Скачать 0.92 Mb.
|
ПРОГРАММЫ ЗАКОНА БОЖИЯ для преподавателей церковно-приходских воскресных школ Ростовской епархии. Составитель: Наталия Режабек Редакторы: священник Алексий Демидов, священник Владимир Тер-Аракельянц Ростов-на-Дону ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое глазное, что может сделать законоучитель, - это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Потому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс. Обучение детей Закону Божию должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью. Отсюда ясны задачи курса Закона Божия: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним. ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНА БОЖИЯ ДЛЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Данный курс Закона Божия предназначен для преподавания в приходских воскресных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Священной Истории Ветхого и Нового Заветов (первый год), основ православного нравоучения (второй год) и основ православного вероучения, или катехизиса (третий год). Основной принцип построения курса - ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Мы начинаем курс с изложения Священной истории, потому что мы хотим рассказать детям прежде всего не об учении Христа, а о Нем Самом. В курсе же Священной Истории уже содержатся начатки и веро-, и нравоучения. Излишне говорить, что Священная История Ветхого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое - историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя. Дальнейшая судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Церковной Истории, так что Священная История без резкой границы переходит в Церковную. Человечество во времена ветхозаветные и во времена Спасителя и Апостолов постепенно получало от Бога новые и новые откровения, получало от Бога большие познания, и Священная История, прежде всего, представляет собою историю развития Богопознания в человечестве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уяснения их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические сведения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Священная История является, поэтому предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоучения. При объяснении Символа веры. Заповедей Десятословия, Заповедей Блаженства и Молитвы Господней необходимо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддверием катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, выражаемые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Историл не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог - Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства нашего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. Поступки и жизнь священноисторических лиц служат для нас убедительными, яркими примерами блаженства жизни согласно воле Божией. Таким образом, трехгодичный курс наш выстроен, как поступательно-концентрический: первый год - краткое изложение Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, второй - основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о сердцевине курса - Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Историей Церкви через жития ее Святых), третий - православный катехизис, который также обращает нас к Евангелию и истории Церкви Христовой. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовывались с возрастными особенностями учащихся. В приходскую воскресную школу дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет. На этот возраст мы и ориентировались. 7-8-летние дети уже способны к систематическим занятиям, их внимание и память достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сюжетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмоциональны, доверяют учителю, отзывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является основным приемом обучения их. В соответствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности. Второй год обучения - 8-9 лет, соответствует 2-3 классу общеобразовательной школы. У детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соответствии с этим мы занимаемся с ними основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значительной мере конкретно, основной дидактический прием - раскрытие христианского нравоучения через Евангелие и через жития Святых. Третий год - 9-10 лет; для детей это время серьезных изменений; из начальной школы они переходят в школу второй ступени, из возрастной категории младших школьников - в категорию подростков. Изменяются их взаимоотношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становится значительным. Достаточно уже знаний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет понимать христианские догматы, начавшееся освоение естественнонаучных знаний позволяет повторить естественным образом духовный путь падшего человечества, от твари познавая Творца. В третий год мы преподаем детям основы православного катехизиса, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Законоучитель, работающий с детьми 10-12 лет, сталкивается с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запомнить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их приходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока-беседы. Первая - это свободный разговор с ребятами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Хорошо, если получится не только "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая свободная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача преподавания - воспитательная, а не обучающая. Вторая форма урока-диалога - "катехизирование", направление беседы умело подобранными вопросами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия. Остановимся на каждом предмете. Священная история Ветхого и Нового Завета Принцип построения этого курса христоцентричность и крестоцетричность. Мы начинаем с темы "Крест Христов" и закапчиваем темой "Воздвижение Креста". Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, - достижение единства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения - показать детям Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет - путь человечества ко Спасителю, как бы прокимен, приготовляющий нас к слышанию Евангелия. Ветхозаветная история - это не история еврейского народа, а история веры и благочестия. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская многое. Применение наглядных пособий весьма желательно. Фото- и видеодокументы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, конечно же, иконы - "Богословие в красках" - помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Репродукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчеркивали, а не разрушали преподаваемые вероучительные моменты. Для некоторых тем хорошим наглядным пособием является географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют представление о карте. Хорошо, если во время занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой. Основные моменты занятия: - молитва, - объявление темы занятия, -припоминание-повторение ранее изученного (опрос, если для детей это посильно: если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями - большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад); - изложение новой темы; - закрепление изложенного в виде вопросов - ответов. Собственно, этот метод работы в пособиях для законоучителя и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерностям нашего мышления, которое по своему существу "диалогично"; - домашнее задание. Чтобы не вызывать у детей протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хорошо, если дети получат задание пересказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехизические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего; - объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных, "хорошо", в исключительных случаях - "Удовлетворительно" и "отлично". Если есть сомнения в целесообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке; - молитва по окончании занятия. Священная История –– сама жизнь, и она должна быть не пересказываема, а переживаема изучающими ее. Опытные преподаватели советуют предложить детям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет живость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение. Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апостолы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Так мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас своими толкованиями. Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу протоиерея Серафима Слободского или пятитомный "Закон Божий" под редакцией С.С. Куломзиной. Необходимо пользоваться "Толковой Библией". Для многих тем по Новому Завету основным методическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми отцами. Основы христианского нравоучения Слово "нравоучение" воспринимается сейчас как отрицательное. Однако "нравственность" - это то, что соответствует нраву человека, то, что нравится, что заложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, естественно, с радостью. Показ этой радости жизни во Христе, по Его заповедям идет через рассказ о Святых. Можно давать чтение житий на дом. За основу курса взят "Конспект по нравственному богословию" игумена Филарета, но это - пособие для учителя, а не для детей. Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет привычкой наших питомцев за этот год обучения. Мы соединяем в этом курсе повторение Священной Истории, продолжение ее Историей Церкви (хотя бы фрагментарно, через жития), готовим детей к систематическому изложению истин веры. О плодотворности этого пути - через жития Святых к Евангелию - хорошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну заповедь: Возлюби Господа Бога и ближнего своего. Необходимо обращать внимание на погрешности, соответствующие возрасту детей. Нет никаких оснований бояться подробного, конкретного изложения догматических истин детям этого возраста: логическое мышление детей уже достаточно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием содержания догмата, а не осложнением простой истины новыми сведениями. Основным пособием является "Православный катехизис" святителя Московского Филарета. Написанный в форме вопросов - ответов, он был переиздан в наше время в форме простого изложения; лучше пользоваться вопросно-ответной формой, так как мышление само по себе "диалогично" и усвоение материала пойдет лучше. Дополнительно преподаватель может пользоваться "Точным изложением православной веры" Св. Иоанна Дамаскина и другими пособиями. Православное учение о Церкви замечательно изложено преподобным Иустином (Поповичем). Его книга "Православие и экуменизм" будет хорошим подспорьем катехизатору и по другим темам. Может ли предлагаемый курс использоваться для факультативного преподавания в светских школах? Думается, что да. Возможно, придется изменить название курса (например, "Знакомство с верой праотцев"), скорее всего, придется отказаться от молитвы на уроке (это требуется современным законодательством). Православный катехизис Основные задачи этого года обучения - научить говорить о православной вере на языке Церкви, выучить наизусть Символ веры, Молитву Господню и некоторые другие молитвы; соединить в сознании детей вероучительные и нравоучительные истины; ввести детей в мир святоотеческого предания. Мы учим ребенка истинам веры для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ
Программа курса Священной Истории |
Приложение Москва), в приходе Троицкого собора г Подольска и являющихся результатом многолетней работы преподавателей упомянутых школ. В данный... | Десять заповедей Закона Божия Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к... | ||
Программа по фигурному катанию на коньках (далее по тексту Программа)... Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения... | Рабочая программа разработана в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» Рабочая программа разработана в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании», позволяющей определить структуру рабочей программы... | ||
Программа составлена на основе «Закона об образовании рф» Программа составлена на основе «Закона об образовании рф», Государственного образовательного стандарта основного общего образования,... | А. И. Бусел тайна христова О второй ступени учения Христова. Мудрость Божия для большинства – что «лира для осла» | ||
Положение о регламенте работы в сети Интернет педагогических работников... «Об авторском праве и смежных правах» №5351-I; федерального закона «О связи» №15-фз; федерального закона «Об информации, информатизации... | Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании» Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании», фз №273 от 29. 12. 2012 г., Федерального... | ||
Настоящие Правила разработаны на основе Федерального закона от 29.... Федерального закона от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», областного закона «О защите прав ребенка»,... | Директор мбоу ново-Александровская Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов: Закона «Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении... | ||
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы полного общего образования» В части структурирования учебного курса, а именно учебный материал представлен блочно. Рабочие программы действуют согласно «Закона... | Методические рекомендации о порядке установления требований к одежде... Соответствии с пунктом 18 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»... | ||
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Конституции рф, Федерального закона «Об образовании», Закона Ивановской области «Об образовании» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ф. М. Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные в нем человеку! И сколько тайн, разрешенных... | ||
Сочинение «Как моя семья встречает праздник Рождества Христова» После храма, мы следуем домой, где разговляемся и произносим благодарственные молитвы. Я считаю, что нужно не только соблюдать посты,... | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана и... Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» с п. Куба |