Скачать 0.99 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ_Неврологии, медицинская генетика_ 2013 г.
Цель: изучить симптомы поражения пирамидного пути, генез симптомов центрального и периферического паралича, особенности обследования двигательной сферы у новорожденных и детей раннего возраста. Уметь исследовать двигательную сферу (за исключением обследования черепно-мозговых нервов), определять наличие и характер двигательных нарушений,. определять топический диагноз по выявленным двигательным нарушениям Задачи: 1.Оопределять спастическую, паретическую, гемиплегическую, степпажную походку, позу Вернике-Манна. 2. Исследовать объем активных и пассивных движений, мышечный тонус (определять спастический гипертонус, диффузный, дистальный, проксимальный гипотонус), трофическое состояние мышц (определять гипертрофию, гипо- и атрофию). 3. Исследовать силу (5-балльная оценка мышечной силы, проба Барре, поза Будды, исследование силы различных мышечных групп). 4. Исследовать глубокие и поверхностные спинальные рефлексы, клонусы. 5. Уметь исследовать патологические рефлексы. 6. Дифференцировать центральный и периферический паралич. 7. Исследовать двигательную сферу новорожденных и детей раннего возраста. 8. Определять топический диагноз по выявленным двигательным нарушениям. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Понятие о рефлексе, рефлекторном принципе функционирования нервной системы. Рефлексы спинного мозга (миотатический рефлекс, глубокие и поверхностные рефлексы). Спинальная рефлекторная петля, регулирующая мышечный тонус. Понятие о сегменте спинного мозга. Ход пирамидного пути. Центральный и периферический паралич. Поражение центрального и периферического нейрона на различных уровнях. Методика исследования двигательной сферы. 3.Вопросы к занятию
Вопросов для самоконтроля Задания первого уровня: 1. Выберите, какой из перечисленных симптомов не является признаком поражения пирамидного пути: 1) гемипарез. 2) повышение сухожильных рефлексов. 3) снижение мышечного тонуса. 4) снижение кожных рефлексов. 5) защитные рефлексы. 2. Выберите из перечисленных симптомов признак раздражения передней центральной извилины: 1). Фибриллярные подергивания, 2). Тонико-клонические судороги, 3). Фасцикулярные подергивания, 4) Тики. 3. Где расположены клетки центрального двигательного нейрона? 1). Передние рога спинного мозга, 2). Верхняя теменная долька, 3). Ножки мозга, 4). Внутренняя капсула, 5). Передняя центральная извилина. 4. Где проходит основной пирамидный путь в спинном мозге? 1). Передние рога, 2). Боковые столбы, 3). Задние столбы, 4). Передняя серая спайка. 5. Какой из перечисленных симптомов признаков наблюдается при поражении клеток передних рогов спинного мозга? 1). Клонические судороги, 2). Фасцикулярные подергивания. 3). Тонические судороги. 4). Фибриллярные подергивания. 5). Миоклонии. 6. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения пирамидных путей в грудном отделе? 1) Спастический тонус, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей 7. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения периферических нервов нижних конечностей? 1) Гипотония мышц, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей 8. Какие сегменты спинного мозга образуют поясничное утолщение? 1). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, 2). I - V поясничные и XI - XII грудные сегменты, 3). II – IV поясничные сегменты. 9. Какие сегменты спинного мозга образуют конус? 1). III - V крестцовые сегменты и копчиковые сегменты, 2). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, 3) все крестцовые и копчиковые сегменты. 10. Какие сегменты спинного мозга образуют шейное утолщение? 1) I - VIII шейные сегменты, 2) V - VIII шейные сегменты и I - II грудные сегменты, 3) III – VIII шейные сегменты. 11. На каком уровне замыкается дуга кремастерного рефлекса? 1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2 12. На каком уровне замыкается дуга подошвенного рефлекса? 1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2 13. На каком уровне замыкается дуга карпорадиального рефлекса? 1). С 4 – С 5 , 2). С 7 – С 8 , 3). С 5 – С 8 . 4). С 1 – С 2 14. Где проходит пирамидный путь в стволе мозга ? 1). Покрышка, 2). Основание, 3). Крыша, 4). Червь мозжечка. 15. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения внутренней капсулы?. 1). Монопарез, 2). Гемипарез, 3). Парапарез, 4). Тетраплегия 16. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения коры головного мозга? 1). Монопарез, 2). Гемипарез, 3). Парапарез, 4). Тетраплегия 17. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении центрального двигательного нейрона? 1). Спастический тонус, 2). Гиперрефлексия, 3). Фасцикулярные подергивания, 4). Патологические рефлексы, 5). Клонусы стоп и коленных чашечек 18. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении периферического двигательного нейрона? 1). Гипотония мышц, 2). Фибриллярные подергивания, 3). Фасцикулярные подергивания, 4) Гипотрофия мышц, 5). Клонусы стоп и коленных чашечек 19. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения внутренней капсулы? 1). Гипотония мышц, 2). Повышение сухожильных рефлексов, 3). Отсутствие брюшных рефлексов, 4). Патологические рефлексы 20. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения переднего корешка спинного мозга? 1). Повышение сухожильных рефлексов, 2). Фасцикулярные подергивания, 3). Патологические рефлексы 21. Укажите, какой из перечисленных симптомов наблюдается при поражении внутренней капсулы? 1). Альтернирующие синдромы, 2). Гемиплегия + гемианестезия + гемианопсия + центральный парез VII и XII черепных нервов, 3). Спастический парапарез 22. Укажите, какой из перечисленных симптомов наблюдается при поражении ствола мозга? 1). Альтернирующие синдромы, 2). Гемиплегия + гемианестезия + гемианопсия + центральный парез VII и XII черепных нервов, 3). Спастическая моноплегия 23. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении пирамидных путей в шейном отделе? 1). Тетрапарез, 2). Повышение мышечного тонуса, 3). Гипотрофия мышц - разгибателей стопы, 4). Высокие сухожильные рефлексы, 5). Клонус стоп 24. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении переднего корешка L5 – S1 сегмента спинного мозга. 1). Парез разгибателей стопы, 2). Отсутствие ахиллова рефлекса, 3). Клонус стоп 25. На каком уровне замыкается дуга верхнего брюшного рефлекса? 1). Th 7-9 , 2). Th 11-12 , 3). L 1- 2, 4). С 7-8 26. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения внутренней капсулы? 1). Гемиплегия, 2). Фибриллярные подергивания, 3). Поза Вернике – Манна, 4). Гемианопсия 27. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерны для поражения С5 – С8 сегментов спинного мозга? 1). Вялый паралич дистальных отделов ног, 2). Периферический парез руки, 3). Поза Вернике – Манна 28. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения конуса спинного мозга? 1). Вялый паралич дистальных отделов ног, 2). Истинное недержание мочи, 3). Центральный паралич ног 29. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения боковых столбов в верхне-шейном отделе спинного мозга? 1). Периферический паралич рук, 2). Тетрапарез, 3). Спастический тонус, 4). Патологические пирамидные рефлексы 30. Укажите, повреждение какого анатомического образования не нарушит целостность кортикоспинального пути? 1). Боковые столбы спинного мозга, 2). Ножки мозга, 3). Лучистый венец, 4). Мозолистое тело. 5.Основная и дополнительная литература. 5.1. Основная литература 1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007 2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005 3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.. 4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004 5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002 5.2 Дополнительная литература 1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с.
3.Клиническая неврология / Д.А. Гринберг; М.Д.Аминофф, Р.П.Саймон; Пер. с англ.; Под общ. ред. д.м.н. О.С.Левина. — М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 520 с. 4.Феничел Дж.М. Педиатрическая неврология: Основы клинической диагностики: Пер. с англ. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. — 640 с. 5.Цементис С.А. Дифференциальная диагностика в неврологии и нейрохирургии: Пер. с англ.; Под ред. Е.И.Гусева. — М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. —368 с. 6. Петрухин А.С. Неврология детского возраста: Учебник. — М.: Медицина, 2004. — 784 с. Наглядные пособия: 1. Таблицы: 1. Схема пирамидного пути. 2. Поперечный срез спинного мозга. 3. Рефлекторная дуга коленного рефлекса. 4. Двигательная зона коры головного мозга. 5. Схема внутренней капсулы. 6. Основные признаки центрального и периферического паралича. 7. Проводящие пути головного и спинного мозга. 8. Сегмент спинного мозга. 2. Диапозитивы: 2.1. Цитоархитектоника двигательной зоны коры головного мозга. 2.2. Поза Вернике—Манна. 3. Видеофильм: Расстройство моторных функций. 6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1.Тема занятия № 2. Чувствительный анализатор: ход путей поверхностной и глубокой чувствительности, виды и типы нарушений чувствительности, методика исследования чувствительного анализатора Цель занятия: изучить типы и виды расстройств чувствительности. Уметь исследовать общую чувствительность и определять характер выявленных чувствительных нарушений. Уметь устанавливать топический диагноз по выявленным чувствительным нарушениям. Задачи: 1. Исследовать поверхностную и глубокую чувствительность, в том числе исследовать болевые точки и симптомы натяжения. 2. Определять вид и тип расстройств чувствительности . 3. Исследовать боли (определять характер, локализацию, сопутствующие симптомы, временные характеристики и т.д.). 4. Определять топический диагноз по выявленным чувствительным нарушениям. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Рецепторы и их виды. Виды чувствительности. Ход путей глубокой и поверхностной чувствительности. Виды и типы (периферический, спинальный, церебральный) расстройств чувствительности . Поражение путей чувствительности на различных уровнях. Топическая диагностика чувствительных расстройств. Методика исследования чувствительной сферы.
4.Вопросы для самоконтроля Задания первого уровня: 1. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения задних корешков? 1). Боли, 2). Диссоциированное расстройство чувствительности, 3). Нарушение глубокой чувствительности, 4). Нарушение поверхностной чувствительности. 2. Укажите, где перекрещиваются проводящие пути глубокой чувствительности? 1). Передняя серая спайка, 2). Продолговатый мозг, 3). Мозолистое тело, 4). Варолиев мост. 3. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения внутренней капсулы? 1). Гемианопсия, 2). Гемианестезия, 3). Гемиатаксия, 4). Гиперпатия 4. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения таламуса? 1). Гемианопсия, 2). Диссоциированное расстройство чувствительности, 3). Гемиатаксия, 4). Гиперпатия 5. Укажите, поражение, какого из перечисленных образований не приведет к нарушению чувствительности по спинальному проводниковому типу? 1). Боковые столбы спинного мозга, 2). Половина поперечника спинного мозга, 3). Задние корешки, 4). Поражение всего поперечника спинного мозга. 6. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения конского хвоста? 1). Боли, 2). Анестезия на нижних конечностях и в промежности, 3). Спастическая параплегия нижних конечностей, 4). Нарушение функций тазовых органов. 7. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения межпозвонкового ганглия? 1). Утрата или понижение всех видов чувствительности, 2). Боли, 3). Диссоциированное расстройство чувствительности в области соответствующих сегментов 4). Высыпания герпетических пузырьков в области соответствующих сегментов. 8. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к поверхностной чувствительности? 1). Болевая, 2). Температурная, 3). Дискриминационная, 4). Тактильная 9. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к глубокой чувствительности? 1). Вибрационная чувствительность, 2). Чувство массы, 3). Дискриминационная чувствительность, 4). Чувство давления 10. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к сложной чувствительности? 1). Стереогноз, 2). Дискриминационная чувствительность, 3). Двухмерно - пространственное чувство, 4). Чувство массы. 11. Где располагаются клетки второго нейрона поверхностной чувствительности? 1). Передний рог; 2). Задний рог; 3). Передняя серая спайка; 4). Ядра Голля и Бурдаха. 12. Где располагаются клетки второго нейрона глубокой чувствительности? 1). Задний рог; 2). Продолговатый мозг, 3). Медиальная петля, 4). Таламус. 13. В каких канатиках проходит спиноталамический путь? 1). Передних, 2). Задних, 3). Боковых. 14. Где располагаются проводники глубокой чувствительности, по которым передаются импульсы от нижних конечностей и нижней части туловища? 1). Боковые канатики, 2). Пучок Голля, 3). Пучок Бурдаха, 4). Задние рога. 15. Где проходит чувствительный путь в стволе мозга? 1). Основание, 2). Червь мозжечка, 3). Покрышка. 16. Где проходит чувствительный путь во внутренней капсуле? 1). Переднее бедро, 2). Колено, 3). Передние две трети заднего бедра, 4). Задняя треть заднего бедра. 17. Какой из перечисленных признаков не характерен для корешкового типа расстройства чувствительности? 1). Опоясывающие боли, 2). Иррадиирующие боли, 3). Опоясывающий лишай, 4). Выпадение всех видов чувствительности по сегментам. 18. Какой из перечисленных признаков характерен для спинального сегментарного типа расстройства чувствительности? 1). Выпадение всех видов чувствительности по сегментам, 2). Спонтанные боли, 3). Болезненность при пальпации корешковой зоны, 4). Выпадение болевой и температурной чувствительности по сегментам. 19. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа расстройства поверхностной чувствительности? 1). Нарушение поверхностной чувствительности по сегментам, 2). Болезненность нервных стволов, 3). Нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне поражения в зоне всех нижележащих сегментов, 4). Нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне противоположной очагу в зоне всех нижележащих сегментов. 20. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа глубокой чувствительности? 1). Болезненность нервных стволов, 2). Симптомы натяжения, 3). Нарушение глубокой чувствительности на стороне противоположной очагу, 4). Нарушение вибрационной чувствительности на стороне очага в нижележащих сегментах. 21. Какие анатомические образования не включают в себя путь поверхностной чувствительности? 1). Таламокортикальный путь, 2). Спиноталамический путь, 3). Задние канатики, 4). Задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 5). Медиальная петля. 22. Какие анатомические образования не включают в себя путь глубокой чувствительности? 1). Задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 2). Ядра Голля и Бурдаха, 3). Таламокортикальный путь, 4). Спиноталамический путь, 5). Медиальная петля. 23. Укажите, при поражении, каких отделов нервной системы наблюдается сенситивная атаксия? 1). Задние рога спинного мозга, 2). Боковые канатики, 3). Задние столбы, 4). Височная доля. 24. Укажите, при поражении, каких образований мозга возникает аутотопогнозия? 1). Задние рога спинного мозга, 2). Височная доля, 3). Боковые столбы спинного мозга, 4). Теменная доля правого полушария. 25. Какой из перечисленных признаков характерен для полиневритического варианта периферического типа расстройств чувствительности? 1). Моноанестезия, 2). Гемианестезия, 3). Гиперпатия, 4). Анестезия в дистальных отделах конечностей, 5). Аллохейрия. 26. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень подмышечной впадины? 1). С2, 2). Th5, 3). C8, 4). Th2 27. Какому сегементу спинного мозга соответствует уровень сосков? 1). Th7, 2). Th5, 3). C8, 4). Th2 28. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень пупка? 1). Th7, 2). Th10, 3). L1, 4). Th12 29. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень паховой складки? 1). Th5, 2). Th10 , 3). L1, 4). Th12 30. Какой сегмент спинного мозга проецируется на десятый грудной позвонок? 1). Th7, 2). Th10, 3). L1, 4). Th12 5.Основная и дополнительная литература. 5.1. Основная литература 1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007 2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005 3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.. 4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004 5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002 5.2 Дополнительная литература 1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с. 2.Клиническая диагностика в неврологии: руководство для врачей/ М.М.Одинак, Д.Е. Дыскин. —СПб.: СпецЛит, 2007.—528 с. 3.Клиническая неврология / Д.А. Гринберг; М.Д.Аминофф, Р.П.Саймон; Пер. с англ.; Под общ. ред. д.м.н. О.С.Левина. — М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 520 с. 4.Феничел Дж.М. Педиатрическая неврология: Основы клинической диагностики: Пер. с англ. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. — 640 с. 5.Цементис С.А. Дифференциальная диагностика в неврологии и нейрохирургии: Пер. с англ.; Под ред. Е.И.Гусева. — М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. —368 с. 6. Петрухин А.С. Неврология детского возраста: Учебник. — М.: Медицина, 2004. — 784 с. 6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
|
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | ||
Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только... | ||
Исаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только... | ||
Тема практического занятия Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа | Методические указания по проведению занятия Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дня защитника Отечества в форме урока, факультативного занятия, занятия исторического кружка, музейного занятия, внеклассного мероприятия,... | Занятия 29. 2 Тема занятия 29 the first aid in different alarm conditions (первая помощь при различных неотложных состояниях) | ||
Конспект занятия 17 Ход занятия Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Положение Занятия по выбору учащихся (часы довузовской подготовки, тематические консультации по предметам, индивидуальные и групповые занятия... | ||
Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Занятия №1 Тема занятия №1 Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных... | ||
Занятия №1 Тема занятия № Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных... | Конспект открытого занятия Ф. И. О. педагога Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия |