Скачать 0.74 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РДА Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Гайфуллина Л.К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины БЗ.ДВ.05 «Коррекционная работа при РДА» являются:
Задачи:
Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: курс 4, семестр 8 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПП бакалавриата Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Психология (общая)», »Психология (возрастная педагогическая)», «Специальная психология», «Специальная педагогика», »Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», модульный блок «Медико-биологические основы дефектологии», «Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития», модульный блок «Логопедия», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида ». Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: «Система ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии», «Современные подходы к преодолению нарушений развития у детей раннего возраста», «Основы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями», «Специфика коррекционно-педагогической работы при сложной структуре нарушениями развития». Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими компетенциями: способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1) (данная компетентность формируется частично); готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) (данная компетентность формируется частично). способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1) (данная компетентность формируется частично); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3) (данная компетентность формируется частично); способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2) (данная компетентность формируется частично); способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12) (данная компетентность формируется частично); готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13) (данная компетентность формируется частично); способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - научные подходы к проблеме РДА; - психологические особенности детей с РДА; - разнообразие методов медико-психолого- педагогической реабилитации лиц с РДА; - принципы и методы психолого- педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых с РДА; - приемы логопедического обследования детей с РДА, определять диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка; анализировать и квалифицировать результаты обследования; -сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования, --актуальные технологии обучения лиц с РДА, Уметь: - применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки, применять на практике теорию психологии детей с РДА; - применять методы психолого-педагогического изучения детей с РДА в целях научно-обоснованного индивидуального подхода; - владеть современными психокоррекционными технологиями, частными техниками психокоррекции; -использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с РДА, -работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с РДА, -разрабатывать коррекционно-развивающие программы для детей с РДА; -определять образовательные, коррекционные и воспитательные задачи развития речи детей с РДА; -планировать, проводить специальные занятия с использованием инновационных технологий; -проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования теории педагогического проектирования применительно к лицам с РДА. Владеть: - методами и приемами психолого-педагогического обследования лиц с РДА на основе учета принципа онтогенетического развития, -навыками анализа материалов обследования детей, формулировки речевого заключения, составления психолого-педагогической характеристики и определения речевого профиля класса; -умением применения дифференцированного подхода в работе с детьми с РДА; -навыками реализации в профессиональной деятельности современных коррекционно-образовательных технологий, перспективного и текущего планирования учебной и коррекционной работы; - навыками оценки результатов индивидуальной или групповой деятельности детей с РДА; -навыками анализа коррекционных занятий с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической точки зрения; - навыками разработки, проведения и анализа занятий в условиях специального и инклюзивного обучения; - системой коррекционных техник в работе с детьми с РДА. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля) при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 56/352 % - инструментальный кластер 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетных единиц, 108 часов Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Краткое содержание курса Основные разделы, их краткое описание |
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |