Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/28
Дата публикации23.11.2013
Размер3.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



В 2008 году совместно с Координационным советом по психолого-педагогическим исследованиям Российской академии образования на базе факультета психологии и социальной работы была проведена Международная научно-практическая конференция «СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
Основные направления:

Личность и общество в поликультурном и социально-экономическом пространстве:

  • Психолого-педагогические технологии преодоления эйджизма в молодежной среде

  • Кросс - культурные проблемы психологической безопасности личности и общества

  • Психологическая безопасность в социальном взаимодействии

  • Психолого-педагогические технологии социального и экономического самоопределения в поликультурном обществе

  • Социальная ответственность организации как фактор снижения рисков в обществе

Качество и стиль жизни как основные факторы социально-психологической оценки взаимодействия человека и окружающей среды (социума):

  • Влияние качества жизни на развитие личности профессионала.

  • Психологические особенности функциональных состояний субъекта труда в экстремальных ситуациях.

  • Способы, методы профилактики и коррекции нарушений функциональных состояний.

  • Психологические закономерности развития и преодоления стресса трудных жизненных ситуаций.

Факторы риска профессиональной деятельности и их влияние на
психику человека:


  • Психологические особенности восприятия и оценки ситуации риска профессиональной деятельности.

  • Профессиональное самоопределение с учетом предпочтения риска или отказа от риска.

  • Методы оценки уровня профессиональной подготовки в условии социального риска.

  • Особенности прогнозирования профессиональной пригодности в процессе развития личности профессионала.

Особенности социальных рисков в процессе развития личности на разных этапах онтогенеза:

  • Влияние личностных особенностей на выбор копинг стратегий в условиях социальных рисков.

  • Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности как фактор минимизации социальных рисков.

  • Формирование продуктивной я-концепции как акмеологическое условие снижения степени риска.

  • Возрастной принцип анализа действия факторов риска.

  • Акмеологические механизмы противодействия факторам риска и факторы психологической устойчивости.

  • Факторы риска и факторы психологической устойчивости на разных возрастных этапах.

  • Готовность к риску как акмеологический фактор эффективной профессиональной деятельности в условиях неопределенности.

  • Условия, определяющие отклоняющееся поведение личности как фактор возникновения социальных рисков.

Инновационные подходы превенции социальных рисков в системе поликультурного образования:

  • «Культурный шок» и педагогические пути его преодоления

  • Конфликтологические аспекты социальных рисков в поликультурном образовании

  • Педагогическая герменевтика как средство превенции социальных рисков в поликультурном образовании

  • Влияние СМИ на формирование личности в поликультурном обществе


По итогам работы конференции издан сборник материалов конференции.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Тверь, 2008

УДК 316.6 (082)

ББК 88.5

С69

Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты: Материалы международной научно –практической конференции, посвященной 15-летию факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета. - Тверь: Твер. гос. ун-т; М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. – … с.

ISBN …. (ТвГУ)

ISBN 978-5-9770-0400-8 (МПСИ)
Редакционная коллегия:
Бим-Бад Б.М., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Жалагина Т.А., доктор психологических наук, профессор

Лельчицкий И.Д., доктор педагогических наук, профессор

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» (2008). Материалы отражают теоретические и научно-практические исследования в области психологии и педагогики, связанные с актуальными проблемами возникновения и превенции социальных рисков в современном поликультурном обществе.

Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов.

Материалы воспроизведены с авторских оригиналов, представленных в оргкомитет.

УДК 316.6 (082)

ББК 88.5
ISBN …. (ТвГУ)

ISBN 978-5-9770-0400-8 (МПСИ)

 

© Тверской государственный университет

© Московский психолого-социальный институт

Введение
Современный этап общественного развития изобилует множеством явлений и процессов, порождающих социальные риски различного генеза. В связи с этим актуальным представляется постановка и обсуждение целого ряда вопросов, поиск ответов на которые направлен на выявление эффективных способов и механизмов превенции либо максимально возможной минимизации возникновения и развития социальных рисков в современном поликультурном пространстве.

Несомненно, феномен социального риска является многоаспектной проблемой, решение которой требует междисциплинарного подхода. Этим, очевидно, обусловлено внимание к рассматриваемой проблеме большого круга ученых и специалистов различных отраслей научного знания. Международная конференция «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» организованная и проведенная Координационным советом Российской академии образования, Тверским государственным университетом и Московским психолого-социальным институтом привлекла внимание ученых России и стран ближнего зарубежья в области психологии, педагогики, философии, управления.

В представленных материалах фокусируется внимание на миссии образования в контексте минимизации социальных рисков и межкультурных конфликтов в условиях глобализации, акмеологическом анализе понятия «социальный риск», способах и средствах превенции социальных рисков в профессиональной деятельности, психологической безопасности в социальном взаимодействии, а также обсуждается проблема социальных рисков в контексте психосоциальной работы.

Редакционная коллегия

Личность и общество в поликультурном пространстве

Нравственное состояние современного российского общества
А.В. Юревич

член-корреспондент Российской академии наук,

доктор психологических наук, профессор

(г. Москва)
Несмотря на экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные явления, ставшие характерными для нашей страны в последние годы, общее состояние современного российского общества выглядит тревожным (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые показатели состояния современного российского общества, 2006 г.

Наименование показателя

Значение показателя

Место России по данному показателю

Смертность от убийств на 100000 жителей

20,2

1-е место в Европе и СНГ

Смертность от самоубийств на 100000 жителей

30,1

2-е место в Европе и СНГ после Литвы

Смертность от случайных отравлений алкоголем на 100000 жителей

23,1

1-е место в Европе и СНГ

Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100000 жителей

17,5

3-е место в Европе и СНГ после Литвы и Латвии

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

66,6

Последнее место среди стран с развитой и переходной экономикой

Естественный прирост населения на 1000 жителей

- 4,8

Одно из последних мест в Европе (перед Болгарией и Украиной)

Число детей, оставшихся без попечительства родителей на 100000 жителей

89

2-е место в Восточной Европе и СНГ после Литвы

Количество разводов на 1000 жителей

4,5

1-е место в Европе

Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15-49 лет)

40,6

1-е место в Восточной Европе и СНГ

Доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке (%)

29,2

9-е место в Восточной Европе и СНГ

Индекс Джини (индекс концентрации доходов)

0,4

1-е место среди стран с развитой и переходной экономикой

Индекс коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень коррумпированности)

2,3

143 позиция в мире (наряду с Гамбией, Индонезией и Того) из 180 возможных

Перечисленные в таблице показатели дополняются другими данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии:

• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

• от жестокости родителей ежегодно страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

• каждый год 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

• насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

• 12% подростков употребляют наркотики;

• более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, создаётся в нашей стране;

• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

• детское и подростковое "социальное дно" составляет не менее 4 млн. человек;

• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Количественные данные, в свою очередь, могут быть дополнены хорошо известными бытовыми примерами, выражающими состояние нашего общества. По-прежнему широко распространена практика криминальных "крыш", рейдерства (эта проблема обозначена и на высшем государственном уровне), "чёрного риэлтерства", финансовых "пирамид", других видов мошенничества и т. п. Существует (в XXI веке!) и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова. Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы заполучить их квартиры. Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест. В школах продаются наркотики. Подростки гибнут в кровавых столкновениях между юношескими преступными группировками. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей. Развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание. Публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует матом и блатным жаргоном. И этот скорбный список бытовых свидетельств состояния нашего общества можно продолжать очень долго.

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация нашего общества, которую демонстрируют также его психологические и социологические исследования. Например, по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Около 50 % наших сограждан сами признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой. Число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т. е. подлинно законопослушных, составляет 10-15 % и т. п.

Основными причинами нравственной деградации пореформенной России являются следующие.

1. Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, неизбежно сопутствующее радикальным реформам и характерное для «турбулентных», изменяющихся обществ.

2. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в демократы из партийных и комсомольских работников, трансформировали ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщивших в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

3. Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного российского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т. е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и продолжившие эту традицию в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, с поразительной легкостью сменившие социалистическую мораль на капиталистическую.

4. Распространение в начале 1990-х гг. таких иделогем, как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить по закону, а не по совести», «Главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль.

5. Распространившееся в начале реформ псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, охотно ассимилированное некоторыми слоями нашего общества.

6. Криминализация – не только в общепринятом (рост преступности и др.), но и в расширенном смысле слова – криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», распространение криминальной лексики, ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения, агрессивность как норма жизни и т. д.

7. Подкрепленная «амнистией прошлого» привлекательность негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали, часто не скрывают своего криминального прошлого, а иногда и настоящего.

8. Аномия – разрушение системы моральных норм и их рассогласование друг с другом, характерная для всех постсоциалистических обществ и пришедшая на смену гиперномии – сверхнормированности - социалистических режимов.

9. Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т. д.

10. Господство «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества.

11. Уход государства из сферы воспитания, особенно парадоксальный на фоне того обстоятельства, что со времен А. С. Макаренко единство обучения и воспитания считалось одним из краеугольных камней отечественной системы образования.

Нравственное состояние общества представляет собой не только духовную, но и «материальную» проблему, оказывая большое влияние рождаемость, среднюю продолжительность жизни и т. п. В частности, «катастрофическая депопуляция» современной России, как показывают исследования, во многом объясняется нравственным состоянием современного российского общества. Поэтому игнорирование этой проблемы или намерение решать ее «вслед» за проблемами экономическими могут иметь крайне разрушительные для нашей страны последствия.

Попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было абсурдным. Тем не менее, можно наметить следующие ключевые направления возрождения нравственности.

1. Пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в нашем обществе крайне искаженный характер.

2. Возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют.

3. «Экстернализация» нравственных норм путем придания им статуса законов.

4. Декриминализация нашего общества, в т. ч. и его бытовой культуры.

5. Широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – для разработки законов, представляющих собой не только юридические нормы, но и наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых наукой.

Естественно, возможны и другие средства возрождения нравственности, например, религия, на которую в этом плане возлагаются большие надежды. Однако, как подчеркивают социологи, религиозные «прививки» настолько конструктивны в современном обществе, насколько они способны актуализировать и развивать потенции светской культуры, выполняющей функции поддержания социетальных образцов. А распространенные в современной России социетальные образцы оставляют желать лучшего.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск