Скачать 1.3 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 050700.68 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Программа Психология детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Квалификация (степень) магистр Нормативный срок освоения программы - 2 годаФорма обучения – очная Образовательная программа утверждена Ученым советом Университета ________________ протокол № Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» по программе «Психология детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» (далее ООП магистратуры) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее Университет» с учетом потребностей общероссийского и регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 801. ООП магистратуры регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: компетентностную модель выпускника, паспорта и программы формирования компетенций, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, фонды оценочных средств аудиторной и самостоятельной работы студентов и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки 050700.68. «Специальное (дефектологическое) образование»:
Социальная значимость (миссия) ООП ВПО по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» по программе «Психология детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» состоит в концептуальном обосновании и моделировании условий подготовки высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий: - осуществлять коррекционно-педагогическую, диагностико-консультативную и научно-исследовательскую деятельность в специальных образовательных уреждениях различного типа; - осуществлять психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здорьвья;
Основная цель ООП ВПО: формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере экономики и культурно-просветительской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» по программе «Психология детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» (магистр). Ведущие цели ООП ВПО:
Основные задачи ООП ВПО:
1.3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО - 2 года. 1.3.3. Трудоемкость ООП ВПО (в зачетных единицах) – 120 зачетных единиц.
1.4.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – высшее профессиональное образование. 1.4.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (бакалавра или дипломированного специалиста), диплом магистра. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050700.68 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОГРАММА «Психология детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» 2.1. Область профессиональной деятельности выпускников: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях. 2.2. Объекты профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий учебно-воспитательный и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально- адаптационные и общеобразовательные системы. 2.3. Виды профессиональной деятельности: Магистр по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: - коррекционно-педагогическая; - диагностико-консультативная и профилактическая; - научно-исследовательская; - преподавательская; - организационно-управленческая; - культурно-просветительская. 2.4. Задачи профессиональной деятельности: Магистр по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности: в области коррекционно-педагогической деятельности: - изучение образовательного потенциала лиц с ОВЗ в различных социально-институциональных условиях с целью прогнозирования и проектирования индивидуальных маршрутов развития и образования; - исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий; - координация деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организация взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач; - проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов; - создание инновационных, в том числе информационных технологий, с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса; - проектирование инновационного развития коррекционно-педагогических систем и систем инклюзивного образования; - проектирование внеурочной и внеаудиторной деятельности обучающихся с ОВЗ; - моделирование и осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к сознательному выбору профессии; - оптимизация социально-средовых условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ. в области диагностика-консультативной и профилактической деятельности: - осуществление комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей и организации медико-психолого-педагогического сопровождения; - проектирование, апробация и внедрение психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии; - консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ; - консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ; - консультирование работников органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителей общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ; в области научно-исследовательской деятельности: - изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; - разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы; - анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности; - использование имеющихся возможностей образовательного пространства и проектирование новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач; - мониторинг эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования; - осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе; - проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ; в области преподавательской деятельности: - преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; - использование актуальных научно обоснованных педагогических технологий; - мониторинг и прогнозирование учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения; - руководство научно-исследовательской работой студентов; в области организационно-управленческой деятельности: - организация педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты; - руководство педагогическим процессом и образовательными системами, их мониторинг и оценка результативности; - контроль педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты; - использование различных способов и средств оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля; - руководство педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия; - участие в проектировании нормативно-правового поля специального образования; в области культурно-просветительной деятельности: - изучение потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях; - изучение и обеспечение специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектирование групповых и индивидуальных программ сопровождения в социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях; - изучение, проектирование, реализация и оценка результатов социально-культурной деятельности с использованием современных технологий в условиях образовательных и реабилитационных учреждений; - организация сотрудничества с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с населением по проблемам взаимодействия с лицами с ОВЗ для успешной их социальной адаптации и интеграции. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Выпускник по направлению подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование», с квалификацией (степенью) – «Магистр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5); способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6); способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7); способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8); способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9); способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10); способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11). профессиональными компетенциями (ПК): общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки (ОПК): способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2); уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4); способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5); владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6); способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7); способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8); готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9). в области преподавательской деятельности: способностью преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ОПК-10); готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ОПК-11); готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ОПК-12); способностью руководить научно-исследовательской работой студентов (ПК-13); в области организационно-управленческой деятельности: способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ОПК-14); готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ОПК-15); способностью руководить педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия (ОПК-16); способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ОПК-17); в области культурно-просветительной деятельности: готовностью к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ОПК-18); готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ОПК-19). в научно-исследовательской деятельности: способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ОПК-20); способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ОПК-21); способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ОПК-22); готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ОПК-23); способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов,мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ОПК-24); Специальными компетенциями (СК) В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (СК-1); способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (СК-2); способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (СК-3); В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП): способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми с ОВЗ на оснсзе результатов диагностики (СК-4); способностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (СК-5); уметь оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (СК-6); способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (СК-7). В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании: способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ (СК-8); способностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (СК-9); способностью проводить диагностику образовательной среды,определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ (СК-10); уметь оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (СК-11); способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (СК-12); способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (СК-13). 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ООП (Магистратуры) ВПО по направлению 050700.68 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое)... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»... | Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... | ||
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»... | ||
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская... Действительный член рао, почетный академик рах, д п н., профессор кафедры живописи мгоу | Основная образовательная программа: 050700. 68 68 Специальное (дефектологическое)... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900. 68 «Юриспруденция» | ||
Московский государственный областной университет Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая вузом по направлению подготовки 030900.... | Московский государственный областной университет Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая вузом по направлению подготовки 030900.... | ||
Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Рабочая программа Наименование дисциплины б 12 По направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование |