственной деятельности представителей «династического древа Романовых» создаст целостную картину Отечественной истории на протяжении трёх столетий, поможет понять, наглядно представить роль личности в истории государства и народов России.

Известно, насколько ученики переходного от подросткового к юношескому возрасту склонны к броским фактам и подражательским поступкам. Яркие фрагменты из биографии представителей династии способны вызвать устойчивый интерес к истории своей страны, побудить к дальнейшему – более глубокому и детальному изучению истории Отечества и Мира в старшем возрасте. А интерес к обществоведческим дисциплинам способствует воспитанию многих, крайне необходимых сегодня, гражданских качеств личности.

Задачи курса:

1) сформировать у учащихся устойчивый интерес к исторической науке;

2) заложить основы необходимых учащимся знаний, умений и навыков для профильной их ориентации:

- развить способность к аналитическому мышлению;

- придать более стройный, системный характер имеющимся у учащихся знаниям о различных областях жизнедеятельности российского государства;

- развить способность к установлению причинно-следственных связей между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей;

3) способствовать выработке, формированию у учащихся последовательных, полезных обществу, устойчивых убеждений;

4) содействовать формированию уважительного отношения к своей стране, её историческому прошлому; прививать чувство патриотизма, сопереживания за судьбу своей Родины;

5) всё в комплексе будет способствовать выработке активной жизненной позиции, побуждать к практическому личному участию в формировании будущего своего Отечества.

Методические рекомендации и пояснения:

Курс представлен в объёме 12-ти часов. В качестве главного информационного элемента используется лекция. Деятельность учащихся сводится к конспектированию важнейших фактов из биографии и государственной политики монархов, составлению характеристик исторических личностей, сравнительных таблиц, участию в свободных закрепительных беседах по представленному учителем материалу, практическому составлению «династического древа Романовых». В ходе работы повторяются, закрепляются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах.

Курс может быть прочитан и за 8 часов. При использовании второго варианта на тему №3 отводится 1 час, темы №8 и№9 объединяются и изучаются за 1 час. Кроме того, убирается 1 час, отводимый на зачётное занятие. В этом случае практическое составление учениками «династического древа Романовых» и пояснительной записки к нему может приравниваться к зачёту по курсу.

В случае необходимости объём материала позволяет учителю увеличить количество часов плана в два раза.
Учебно-тематический план курса.


темы

Наименование темы

Кол-во часов

Форма работы учителя и учеников.

1.

Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

2.

От Михаила Фёдоровича до Петра I: этапы становления династии.

1

Лекция. Составление кратких характеристик по рекомендованной учителем схеме.

3.

Укрепление государства и государственности при Петре Великом:

внешняя политика и Северная война;

а) внутренняя политика

б) государственные реформы.

2

Лекция. Практическое занятие по составлению таблицы важнейших мероприятий Петра I.

4.

Наследники Петра Великого и эпоха дворцовых переворотов.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

5.

Екатерина II: немецкая кровь и русский патриотизм.

1

Лекция, в ходе которой выписываются доказательства, факты к теме.

6.

Внутрисемейные противоречия или династический кризис: Екатерина II, Павел I, Александр I.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

7.

Отличительные особенности внутренней и внешней политики Николая I и Александра II: консерватор и реформатор.

1

Лекция, в ходе которой составляется сравнительная таблица по деятельности двух императоров.

8.

Александр Миротворец: трудный выбор и его последствия.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

9.

Николай II: «добрый» семьянин или посредственный правитель. Закат династии.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

10.

Практическое занятие по теме: «Династическое древо Романовых».

1

Составление генеалогической схемы с сопроводительным описанием самых памятных событий и действий исторической личности.

11.

Зачёт по курсу.

1

Использование билетов с вопросами по материалам изученного курса.


Рекомендованная литература.

  1. Боханов А.Н. Российские самодержцы. 1801-1917. «Международные отношения», М.: 1993.

  2. Дворцовые перевороты в России. Изд. «Современник», Тольятти: 1991.

  3. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И. Уткин, М.: изд. «Просвещение», 1990.

  4. Князьков С.М. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: «Культура», 1990.

  5. Козяков С. «Время Петра I». Изд. «Планета», М.: 1990.

  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М.: изд. «Мысль», 1990.

  7. Пушкарский Н. Всероссийский император Николай II (1894-1917). Жизнь. Царствование. Трагическая смерть. Саратов: «Соотечественник», 1995.

  8. Рамбо А. Живописная история древней и новой России. М.: изд. «Современник», 1994.

  9. Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизации. Сост. А.М. Цирульников, М.: изд. дом «Современная педагогика», 2000.

  10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России (3 части), 9-17 вв; 18-19 вв; 20 в. М.: «Олма-Пресс Образование», 2003.


Допускается использование и других литературных изданий.
План урока по теме элективного курса:

«От Михаила Федоровича до Петра I:этапы становления династии»

Цели урока:

1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об историческом периоде и особенностях деятельности первых представителей династии Романовых. Подчеркнуть, что в условиях преодоления последствий Смутного времени их деятельность не могла быть очень яркой и насыщенной, поскольку период компромиссной политики, когда общество нуждалось в сплочении для решения важнейших внешнеполитических и внутренних проблем.

2. Развивающая: совершенствование навыков работы над материалом, воспринимаемым на слух с целью составления кратких характеристик исторической личности по схеме, предложенной учителем.

3. Воспитательная: прививать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, способность проникнуться духом изучаемой эпохи и понять поступки и действия ее представителей.

Тип урока: урок обучающего характера.

Форма урока: урок – лекция с элементами практической работы учащихся по составлению краткой характеристики правителя.

Оборудование: историческая карта изучаемой эпохи, портреты исторических деятелей, схема – памятка по составлению кратких характеристик личностей.

План урока: 1. Опорное повторение по теме предыдущего урока: «Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых» (5 мин.)

2. Лекция по объявленной теме урока с составлением кратких характеристик по схеме:

а) Обстоятельства прихода к власти;

б) Годы правления и личные качества правителя;

в) На кого опирался (сподвижники);

г) Какие цели преследовал;

д) Чем запомнился потомкам, какими средствами и чего достиг (35 мин.)

3. Проверка усвоения темы в ходе собеседования и визуальной проверки конспекта учащихся (5 мин.).

Краткое содержание урока – лекции.

Сообщение учителя о целях урока начинается со строк:

«Со сцены уходил старинный род,

А новый зарождался постепенно.

Россия избавлялась от невзгод –

Хоть очень робко, медленно, но верно!»

Вы только что вспомнили, что в январе 1613 года волей Земского собора после долгого правления рода Рюриковичей и короткого периода «временщиков» утвердилась на Российском престоле новая династия – династия Романовых Михаил Федорович Романов (1596-1645). Он был сыном боярина Федора Никитича Романова. Во время правления Бориса Годунова, насильно постриженного в монахи, а затем ставшего тушинским патриархом – пленником Филаретом. Мы уже знаем, что тонкая нить родства с Рюриковичами по женской линии сделала династию Романовых преемницей своих именитых предшественников. Да и род Романовых имеет старинные корни. Далеким предком их семьи считается Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV в. и служивший князю Симеону Гордому. Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 год и был компромиссной исторической личностью, который своей добротой и податливым характером устраивал всех представителей знати. Утвердиться на престоле ему помог его отец Федор Никитич (ок.1554-1633), который в 1619 году вернулся из польского плена и был посвящен в сан патриарха Московского и всея Руси под именем Филарета. До своей смерти он был соправителем царя.

Семья и потомки царя Михаила Федоровича Романова:

1. Супруги – Мария Владимировна Долгорукая, Евдокия Лукьяновна Стрешнева.

2. Сыновья – Алексей, Иоанн, Василий.

3. Дочери – Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, Софья, Татьяна, Евдокия.

В годы его правления возвысились родственники царя, а также роды Шереметьевых, Черкасских, Стрешневых и многих других. При Михаиле Федоровиче большим влиянием пользовались Боярская дума и Земские соборы (особенно до возвращения его отца), развивается приказанная система управления, начинается формирование полков нового строя: солдатских, драгунских, рейтарских.

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) сын и наследник царя Михаила Федоровича. Правил с 1645 по 1676 год. В годы его царствования был принят новый Свод законов «Соборное уложение», в 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. На время его правления приходится Соляной (1648) и Медный (1662) бунты, начало Соловецкого восстания (1668-1678гг.) и церковный раскол, крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671гг.) Он начинатель многих реформ и преобразований.

Семья и потомки царя Алексея Михайловича:

  1. Супруга Мария Ильинична Милославская и ее дети – Дмитрий, Евдокия, Марфа, Алексей, Анна, Екатерина, Софья, Мария, Федор, Феодосия, Иоанн;

  2. Супруга Наталья Кирилловна Нарышкина и ее дети – Петр, Наталия, Феодора.

Федор Алексеевич Романов (1661-1682) – сын и наследник царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Вступил на престол в возрасте немногим более 14 лет. Был воспитанником ученого монаха Симеона Полоцкого, явного проповедника польских устоев. Свободно владел польским языком, знал латынь. По характеру и форме правления во многом напоминал Михаила Романова в начальный период правления. При нем возвысились многие боярско-княжеские роды, близкие Милославским. Решал многие сложные вопросы внутренней и внешней политики; отбил претензии Турции на Левобережную Украину, провел реформы управления, налогообложения (со двора), уничтожил «местничество», совершенствовал приказную систему и военное управление.

Софья Алексеевна Романова (1657-1704) – дочь царя Алексея Михайловича. Управляла русским государством с 1682 по 1689 гг. при малолетних царях – братьях Иване V и Петре I. В 1689 году Софья была свергнута Петром I и заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 году ее насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Умная и деятельная правительница, опиралась на поддержку стрельцов. При ней проведены серьезные преобразования: межевание земель, ослаблен сыск беглых крестьян, совершены (неудачно) походы против Крыма, открыта Славяно – Греко – Латинская академия. Сподвижники: Ф.Л. Шакловитый, В.В. Галицын и др.

Примечание: содержание лекции изложено в сжатом, обобщенном виде и является основой, которая должна дополниться яркими и запоминающимися фактами, заимствованными учителем из рекомендованной к курсу литературы. Материал позволяет, в случае необходимости, рассмотрение темы на протяжении 2-х часов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективные курсы iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Элективные курсы iconРусский язык
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Элективные курсы iconЭлективный курс «Творческая работа с текстом»
Этому способствуют элективные курсы разной лингвистической и филологической направленности
Элективные курсы iconВопросы к зачету
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «Элективные курсы по физической культуре», утверждены на заседании кафедры...
Элективные курсы iconПрика з
С 14 час. 30 мин проводятся элективные курсы, игз, кружки (согласно расписанию, составленному зам директора по ур и утвержденному...
Элективные курсы iconМоу «Лицей г. Вольска Саратовской области» Преподаваемые предметы:...
Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»
Элективные курсы iconРабочая программа по обществознанию (элективные курсы) для 11 класса разработана на основе
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Элективные курсы iconАнализ работы мо гуманитарных наук за 1-е полугод
Учебно-методическое обеспечение соответствует программам базового и профильного уровня, 6 учителей ведут элективные курсы, способствующие...
Элективные курсы iconЭлективный курс «Информационно-коммуникационные в редакционно-издательской деятельности»
...
Элективные курсы iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское...
«Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
Элективные курсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2013 -2014 учебном году в школе проводятся элективные курсы для обучающихся 9-11 классов
Элективные курсы iconМетодические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные...
Макарцева Л. В., к г н., доцент кафедры экономической географии сгу им. Н. Г. Чернышевского
Элективные курсы iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Элективные курсы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль инновационных педагогических проектов и программ «Инновация- путь к обновлению образования, номинация «Элективные...
Элективные курсы icon"Развитие познавательных способностей учащихся с помощью элективных курсов"
...
Элективные курсы iconМасленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной...
Элективные курсы, как фактор повышения качества знаний и профессиональной направленности обучающихся (из опыта работы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск