Русский язык 5-11 классы
5 – 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания учебных программ.
Линия учебников, обеспечивающих программу, входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году.
Цель курса:
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике. Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально – культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс основной школы:
Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, лингвистических понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных видов, пользоваться синтаксическими синонимами;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки4 производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки. Производить орфографический разбор слова.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты различных типов и стилей речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы и конспекты небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.
Календарно-тематическое планирование 5 класс (6 часов)
Раздел
| № урока
| Дата по плану
| Дата факт
| Тема урока
| Тип урока, формы работы
| Наглядность
| Домашнее задание
| Введение (2 ч + 1Р = 3 часа)
| 1
|
|
| Ваш учебник
| Беседа
|
|
| 2
|
|
| Язык – важнейшее средство общения
| Беседа, работа с текстом
|
| №6
| 3Р
|
|
| Стили речи
| Работа с учебником, лекция учителя
|
| Выучить записи
| Повторение пройденного в 1-4 классах
(17 часов + 3Р = 20 часов)
| 4
|
|
| Состав слова.
| Работа с учебником
| «В стране Лингвинии»
| №22
| 5
|
|
| Орфограмма
| Объяснительный диктант
| «В стране Лингвинии»
| Параграф 6 №24
| 6
|
|
| Правописание проверяемых гласных в корне слова
| Объяснительный диктант
| «В стране Лингвинии»
| Параграф 7 №38 (с/д)
| 7
|
|
| Правописание проверяемых согласных в корне
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 8 №46
| 8
|
|
| Правописание непроизносимых согласных в корне
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 9 №48
| 9
|
|
| Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 10, 11 №57 (с/д)
| 10
|
|
| Раздельное написание предлогов
| Контрольный словарный диктант
| Запись №1
| Параграф 12 №59
| 11Р
|
|
| Текст. Тема текста
| Беседа. Работа с текстом
|
| №63
| 12Р
|
|
| Подробное изложение «Хитрый заяц»
| Урок развития речи
|
|
| 13
|
|
| Части речи
| Выборочный диктант
| 1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.
| Параграф 14 №68
| 14
|
|
| Глагол
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 15 №74
| 15
|
|
| ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
| Работа с перфокартой
| Запись №2
1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.
| Параграф 16 №77
| 16Р
|
|
| Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению «Летние радости»
| Урок развития речи
|
| Домашнее сочинение «Летние радости»
| 17
|
|
| Личные окончания глаголов
| Объяснительный диктант
| 1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы.
| Параграф 18 №82, теория
| 18
|
|
| Имя существительное
| Работа с перфокартой
| Запись №3
| Параграф 19 №93
| 19
|
|
| Правописание имён существительных
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 19 №95
| 20
|
|
| Прилагательное
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 20 №101
| 21
|
|
| Местоимение
| Работа с учебником
|
| Параграф 21 №110
| 22К
|
|
| Контрольный диктант
| Урок контроля
|
|
| 23
|
|
| Работа над ошибками контрольного диктанта
|
|
|
| Синтаксис и пунктуация (31 часов + 5Р = 36 часов)
| 24
|
|
| Синтаксис. Пунктуация
| Урок-игра
| Презентация
| Параграф 23, 24 №120
| 25
|
|
| Словосочетание
| Работа с учебником
|
| Параграф 25 №126 (с/д)
| 26
|
|
| Разбор словосочетания
| Словарный диктант №126
| Запись №4
| Параграф 26 №128
| 27
|
|
| Предложение
| Работа с учебником
|
| Параграф 27 №136
| 28Р
|
|
| Сжатое изложение №137
| Урок развития речи
|
|
| 29
|
|
| Виды предложений по цели высказывания
| Работа с учебником
|
| Параграф 28 №142 (с/д)
| 30
|
|
| Восклицательные предложения
| Словарный диктант №142
| Запись №5
| №151
| 31
|
|
| Главные члены предложения. Подлежащее
| Анализ предложений
|
| Параграф 31 №155
| 32
|
|
| Сказуемое
| Работа с учебником
|
| Параграф 32 №159
| 33
|
|
| Тире между подлежащим и сказуемым
| Объяснительный диктант
|
| Параграф 33 №169
| 34
|
|
| Дополнение
| Работа с учебником
|
| Параграф 36 №180 (с/д)
| 35
|
|
| Определение
| Словарный диктант №180
| Запись №6
| Параграф 37 №182
| |