Скачать 0.67 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Направление подготовки 050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» являются дальнейшее совершенствование профессиональных практических умений и навыков по коррекции речевых нарушений и по организации логопедической работы в различных детских образовательных учреждениях и закрепление знаний студентов о содержании и формах логопедической работы в условиях общего и специального обучения и воспитания. Задачи дисциплины: 1. Сформировать представления о дошкольных и школьных учреждениях, существующих в системе образования и здравоохранения, для детей с нарушениями речи и другими нарушениями в развитии. 2. Познакомить с организацией диагностической и коррекционно-логопедической работы в различных детских учреждениях системы образования и здравоохранения. 3. Изучить «Программы обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи» в зависимости от типа специального дошкольного и школьного учреждения. 4. Раскрыть поэтапную систему коррекционной работы с детьми при различных речевых нарушениях в зависимости от типа дошкольного и школьного учреждения. 5. Изучить содержание и формы организации учебно-воспитательной работы в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используя методические рекомендации Министерства Образования РФ и НИИ Коррекционной педагогики РАО. 6. Познакомить с работой специализированных медицинских стационаров для детей с тяжёлыми расстройствами речи (отделений при детских больницах, диспансеров, санаториев). 7. Раскрыть формы логопедической работы в условиях кабинета детской поликлиники. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика». Курс «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Организация логопедической работы в детских учреждениях», дисциплин по выбору. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида». В результате освоения дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» студенты должны: Знать: - содержание и формы логопедической работы с детьми в условиях дошкольных и школьных учреждений; - основные требования программ обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии; - речевые особенности и нарушения речи детей; - направления и приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми; - особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях общего и специального обучения. Уметь: - организовывать диагностическую и коррекционную работу в любом общеобразовательном и специальном дошкольном и школьном учреждении для детей с различными речевыми нарушениями; - планировать и проводить коррекционно-воспитательную и логопедическую работы в условиях детского учреждения; - уметь проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с разными уровнями речевого развития, разного возраста; - проводить индивидуальные беседы с родителями детей, имеющих различные речевые нарушения; - реализовывать принцип комплексности в лечебно-педагогической работе с детьми в условиях медицинских учреждений. Иметь представление о: - соотношении клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации нарушений речи; - об определении содержания терминов «системные нарушения речи», «задержка речевого развития (ЗРР)», «задержка психического развития (ЗПР)», соотношение терминов «Алалия» и «ОНР»; - об анализе и определении первичных речевых и вторичных неречевых проявлений в структуре дефекта при ОНР, о дифференциальной диагностики ОНР, ЗРР, умственной отсталости, ЗПР. 4. Структура и содержание дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
|
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |