Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины





НазваниеРабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины
страница1/15
Дата публикации04.03.2015
Размер1.78 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Содержание
Предисловие……………………………………………………………….4

Рабочая программа дисциплины…………………………………………5

1. Цели и задачи дисциплины……………………………………….5

2. Место дисциплины в структуре ООП……………………………5

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………...….6

5. Содержание дисциплины…………………………………………7

5.1. Содержание разделов дисциплины…………………...………..7

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………8

5.3. Лабораторный практикум……………………………………..10

5.4. Примерная тематика рефератов………………………………10

5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации…………12

6. Образовательные технологии…………………………………...14

Практические занятия…………………………………………………...14

Лабораторный практикум……………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………..67

Приложение………………………………………………………………73

Тест по фонетике………………………………………………………...73

Диагностирующий тест по морфемике………………………………...75

Тест по морфемике………………………………………………………76

Итоговое тестирование…………………………………………………..77

Задания для самостоятельной работы………………………………….89


Предисловие
Курс «Современный русский язык» имеет целью ознакомить студентов с базовыми разделами современного русского языка и основами науки о языке.

Настоящее пособие предназначено для проведения практических занятий по разделам «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», одновременно с этим курс вводит студентов в проблематику науки о языке, знакомит с человеческим языком как общественным явлением, со структурой и системой языка.

В результате изучения курса студенты должны получить следующие знания, умения и навыки:

– знания об основных понятиях языкознания, что, в свою очередь, позволит создать базу для дальнейшего изучения ряда языковых дисциплин;

– формирование целостного представления о фонетической системе русского языка, в том числе транскрибирование поэтических и прозаических текстов, фонетический анализ слова, артикуляционная характеристика звуков речи, интерпретация фонетических изменений в потоке речи, деление слова на слоги;

– изучение лексической системы русского языка в синхронии и диахронии, в том числе работа с разнообразными словарями русского языка, анализ лексических единиц с позиции наличия / отсутствия у них синонимов, антонимов, паронимов, определение статуса лексемы с позиции активного или пассивного словарного запаса, характеристика слова по происхождению, комплексный лексический анализ слова;

– изучение морфологической системы русского языка, в том числе освоение знаний о грамматических категориях, значениях и формах разных классов слов в русском языке, определение морфологической природы слова, умение проводить морфологический анализ слов разных частей речи;

– изучение словообразовательной системы русского языка в синхроническом и диахроническом аспектах, в том числе адекватное морфемное членение лексем, навык словообразовательного анализа слова и определения модели, типа, способа словообразования;

– формирование целостного представления о синтаксической системе русского языка, в том числе о синтаксических связях на уровне словосочетания и предложения, о типологии простых двусоставных и односоставных предложений и их компонентах, видах сложных предложений.
Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины:. сформировать у студентов лингвистическую компетентность, включающую в себя знание современного русского языка в теоретическом освещении и прикладные умения лингвистического анализа.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Современный русский язык» входит в модуль «Филологические основы дефектологического образования», относится к базовой части профессионального цикла (3.1.5.).

Базовыми для изучения дисциплины «Современный русский язык» являются знания, полученные студентами в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.) при изучении предмета «Русский язык».

Изучение дисциплины «Современный русский язык» предшествует прохождению педагогической практики и подготовке к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050700 – Специальное (дефектологическое) образование::

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовности к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • теоретические сведения о системе современного русского литературного языка;

  • единицы различных уровней языковой системы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификации в речи;

  • нормы современного русского литературного языка;

уметь:

  • систематизировать сведения по различным разделам современного русского языка;

  • выделять в тексте различные единицы языка;

  • производить лингвистический анализ языковых и речевых фактов;

  • пользоваться научной лингвистической и лексикографической литературой;

владеть:

  • приемами лингвистического анализа всех видов: фонетического, орфографического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, пунктуационного, стилистического;

  • навыками распознавания и квалификации нарушения языковых и речевых норм (на основе проведения лингвистического анализа).


4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 144 часа, из которых 78 часов – аудиторная работа (лекционные, практические и лабораторные занятия), 66 часов – самостоятельная работа.


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

78







В том числе:

-

-

-

Лекции




14

14

Практические занятия (ПЗ)




14

14

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)




10

12

Самостоятельная работа (всего)

66

30

36

В том числе:

-

-

-

Реферат




10

10

Другие виды самостоятельной работы










Конспектирование научной статьи по проблемам языкознания




2

2

Аннотирование научной статьи по проблемам языкознания




2

2

Составление библиографического списка по теме реферата




2

2

Презентация реферата на электронном носителе




2

2

Оформление терминологических карточек




4

4

Составление тестовых заданий




2

4

Выполнение различных видов грамматического анализа (фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического)




6

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

2







Общая трудоемкость 144 часа

2 зачетные единицы










5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Язык как система и структура.

Язык как особая знаковая система. Единицы языка и единицы речи. Функции языка.

2.

Фонетика и орфоэпия.

Понятие о фонетике и ее предмет. Артикуляционный и акустический аспекты в изучении звуков речи. Принципы классификации звуков речи. Звук и фонема. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Основные правила транскрипции. Фонетический анализ слова. Различные трактовки важнейших аспектов теории фонемы представителями разных школ. Фонетические изменения звуков в потоке речи: а) позиционные; б) комбинаторные. Фонетическое членение речи. Слог и его характеристики.

3.

Лексика

Слово – основная единица языка. Признаки слова. Лексическое значение слова. Типы лексических значений. Структура лексического значения. Лексико-семантические отношения в русском языке. Полисемия и омонимия. Прямое и переносное значения слова. Понятие об омонимии. Типы омонимов. Синонимия, антонимия, паронимия. Классификация лексики русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса. Лексический анализ слова. Лексикография. Фразеология русского языка.

4.

Морфемика

Морфема как единица языка. Морфема и морф. Типы морфем, их признаки и функции. Морфемное членение слова. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Морфемный анализ слова.

5.

Словообразование

Словообразовательная структура слова. Принципы словообразования. Основа слова, виды и характеристика. Понятие производности. Основные единицы словообразования. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

6.

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Основные понятия морфологии: грамматическая категория, грамматическое значение, средства выражения, грамматические формы. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи (семантический, морфологический, синтаксический). Общая характеристика знаменательных и служебных частей речи, модальных слов, междометий. Переходность в системе частей речи. Морфологический разбор слова.

7.

Синтаксис

Общие сведения о синтаксической системе русского языка. Основные понятия синтаксиса (предложение, словосочетание, предикативность, синтаксическая связь, синтаксема и др.). Синтаксические связи и способы их выражения. Понятие о словосочетании. Компоненты словосочетания. Типы словосочетаний. Принципы выделения словосочетания. Схема разбора словосочетания. Понятие о предложении. Семантический, коммуникативный, структурный аспекты в изучении предложения. Предикативность – грамматическое значение предложения. Типы предложений. Простое двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены двусоставного предложения. Односоставное предложение. Осложненное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор.


5.2. Разделы дисциплины и виды занятий


№п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущей и промежуточной

аттестаций

Л

ПЗ

ЛЗ

Самостоятельная работа

1.

Язык как система и структура

1

1

2







10

– конспектирование научной статьи по проблемам языкознания;

– аннотирование научной статьи по проблемам языкознания;

– составление библиографического списка по теме реферата;

– проверка реферата;

– выступление с рефератом на занятии;

– стендовый доклад, в котором схематично показано содержание реферата;

– презентация реферата на электронном носителе

2.

Фонетика и орфоэпия

1

2-4

2

2

4

6

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– фонетический разбор слова;

– транскрипция текста

3.

Лексика

1

5-9

4

4

2

10

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– сообщение о словаре русского языка;

– лексический анализ слова;

– выполнение межсессионной контрольной работы

4.

Морфемика

1

10-13

2

4

2

10

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– морфемный разбор слова

5.

Словообразование

1

14-17

4

4

2

10

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– словообразовательный разбор;

– итоговое тестирование

6.

Морфология

2

18-25

6

6

4

10

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– морфологический разбор;

– выполнение межсессионной контрольной работы;

7.

Синтаксис

2

26-34

8

8

8

10

– участие в практических и лабораторных занятиях;

– оформление терминологических карточек;

– составление и выполнение тестовых заданий;

– синтаксический разбор словосочетания и предложения;

– защита реферата;

– итоговое тестирование




Всего – 144 ч







28

28

22

66



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программадисциплин ыуголовная политика
...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел Цели и задачи дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины политология Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – политическая социализация студентов педагогического вуза, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа может быть использована при повышении квалификации...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа может быть использована при повышении квалификации...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология
Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос)
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа по дисциплине
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа по дисциплине химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистрантов (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск