Факультет логопедии утверждаю





НазваниеФакультет логопедии утверждаю
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.82 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Направление подготовки

050700 – СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Логопедия


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________


Москва

2012 г.

Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ.


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Специальная педагогика», соотнесенные с общими целями ООП ВПО являются:

  • базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности педагога-дефектолога;

  • владение некоторыми (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими нарушения речевого и познавательного развития.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

БЗ.Б.04 Специальная педагогика

Объем в ЗЕ: 4 кредита

Дисциплина «Специальная педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Психология (общая)», «Психология (возрастная)», «Педагогика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной частей профессионального блока: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида» «Логопедия», «Методика обучения русскому языку (специальная)», «Методика развития речи дошкольников (специальная)» и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Специальная педагогика».

В результате освоения дисциплины «Специальная педагогика» у студентов формируются следующие компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1) (данная компетенция формируется частично);

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2) (данная компетенция формируется частично);

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично);

-готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3) (компетенция формируется частично);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-теорию и историю специальной педагогики,

-сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем,

педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования,

-современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе

образования лиц с ОВЗ,

-медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики,

-актуальные технологии обучения лиц с ОВЗ,

-принципы и методы педагогической коррекции нарушений здоровья и взрослых,

-разнообразие методов педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

Уметь:

- применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые

при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки,

-использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ,

-работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-

психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,

-участвовать в деятельности методических групп и объединений,

-проводить анализ собственной педагогической деятельности,

-проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных

задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного

учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования

теории педагогического проектирования.

Владеть:

- навыками межличностных отношений,

-дистанционными технологиями в специальном образовании,

-методами и приемами педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета

принципа онтогенетического развития,

-основами использования различных средств коммуникации в разных видах

профессиональной деятельности.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной

  • Деятельности.

  • Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению

  • профессиональной деятельности;

  • Формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании

  • образовательного процесса, требованиях к его организации в различных

  • учреждениях системы образования, представлений о сущности педагогической

  • деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях

  • к педагогу.

  • Общегуманитарное и профессиональное образование.

  • Овладение основами профессиональной деятельности.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер

4. Структура и содержание дисциплины Специальная педагогика

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часов.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Теория специальной педагогики

3

22

6




2

2

12







Устный опрос, сообщения, оценка выступлений

2

Научные основы специальной педагогики

3

20

4




2

2

12







Устный опрос, оценки выступлений.

Реферат. Аннотации.

Практические работы

3

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

3

18

2




2

2

12







Устный опрос, оценки выступлений.

Реферат.

Практические работы

4

Основы дидактики специальной педагогики

3

28

8




4

4

12







Устный опрос.

Реферат.

Практические работы.

Промежуточная контрольная работа

5

Современная система специальных образовательных услуг

3

28

8




4

4

12







Устный опрос.

Выездное занятие. Письменный отчет (анализ занятия)

6

Педагогические системы специального образования

3

28

8




4

4

12







Устный опрос. Анализ конспектов занятий. Тесты




ИТОГО




144

36




18

18

72







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Теория специальной педагогики

3

22

1










21







Сообщения

2

Научные основы специальной педагогики

3

20

1










19







Практические работы.

3

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

3

18

1










17







Реферат.

Практические работы.

4

Основы дидактики специальной педагогики

3

28

1










27







Реферат.

Практические работы.

Промежуточная контрольная работа.

5

Современная система специальных образовательных услуг

3

28

4







2

22







Устный опрос.

Выездное занятие. Письменный отчет (анализ занятия).

6

Педагогические системы специального образования

3

28

2




2

2

22







Устный опрос. Анализ конспектов занятий. Тесты.




ИТОГО




144

10




2

4

128







Экзамен

Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Теория специальной педагогики

3

22

1










21







Сообщения

2

Научные основы специальной педагогики

3

20

1










19







Практические работы.

3

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

3

18

1










17







Реферат.

Практические работы.

4

Основы дидактики специальной педагогики

3

28

1










27







Реферат.

Практические работы.

Промежуточная контрольная работа.

5

Современная система специальных образовательных услуг

3

28

1







2

25







Устный опрос.

Выездное занятие. Письменный отчет (анализ занятия).

6

Педагогические системы специального образования

3

28

1




2

2

23







Устный опрос. Анализ конспектов занятий. Тесты.




ИТОГО




144

6




2

4

132







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Теория специальной педагогики

2

22

1










21







Сообщения

2

Научные основы специальной педагогики

2

20

1










19







Практические работы.

3

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

2

18

1










17







Реферат.

Практические работы.

4

Основы дидактики специальной педагогики

2

28

1










27







Реферат.

Практические работы.

Промежуточная контрольная работа.

5

Современная система специальных образовательных услуг

2

28

1







2

25







Устный опрос.

Выездное занятие. Письменный отчет (анализ занятия).

6

Педагогические системы специального образования

2

28

1




2

2

23







Устный опрос. Анализ конспектов занятий. Тесты.




ИТОГО




144

6




2

4

132







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Теория специальной педагогики

3

22

2




2




18







Сообщения

2

Научные основы специальной педагогики

3

20

2




2




16







Практические работы.

3

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

3

18

2




2




14







Реферат.

Практические работы.

4

Основы дидактики специальной педагогики

3

28

4




2




22







Реферат.

Практические работы.

Промежуточная контрольная работа.

5

Современная система специальных образовательных услуг

3

28

4




2

2

20







Устный опрос.

Выездное занятие. Письменный отчет (анализ занятия).

6

Педагогические системы специального образования

3

28

2




2

2

22







Устный опрос. Анализ конспектов занятий. Тесты.




ИТОГО




144

16




12

4

112







Акр Экзамен



  1. Краткое содержание курса

Требования Государственного образовательного стандарта

ОПД.Ф.12 Специальная педагогика

Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

Ее место в структуре педагогического знания. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.

Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико- педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие специальной педагогики.

Основные разделы, их краткое описание
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет логопедии утверждаю iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск