Скачать 1.67 Mb.
|
ТЕМА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Цель урока: добиться четкого понимания того, что ПДД — это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Познакомить с разделами «Кодекса РФ об административных правонарушениях». Занятие: 1/7 Урок 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: Пособие Л.П. Оривенко «Уроки по ПДД в 5-9 классах», брошюры ПДД, «Кодекс РФ об административных правонарушениях». Ход урока: I. Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какие линии и обозначения на проезжей части относятся к горизонтальной разметке? - Какие линии относятся к вертикальной разметке? - Что называют дорожной разметкой? - Каково назначение стоп-линии? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: Люди, нарушающие правила движения, могут оказаться не только жертвами дорожно-транспортных происшествий, но и их виновниками. Именно с этих позиций должен рассматриваться вопрос об ответственности граждан за нарушение норм безопасности движения. За незначительные нарушения водитель получает предупреждение, за серьезные — штраф. Нарушителя могут лишить права управления транспортным средством или привлечь к уголовной ответственности. Размер штрафа зависит от размера минимальной заработной платы. На данный момент она составляет 4300руб. По «Кодексу об административных правонарушениях РФ» на пешехода, переходящего через дорогу в неположенном месте, налагается штраф в размера 0,1 от минимальной заработной платы, что составляет 430 руб. Пешеходы и велосипедисты, нарушившие ПДД, могут быть привлечены к ответственности в дисциплинарном, общественном и административном порядке. К числу таких взысканий, в зависимости от характера нарушений, относятся устное предупреждение, предупреждение с сообщением о поступке в школу, родителям. К пешеходам, достигшим 16 лет, применяется такая мера административного взыскания, как штраф (до 16 лет штраф может быть наложен на родителей). Перечень некоторых нарушений ПДД, за которые предусмотрена административная ответственность «Кодексом РФ об административных правонарушениях»
Для примера можно привести другие статья КоАП, см ПДД стр. 46-48. Закончить урок можно решением задач и разбором ДТП в городе (районе) с участием несовершеннолетних. III.Закрепление материала: - Какие меры могут применяться к водителям за нарушения ПДД? - Могут ли водителя-нарушителя лишить права управления транспортным средством? - Могут ли водителя-нарушителя привлечь к уголовной ответственности? - От чего зависит размера штрафа, налагаемого на водителя-нарушителя? IV.Итог урока V. Домашнее задание: Конспект. ПДД стр. 46-48. ТЕМА: ИСТОРИЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТА И ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Цель урока: Рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения. Занятие: 2/7 Урок 2 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: Пособие Л.П. Оривенко «Уроки по ПДД в 5-9 классах», рисунки, фотографии старинных и современных автомобилей, а также короткие рефераты учеников на тему: Современные отечественные и зарубежные модели автомототранспорта». Ход урока: I. Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какое наказание могут получить люди, нарушающие ПДД, за незначительное нарушение? - Какое наказание могут получить люди, нарушающие ПДД, за серьезное нарушение? - За какие нарушения ПДД водитель может быть лишен права управления транспортным средством? - За какие нарушения ПДД водитель может быть привлечен к уголовной ответственности? - К каким видам ответственности могут быть привлечены пешеходы и велосипедисты, нарушившие ПДД? - С какого возраста пешеход может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа? - От чего зависит размера штрафа, налагаемого на водителя-нарушителя? - Приведите 2-3 примера наказания и мер, применяемых к водителю-нарушителю в соответствии с КоАП. II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: Изобретение пять—шесть тысяч лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством. Но прошло время и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга не стала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством. Время от времени в разных странах кто-нибудь создавал различные механические диковинки, прообразы современных велосипедов, удивляя своих сограждан. Случалось подобное и в земле Российской. В 1752 г. крепостной Леонтий Шамшуренков сладил «самобеглую коляску». А четырьмя десятилетиями позже выдающийся ме ханик-самоучка Иван Кулибин создал свою знаменитую трехколесную «самокатку». Создателем в 1769 г. первого парового автомобиля считается француз Николо-Жозеф Кюньо. Автомобиль с бензиновым двигателем — прототип современного — был построен в 1885—1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером. Именно они официально признаны изобретателями автомобиля, хотя история упоминает имена и многих других создателей различных вполне работоспособных конструкций. Сто лет назад в России на Нижегородской ярмарке был показан моторный экипаж Яковлева и Фрезе, с которого ведет начало история отечественного автомобиля. Немало достойных имен вписано в эту вековую историю. Среди них Борис Григорьевич Луцкой. Он, будучи никому неизвестным студентом, усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания Бенца и Даймлера, чем очень изумил всю профессуру и сразу же получил предложение из Германии занять должность инженера, весьма почетную по тем временам. По его проекту была построена легковая машина на двоих — колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного рычага, идущего от передних колес. Водители называли такой рычаг «коровьим хвостом». Позднее конструктор усовершенствовал «четырехколесную самокатку» и заменил «коровий хвост» на маленькую баранку. По проекту Луцкого был построен первый большегрузный автомобиль не только в России, но и в мире. Машину он назвал «моторной телегой». Без преувеличения можно сказать, что Борис Луцкой произвел подлинный переворот в отношении россиян к автомобилю как средству перевозки грузов. Правда, название, данное им своему творению, не прижилось. Почти одновременно с «моторной телегой» в русском лексиконе появилось слово «грузовоз», а несколько позже — «грузовик». «Грузовоз» мог поднять около 5 т груза, имел двигатель мощностью 13,5 лошадиных сил и двигался со скоростью 8,5 км/ч. После пожара 1904 г., уничтожившего все самоходные экипажи петербургского главпочтамта, построенные Петром Фрезе, обратились к Луцкому. И уже в середине 1905 г. на улицах столицы появился первый желтый почтовый фургон по его конструкции, а к концу 1906 г. в автомобильном парке главпочтамта уже было 12 автофургонов и два грузовика. после гражданской воины, нашей стране досталось лишь 17 тыс. автомобилей зарубежного производства, многие из которых были неисправными. Появилась необходимость наладить производство отечественных автомобилей. И вот уже 7 ноября 1924 г. на Красную площадь во время демонстрации вышла колонна отечественных автомобилей АМО-Ф-15. Этот год вошел в историю как год советской автомобильной промышленности. С тех пор наша автомобильная промышленность стала стремительно развиваться. На месте бывших кустарных мастерских АМО был сооружен автомобильный завод (позднее им. Лихачева). В Ярославле на месте ремонтных мастерских построили завод по выпуску грузовиков. В 1932 г. вошел в строй один из крупнейших в Европе автомобилестроительный завод в Горьком. Эти заводы заложили основу отечественного автомобилестроения. В годы Великой Отечественной войны за исключительно короткий срок на базе эвакуированных цехов ЗИСа в Ульяновске, Челябинске, Миассе и некоторых других городах Урала были созданы новые предприятия, которые сразу же развернули производство автомобилей для фронта. После войны на смену устаревшим моделям пришли более современные, экономичные, удобные и безопасные. В 1946 г. вступил в строй завод легковых автомобилей особо малого класса в Запорожье. Заводы в Минске, Кременчуге, Кутаиси стали выпускать мощные грузовики. В строй действующих предприятий вошли заводы в Ульяновске, автобусные заводы в городах Львове, в Ликино Московской области, легковых автомобилей в Тольятти на Волге, завод грузовиков на реке Каме (выпускает КамАЗы). Кроме этих гигантских заводов, действует еще ряд других, которые выпускают автомобильные краны, специальные машины и прицепы. В Оренбурге вопрос о пассажирском автомобильном транспорте впервые был поставлен в 1908 году перед городской думой нижегородским купцом Кожебашкиным. Городская дума более полугода решала вопрос, а затем отклонила предложение. Потерпели поражение и другие предприниматели, делавшие попытки открыть автобусное движение в Оренбурге в последующие предреволюционные годы. Оренбуржье в начале века было несколько легковых и грузовых автомобилей в личном пользовании предпринимателей. Первое автомобильное движение по перевозке пассажиров в Оренбурге было открыто в 1925 году по двум маршрутам. Протяженность двух маршрутов составляла 9 км. На маршрутах работало четыре автобуса. Сегодня по количеству перевезенных грузов и пассажиров автомобильный транспорт оставил далеко позади даже такой массовый вид транспорта, как железнодорожный. Такое широкое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от начала перевозки до места назначения без пересадки и перегрузки. Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: двигаясь, они выбрасывают в воздух отработанные газы и создают шум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека. Конструкторы успешно работают над снижением шума от автомобилей и токсичности отработанных газов. Выпускаются машины с двигателями, работающими на сжиженном газе. Токсичность отработанных газов этих двигателей значительно ниже, чем у бензиновых. Предназначены такие автомобили для работы в черте больших городов. Скорости движения транспортных средств имеют очень большое значение для обеспечения все возрастающих объемов перевозок грузов и пассажиров. Возрастание скоростей движения увеличивает пропускную способность улиц, способствует разгрузке их от транспортных потоков. Однако большое скопление машин и пешеходов не позволяет реализовать технические возможности автомобилей по увеличению скорости. Чтобы повысить скорость движения автомобилей, в городах совершенствуются дороги, строятся туннели, подземные пешеходные переходы; потоки транспортных средств отводятся от жилых массивов; узкие улицы реконструируются, заменяются широкими магистралями. Вопросами организации движения, его регулирования, контроля за точным соблюдением Правил дорожного движения, в первую очередь, занимается Государственная автомобильная инспекция. В ее составе действует специальная дорожно-патрульная служба, которая регулирует движение транспортных средств и пешеходов на перекрестках, несет патрульного службу на улицах и дорогах. Госавтоинспекция присваивает гражданам квалификацию водителей после успешно сданных экзаменов, проверяет техническое состояние транспортных средств, организует пропаганду Правил дорожного движения среди населения, контролирует состояние улиц и дорог с целью обеспечения безопасности движения. На оживленных магистралях организуются специальные посты ГАИ, где вместе с сотрудниками ГАИ несут патрульного службу общественные автоинспекторы. Обеспечение безопасности движения транспортных средств и пешеходов — общегосударственная задача, решение ее зависит от многих условий, и вести эту работу должны не только взрослые: милиция и дружинники, педагоги и воспитатели, но и учащиеся. Сейчас во многих школах, при клубах, домах детского творчества существуют отряды Юных инспекторов движения (ЮИД), а там, где их нет, они могут быть организованы при вашем участии. ЮИДовцы участвуют в пропаганде Правил дорожного движения в школе и по месту жительства, помогают младшим и престарелым в переходе улицы, следят, чтобы учащиеся не нарушали Правил, с помощью учителя устраивают игры по ПДД в младших классах и детских садах, оформляют кабинеты и уголки безопасности в школе, во внешкольных учреждениях, в детском саду, помогают в устройстве детской автоплощадки, проводят беседы, викторины и соревнования по ПДД, участвуют в районном (городском) слете ЮИД и в областном и Всероссийском конкурсах «Безопасное колесо». III.Закрепление материала: - Кто и в каком году соорудил «самобеглую коляску»? - В каком году вошел в строй один из крупнейших в Европе автомобилестроительный завод? - Когда было открыто первое автомобильное движение по перевозке пассажиров в Оренбурге? IV.Итог урока V. Домашнее задание: Учить по конспекту (материал и вопросы в конспекте). |