Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка»





НазваниеМетодическая разработка интегрированного урока «описание цветка»
страница1/11
Дата публикации10.06.2015
Размер1.01 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка»

Автор:

Логинова Наталия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №21 г. Шарьи

Цель:

* обобщить данные теории и практики развития речи на уроках русского языка,

привести эти данные в определённую систему;
* показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи.
План:
1. Речь и её виды.

2. Условия для речевой деятельности.

3. Предпосылки успешной работы по развитию речи учащихся.

4. Проблема развития речи в работах выдающихся методистов.

5. Методы развития речи.

6. Основные формы работы по развитию речи.

7. Требования к речи учащихся.

8. Речевые ошибки.

9. Общие задачи учителя в развитии речи учащихся.

10. Требования к речевым упражнениям.

11. Система упражнений по развитию речи:

* произносительный уровень

* словарный уровень

* морфологический уровень

* синтаксический уровень

* уровень текста

12. Выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

СЛОВАРЬ ОМОНИМОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ОПИСАНИЕ ЦВЕТКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ΙΙΙ ШЕДЕВРА»

Речь – очень широкая сфера деятельности человека.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Сначала речь возникает как средство общения, затем становится средством познания. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Следовательно, и руководство развитием речи не может быть всегда одним и тем же. Необходимо знать особенности каждого вида речи.


УСТНО (говорение)


ПИСЬМЕННО(сочинение)





ВНУТРЕННЯЯ ВЫРАЖЕНИЕ

РЕЧЬ СВОЕЙ МЫСЛИ

ОБЩЕНИЕ

ВНЕШНЯЯ ВОСПРИЯТИЕ

РЕЧЬ УСТНОЙ РЕЧИ


ЧТЕНИЕ ВСЛУХ
ВОСПРИЯТИЕ

ПИСЬМЕННОЙ


ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

ЧУЖОЙ РЕЧИ


Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, поэтому важно создать условия для речевой деятельности. Должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание рассказать о чём-то. Нужна речевая среда, т.е. нужно дать образцы речи. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его речи. Речевая среда – это речь родителей, близких, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, язык учителей, учебных пособий. Кроме того, ребёнок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает, тогда он сможет выделить главное, т.е. нужен фактический материал. С другой стороны, не секрет, что хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Однако, важным моментом является то, что речевое развитие детей, даже обучающихся в одном классе, неодинаково. Это обусловлено несколькими факторами:

  • успешностью обучения на уроках;

  • природными особенностями речи ребёнка;

  • уровнем общего развития;

  • влиянием той речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся.

Учёт этих факторов является важной предпосылкой успешной работы по развитию речи.

Проблема развития речи была рассмотрена многими выдающимися методистами ещё в 19 веке. Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи и подробно изложили методику их проведения.

К.Д. Ушинский создал такую стройную систему упражнений для развития устной и письменной речи, что методическая наука используете уже более ста лет.

В.И. Водовозов уделял большое внимание методике словарной работы. Приучая детей говорить, надо заботиться о том, чтобы они правильно произносили слова к тем понятиям, которые этими словами означаются, « поэтому надо исправлять детский опыт, обогащать детскую память новыми словами и выражениями, а, занимаясь грамматикой, выяснять значение слов и выражений.»

Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой для дальнейших поисков методической теории и педагогической практики. В 20 – е годы 20 века были созданы программы, которые уделяли много внимания живой разговорной речи и отодвигали на второй план формальные цели обучения грамотности.

В 40-е годы уроки развития речи разрабатывались как специальные. Большой вклад в развитие методики внёс С.П. Резодубов. Он разработал систему работы над сочинением и изложением: усвоение образца – подражание образцу – самостоятельная работа.

В 50 -60 – е годы Н.П. Канонечкин и Н.А. Щербакова сформулировали задачи словарной работы: обогащение, уточнение, активация словаря детей и борьба за чистоту речи. Н.С. Рождественский активно пропагандировал комплексное изучение всех сторон языка, определил закономерности речевого развития младших школьников.

Таким образом, методика развития речи постепенно подошла к идее взаимосвязного изучения всех сторон языка. Л.П. Федоренко выявил закономерность: понимать речь – значит понимать лексическое и грамматическое значения языка. Научиться языку можно в том случае, если усвоить материальные языковые средства обозначения лексических и грамматических значений данного языка.

Таким образом, вопрос о наиболее продуктивных к концу 20 века путях развития речи решался по-разному.

В современной методике существует несколько групп методов развития речи:

1 группа: методы, используемые для сообщения знаний – объяснение, рассказ.

2 группа: методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков – беседа, игра, сам. работа с учебной литературой, различного рода упражнения, экскурсии.

3 группа: методы работы с техническими средствами обучения (диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, лингафонное оборудование, компьютер) при сообщении знаний, при формировании умений, при выработке навыков.

Во всех группах методов дидактическая цель чётко выражена и обеспечивается разнообразными методическими и дидактическими средствами обучения: наглядные пособия, атрибуты игр, таблицы, схемы, памятки, образцы рассуждений, рисунки, справочная литература. И всё же основными формами работы являются беседа и слово учителя. Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи учащихся. Можно выделить следующие её виды:

  • беседа по тексту или анализ текста;

  • анализ элементов и частей текста, формулировок, тем, планов, материалов к высказываниям;

  • Беседа об изображённом на картине, показанном в теле - диа –кинофильме, спектакле и т.д., беседа об увиденном на экскурсии, о наблюдениях и впечатлениях, полученных в жизни, о тех мыслях, которые возникли при чтении книг и т.д..

Слово учителя создаёт у учащихся определённый эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание ярче выразить свои мысли. Используется

  • при постановке цели урока,

  • при уточнении речевой задачи на заключительном этапе подготовительной работы (например, для выступления в газете),

  • при сообщении необходимых сведений теоретического и практического характера,

  • при знакомстве с образцом высказывания.

Говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если

  • она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам,

  • в ней точно передано содержание высказывания,

  • в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.


Схематично это можно изобразить так:
РЕЧЬ ХОРОШАЯ:








Точность – правильное словоупотребление, соблюдение лексических норм, выбор таких лексических средств, которые адекватно передают описываемую ситуацию. Для достижения точности речи важно, чтобы ученик владел синонимикой, понимал тему и основную мысль высказывания.
Выразительность речи создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при отборе слов и выражений учитывает специфику условий речи.

Выразительность художественной речи связана с использованием таких средств языка, которые воспринимаются не только рассудком, но и воздействуют на эмоциональный строй. Уместны слова в переносном значении, так как они вызывают в представлении читателя ассоциации; слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску, с помощью которых передаётся авторская оценка героев, произведения или событий. При редактировании следует выбирать синонимы, в которых больше образности, больше экспрессии.

Научный стиль не терпит образных эмоционально-оценочных слов. Средства выразительности у него иные: абстрактная понятийная лексика, стремление к терминологичности речи, подчёркнутая логичность высказывания. Выразительность речи достигается в том случае, если в тексте раскрываются ведущие черты стиля и используются средства языка, наиболее характерные для данного функционального стиля. Разрушение стилевого единства текста ослабляет его выразительность.
Очень важно такое качество, как богатство языка. Чем богаче словарь, тем более развит грамматический строй речи учащихся, тем благоприятнее условия для работы над точностью и выразительностью. Рассмотрим с точки зрения богатства речи отрывок из сочинения учащегося: «Пугачёв хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачёв помогал Гринёву. Пугачёв хотел, чтобы Гринёв жил счастливо…» Ошибок нет. Предложения составлены правильно, все слова употреблены в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке. Однако, в целом текст производит удручающее впечатление. 14 слов. 6 из них повторяющиеся. Предложения элементарны по структуре, однообразны по построению, слабо распространены. Явно недостаёт богатства.
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, её соответствие языковым нормам. Безусловно, организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно лишь при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные школьникам. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения, встречающиеся в речи детей, повторяются из поколения в поколение. Все ошибки и недочёты можно разделить на две основные группы:


  • ошибки в структуре языковой единицы, т.е. грамматические;

  • ошибки в употреблении языковых средств, т.е. речевые.


Ошибка – это нарушение норм языка. Недочёт – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т.е. богатой, точной, выразительной.

Например, Жилин и Костылин обратно совершили побег. Употребление слова обратно в несвойственном ему значении – ошибка. К ошибкам относятся нарушения видовременной соотнесённости глагольных форм, смешение причастий действительного и страдательного залога и т.д. Менее грубые случаи целесообразнее считать речевыми недочётами: повтор, неудачный порядок слов, стилевые нарушения, однообразие конструкций.
Исходя из вышесказанного, общие задачи учителя в развитии речи детей таковы:


  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и т.д..




  • обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся;




  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;




  • вести постоянную специальную работу по развитию речи на разных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и уровне связной речи;




  • создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.


В условиях малокомплектной школы данные задачи осложняются тем, что в классе одновременно занимается 2-3 возрастных группы учащихся. Помочь могут специальный дидактический материал, технические средства обучения, тетради на печатной основе, дифференцированные варианты заданий и, конечно, специальная система упражнений.
Важнейшее требование к речевым упражнениям – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь различных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно также продумать цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным формирует это упражнение. Необходимо разнообразие видов упражнений, чтобы были представлены более или менее равномерно все доступные возрасту виды работ. Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, т.е. здоровая речевая среда. Как правило, речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.
Речевые упражнения должны быть разработаны для разных уровней:

КУЛЬТУРА РЕЧИ – НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА.


ДИКЦИЯ


ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ

УРОВЕНЬ


ОРФОЭПИЯ



ИНТОНАЦИИ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

СЛОВАРНЫЙ

УРОВЕНЬ

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ





АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ



ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

УРОВЕНЬ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ





ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ

ФОРМ СКЛОНЕНИЯ, СПРЯЖЕНИЯ И Т.Д.




СИНТАКСИЧЕСКИЙ

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ ТЕКСТА

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ


АНАЛИЗ ОБРАЗЦОВ РАЗНЫХ

ТИПОВ ТЕКСТА

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

ИЗЛОЖЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconСинергетика – теория самоорганизации
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconОтчет о мероприятиях, проведенных
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconРеферат Славянская мифология
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconТопонимика янао цель
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconМетодическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconПавел солоненко технология бессмертия
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconПримерные темы контрольных работ
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconЯнуш Корчак Как любить ребенка
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconТехническое творчество: Творческое объединение «Юный конструктор»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconРешает ли проблемы развития общества теория самоогранизации синергетики
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconД. И. Менделеев 20 21 мая 2013 года в рамках международного проекта
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconПлан взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка интегрированного урока «описание цветка» iconМетодическая разработка интегрированного урока физическая культура + биология
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Ачхой Мартан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск