Скачать 0.82 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Направление подготовки 050700 – СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 г. Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ.
Целями освоения дисциплины «Специальная педагогика», соотнесенные с общими целями ООП ВПО являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: БЗ.Б.04 Специальная педагогика Объем в ЗЕ: 4 кредита Дисциплина «Специальная педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Психология (общая)», «Психология (возрастная)», «Педагогика». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной частей профессионального блока: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» «Логопедия», «Методика обучения русскому языку (специальная)», «Методика развития речи дошкольников (специальная)» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Специальная педагогика». В результате освоения дисциплины «Специальная педагогика» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1) (данная компетенция формируется частично); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2) (данная компетенция формируется частично); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично); -готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3) (компетенция формируется частично); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: -теорию и историю специальной педагогики, -сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования, -современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ, -медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики, -актуальные технологии обучения лиц с ОВЗ, -принципы и методы педагогической коррекции нарушений здоровья и взрослых, -разнообразие методов педагогической реабилитации лиц с ОВЗ. Уметь: - применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки, -использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ, -работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико- психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, -участвовать в деятельности методических групп и объединений, -проводить анализ собственной педагогической деятельности, -проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования теории педагогического проектирования. Владеть: - навыками межличностных отношений, -дистанционными технологиями в специальном образовании, -методами и приемами педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития, -основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер 4. Структура и содержание дисциплины Специальная педагогика Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часов. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Требования Государственного образовательного стандарта ОПД.Ф.12 Специальная педагогика Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико- педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие специальной педагогики. Основные разделы, их краткое описание |
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |