Программы закона божия





НазваниеПрограммы закона божия
страница1/9
Дата публикации27.09.2013
Размер0.92 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРОГРАММЫ ЗАКОНА БОЖИЯ

для преподавателей церковно-приходских воскресных школ

Ростовской епархии.
Составитель: Наталия Режабек

Редакторы: священник Алексий Демидов, священник Владимир Тер-Аракельянц Ростов-на-Дону
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВА­НИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ

Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявле­ние, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое глазное, что может сделать зако­ноучитель, - это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Потому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс.

Обучение детей Закону Божию долж­но быть направлено не столько на рас­ширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убе­ждениями, с глубоким христианским ми­ровоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Отсюда ясны задачи курса Закона Божия: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; про­будить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молит­вы, смирения перед волей Божией, слу­жения ближним.

ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНА БОЖИЯ ДЛЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДС­КИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Данный курс Закона Божия предна­значен для преподавания в приходских воскресных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Свя­щенной Истории Ветхого и Нового Заветов (первый год), основ православного нравоучения (второй год) и основ право­славного вероучения, или катехизиса (третий год). Основной принцип по­строения курса - ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ.

Мы начинаем курс с изложения Свя­щенной истории, потому что мы хотим рассказать детям прежде всего не об учении Христа, а о Нем Самом. В курсе же Священной Истории уже содержатся начатки и веро-, и нравоучения. Излишне говорить, что Священная История Вет­хого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое - историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих от­ношений во время земной жизни Спаси­теля. Дальнейшая судьба Церкви Хри­стовой как общества, никогда не преры­вающего своих взаимоотношений с Бо­гом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Цер­ковной Истории, так что Священная Ис­тория без резкой границы переходит в Церковную.

Человечество во времена ветхозавет­ные и во времена Спасителя и Апостолов постепенно получало от Бога новые и новые откровения, получало от Бога большие познания, и Священная История, прежде всего, представляет собою ис­торию развития Богопознания в челове­честве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уясне­ния их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические све­дения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом.

Священная История является, поэтому предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоуче­ния. При объяснении Символа веры. За­поведей Десятословия, Заповедей Бла­женства и Молитвы Господней необхо­димо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддвери­ем катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, выражае­мые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Историл не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог - Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства на­шего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. По­ступки и жизнь священноисторических лиц служат для нас убедительными, яр­кими примерами блаженства жизни со­гласно воле Божией. Таким образом, трехгодичный курс наш выстроен, как поступательно-концентрический: первый год - краткое изложение Священной Ис­тории Ветхого и Нового Заветов, второй - основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о серд­цевине курса - Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Историей Церкви через жития ее Святых), третий - православный катехизис, который также обращает нас к Евангелию и истории Церкви Христовой. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовы­вались с возрастными особенностями учащихся.

В приходскую воскресную школу дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет. На этот возраст мы и ориентировались. 7-8-летние дети уже способны к система­тическим занятиям, их внимание и па­мять достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сю­жетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмо­циональны, доверяют учителю, от­зывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является ос­новным приемом обучения их. В соответ­ствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности.

Второй год обучения - 8-9 лет, соот­ветствует 2-3 классу общеобразователь­ной школы. У детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соот­ветствии с этим мы занимаемся с ними основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значитель­ной мере конкретно, основной дидак­тический прием - раскрытие христиан­ского нравоучения через Евангелие и через жития Святых.

Третий год - 9-10 лет; для детей это время серьезных изменений; из началь­ной школы они переходят в школу вто­рой ступени, из возрастной категории младших школьников - в категорию подростков. Изменяются их взаимоот­ношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становит­ся значительным. Достаточно уже зна­ний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет пони­мать христианские догматы, начавшееся освоение естественнонаучных знаний по­зволяет повторить естественным образом духовный путь падшего человечества, от твари познавая Творца. В третий год мы преподаем детям основы православного катехизиса, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Зако­ноучитель, работающий с детьми 10-12 лет, сталкивается с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запом­нить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их при­ходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока-беседы. Первая - это свободный разговор с ребя­тами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волную­щие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверст­ников. Хорошо, если получится не толь­ко "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая сво­бодная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача препо­давания - воспитательная, а не обучающая. Вторая форма урока-диалога - "катехизирование", направле­ние беседы умело подобранными вопро­сами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия.

Остановимся на каждом предмете.

Священная история Ветхого и Нового Завета

Принцип построения этого курса христоцентричность и крестоцетричность.

Мы начинаем с темы "Крест Христов" и закапчиваем темой "Воздвижение Кре­ста". Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, - достижение един­ства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения - по­казать детям Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет - путь человечества ко Спа­сителю, как бы прокимен, приготовляю­щий нас к слышанию Евангелия. Ветхо­заветная история - это не история еврей­ского народа, а история веры и бла­гочестия. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская многое.

Применение наглядных пособий весь­ма желательно. Фото- и видеодокументы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, ко­нечно же, иконы - "Богословие в крас­ках" - помогут учащимся и понять, и на­долго запомнить преподаваемый мате­риал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Ре­продукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчерки­вали, а не разрушали преподаваемые вероучительные моменты. Для некоторых тем хорошим наглядным пособием явля­ется географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют пред­ставление о карте. Хорошо, если во вре­мя занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой.

Основные моменты занятия:

- молитва,

- объявление темы занятия,

-припоминание-повторение ранее из­ученного (опрос, если для детей это по­сильно: если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями - большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспро­извести слышанное неделю назад);

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде во­просов - ответов. Собственно, этот ме­тод работы в пособиях для законоучи­теля и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерно­стям нашего мышления, которое по сво­ему существу "диалогично";

- домашнее задание. Чтобы не вызы­вать у детей протеста столь явным сход­ством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хо­рошо, если дети получат задание пере­сказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехи­зические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего;

- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных, "хорошо", в исключительных случаях - "Удовлетворительно" и "отлично". Если есть сомнения в целе­сообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;

- молитва по окончании занятия.

Священная История –– сама жизнь, и она должна быть не пересказываема, а переживаема изучающими ее. Опытные преподаватели советуют предложить де­тям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет жи­вость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение.

Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апо­столы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Так мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас свои­ми толкованиями.

Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу протоиерея Серафима Слободского или пятитомный "Закон Божий" под редакци­ей С.С. Куломзиной. Необходимо поль­зоваться "Толковой Библией". Для мно­гих тем по Новому Завету основным методическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми отцами.

Основы христианского нравоучения

Слово "нравоучение" воспринимается сейчас как отрицательное. Однако "нрав­ственность" - это то, что соответствует нраву человека, то, что нравится, что за­ложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, есте­ственно, с радостью. Показ этой радости жизни во Христе, по Его заповедям идет через рассказ о Святых. Можно давать чтение житий на дом.

За основу курса взят "Конспект по нравственному богословию" игумена Филарета, но это - пособие для учителя, а не для детей. Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет при­вычкой наших питомцев за этот год обучения. Мы соединяем в этом курсе повторение Священной Истории, про­должение ее Историей Церкви (хотя бы фрагментарно, через жития), готовим де­тей к систематическому изложению ис­тин веры. О плодотворности этого пути - через жития Святых к Евангелию - хо­рошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну заповедь: Возлюби Господа Бога и ближ­него своего. Необходимо обращать вни­мание на погрешности, соответствующие возрасту детей.

Нет никаких оснований бояться под­робного, конкретного изложения догма­тических истин детям этого возраста: ло­гическое мышление детей уже доста­точно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием содержания догмата, а не осложнением простой ис­тины новыми сведениями.

Основным пособием является "Право­славный катехизис" святителя Москов­ского Филарета. Написанный в форме вопросов - ответов, он был переиздан в наше время в форме простого изложения;

лучше пользоваться вопросно-ответной формой, так как мышление само по себе "диалогично" и усвоение материала пой­дет лучше. Дополнительно преподава­тель может пользоваться "Точным из­ложением православной веры" Св. Иоан­на Дамаскина и другими пособиями. Православное учение о Церкви за­мечательно изложено преподобным Иустином (Поповичем). Его книга "Право­славие и экуменизм" будет хорошим под­спорьем катехизатору и по другим темам.

Может ли предлагаемый курс исполь­зоваться для факультативного препода­вания в светских школах? Думается, что да. Возможно, придется изменить назва­ние курса (например, "Знакомство с ве­рой праотцев"), скорее всего, придется отказаться от молитвы на уроке (это тре­буется современным законодательством).

Православный катехизис

Основные задачи этого года обучения - научить говорить о православной вере на языке Церкви, выучить наизусть Сим­вол веры, Молитву Господню и некото­рые другие молитвы; соединить в созна­нии детей вероучительные и нра­воучительные истины; ввести детей в мир святоотеческого предания. Мы учим ре­бенка истинам веры для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУР­СА СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ





ТЕМА


часов


1


Введение. Христианство. Храм Божий


2


2


Священная История Ветхого За­вета. От сотворения мира до пе­реселения Израиля в Египет


6


3


От рождения Моисея до возвра­щения евреев из плена


5


4


Священная История Нового За­вета. От Рождества Пресвятой Богородицы до Крещения Гос­подня


5


5


От начала проповеди до крест­ной смерти Господа


10


6


От Воскресения Христова до Воздвижения Креста Господня


6




ВСЕГО

34


Программа курса Священной Истории

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы закона божия iconПриложение
Москва), в приходе Троицкого собора г Подольска и являющихся результатом многолетней работы преподавателей упомянутых школ. В данный...
Программы закона божия iconДесять заповедей Закона Божия
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Программы закона божия iconПрограмма по фигурному катанию на коньках (далее по тексту Программа)...
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения...
Программы закона божия iconРабочая программа разработана в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании»
Рабочая программа разработана в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании», позволяющей определить структуру рабочей программы...
Программы закона божия iconПрограмма составлена на основе «Закона об образовании рф»
Программа составлена на основе «Закона об образовании рф», Государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Программы закона божия iconА. И. Бусел тайна христова
О второй ступени учения Христова. Мудрость Божия для большинства – что «лира для осла»
Программы закона божия iconПоложение о регламенте работы в сети Интернет педагогических работников...
«Об авторском праве и смежных правах» №5351-I; федерального закона «О связи» №15-фз; федерального закона «Об информации, информатизации...
Программы закона божия iconРабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании»
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании», фз №273 от 29. 12. 2012 г., Федерального...
Программы закона божия iconНастоящие Правила разработаны на основе Федерального закона от 29....
Федерального закона от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», областного закона «О защите прав ребенка»,...
Программы закона божия iconДиректор мбоу ново-Александровская
Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов: Закона «Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении...
Программы закона божия iconРабочая программа составлена на основе «Примерной программы полного общего образования»
В части структурирования учебного курса, а именно учебный материал представлен блочно. Рабочие программы действуют согласно «Закона...
Программы закона божия iconМетодические рекомендации о порядке установления требований к одежде...
Соответствии с пунктом 18 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»...
Программы закона божия iconЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Конституции рф, Федерального закона «Об образовании», Закона Ивановской области «Об образовании»
Программы закона божия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ф. М. Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные в нем человеку! И сколько тайн, разрешенных...
Программы закона божия iconСочинение «Как моя семья встречает праздник Рождества Христова»
После храма, мы следуем домой, где разговляемся и произносим благодарственные молитвы. Я считаю, что нужно не только соблюдать посты,...
Программы закона божия iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана и...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» с п. Куба


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск