Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/23
Дата публикации05.11.2013
Размер3.41 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма

Сборник методических рекомендаций


Москва, 2006

УДК 37.013

ББК 74.00

С-57


Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма : Сборник методических рекомендаций / Центр общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО ; Е. А. Бондаренко, Н. Ф. Виноградова, В. А. Горский, К. Е. Грибанова, А. А. Журин [и др.] ; Под ред. А. А. Журина. — М. : Изд-во ИСМО РАО, 2006. — 160 с.





Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».
Авторский коллектив:

доктор педагогических наук, профессор В. А. Горский — руководитель проекта;

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова;

доктор педагогических наук, доцент А. А. Журин;

кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Бондаренко;

кандидат педагогических наук, доцент И. С. Хомякова;

кандидат педагогических наук Л. Ю. Ляшко;

кандидат педагогических наук Е. В. Якушина;

кандидат филологических наук О. Ю. Латышев;

Ю. А. Агафонова;

К. Е. Грибанова.

В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов. Сборник может быть использован в системе повышения квалификации работников образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Часть 1. Теоретико-методологическое обоснование формирования устойчивых стереотипов безопасного поведения на дорогах и улицах 5

Психологические основы формирования стереотипов поведения 5

Система работы образовательного учреждения по снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма 10

Содержание учебно-воспитательного процесса 15

Организационные формы формирования устойчивых стереотипов безопасного поведения на дорогах и улицах 22

Выбор методов обучения 24

Наглядность в обучении безопасному поведению на дорогах и улицах 30

Роль и место средств массовой информации и коммуникации в формировании стереотипов поведения на дорогах и улицах 40

Часть 2. Особенности организации работы в образовательных учреждениях разных типов 50

Региональная программа действий по обеспечению безопасности дорожного движения и снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма 50

Разработка муниципальной программы 59

Подготовка педагогических кадров 64

Дошкольные образовательные учреждения 76

Начальное общее образование 86

Основное общее образование 120

Среднее (полное) общее образование 128

Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 138

Учреждения дополнительного образования детей 161


Введение


Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это подтверждается исследованиями В. Ф. Бабкова, Г. Я. Волошина, Л. И. Игнатова и других, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является комплексная учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Данное пособие призвано в некоторой мере уменьшить дефицит информации, необходимой учителю и воспитателю для организации процесса формирования у детей и подростков устойчивых навыков (стереотипов) безопасного поведения на улицах и дорогах. Составители поставили перед собой цель ознакомить работников образовательных учреждений разных типов с некоторыми уже имеющимися наработками в этой области педагогического знания и педагогической практики и при этом показать возможные пути и способы конструирования учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся. Поставленная цель определила структуру пособия.

В первой части книги дано теоретико-методологическое обоснование формирования устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Эта часть адресована, прежде всего, тому учителю, воспитателю, руководителю образовательным учреждением, который не привык довольствоваться готовыми методическими разработками и находится в постоянном творческом поиске. Поэтому здесь приводятся основные сведения о психологических основах формирования стереотипов поведения, уточняются понятия «умение», «навык» и «стереотип» в их взаимосвязи. Актуализация психологических знаний, полученных при обучении в педагогическом вузе, даст читателю возможность избежать досадных ошибок при построении собственной методической системы обучения детей безопасному поведению на дороге.

Составители сочли необходимым напомнить читателю некоторые теоретические положения, связанные с дидактической системой: ее структурой и связями между структурными компонентами. Здесь рассматриваются вопросы, которые не входят в содержание высшего педагогического образования и которые, соответственно, известны учителю или воспитателю на интуитивно-бытовом уровне: требования к учебной программе и технология ее составления, зависимости между целями, содержанием, организационными формами и методами обучения.

Два важных соображения обусловили выделение и отдельное рассмотрение вопросов учебно-материальной базы. Во-первых, результаты анализа учебно-методического и материального обеспечения учебно-воспитательного процесса по рассматриваемой проблеме показали практически полное отсутствие средств обучения, специально созданных для дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений общего среднего образования. Во-вторых, широкое распространение компьютерной техники и «дружелюбный» интерфейс современных компьютерных программ вызвали небывалую активность учителей и воспитателей в создании собственных экранно-звуковых средств обучения, как правило, с использованием программ Power Point, реже — Macromedia Flash. В результате своеобразного конфликта технологической простоты и педагогической сложности создания экранно-звуковых средств обучения те материалы, которые самостоятельно изготавливаются в школах силами учителей и учащихся, оказываются непригодными к использованию в учебно-воспитательном процессе, что с неизбежностью приводит к падению интереса к этой работе у всех участников дидактического процесса.

В первую, общую часть также включены необходимые сведения об использовании средств массовой информации и коммуникации для достижения целей обучения и воспитания. Сегодня, когда уже всем понятно, что доля школы (как социального института, а не конкретного образовательного учреждения) в обучении и воспитании ничтожно мала по сравнению с другими источниками информации, которые, в конечном счете, и формируют то, что называют менталитетом. Поэтому использованию сообщений СМИ (или, иначе, медиатекстов) в пособии уделяется особое внимание.

Во второй части книги показано приложение теоретических знаний, изложенных в первой части, к практике работы образовательных учреждений разных типов. Составители сочли уместным начать изложение с рассмотрения подходов к организации работы тех, кто непосредственно связан с детьми. Поэтому в начале приводятся рекомендации по разработке региональных и муниципальных программ, обсуждаются возможности изменения содержания образования в педагогических вузах и институтах переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Дальнейшее изложение материала строится по уровням образования: от дошкольных образовательных учреждений до средней (полной) школы с учетом введения профильного обучения на этой ступени. Рассмотрение каждой «ступеньки», по которой поднимается ученик, начинается с краткого изложения основных психологических особенностей детей соответствующего возраста. На этой основе затем рассматриваются содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В отдельные разделы выделены методические рекомендации по работе с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

При составлении методических рекомендаций оказались неизбежными некоторые повторы, вызванные общностью отдельных элементов содержания и ряда методов работы с разными группами детей и подростков. Составители сочли это возможным в тех случаях, когда отсылки к соответствующим частям пособия затруднили бы восприятие текста.

В методических рекомендациях использована информация, полученная из открытых источников. Заимствования из других работ сделаны в соответствии с Законом об охране авторских и смежных прав с указанием авторов и в объеме, необходимом для достижения поставленных образовательных целей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск