Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей,





НазваниеПояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей,
страница1/15
Дата публикации25.02.2015
Размер1.77 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Эверест»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 175

Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников на материале слов-паронимов


Авторская коррекционно-развивающая образовательная программа

Авторы: Буйко В.И., учитель – логопед,

высшая квалификационная категория,

СКОШИ «Эверест»

Сыропятова Г.А., учитель – логопед

высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 175

Екатеринбург

2013
Пояснительная записка

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и литературному чтению. Часто это обусловлено недоразвитием фонематического слуха и восприятия, что вызывает затруднения в тонкой дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения, а это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико-грамматической стороны речи. В результате формируется дисграфия, которая нередко переходит в дизорфографию.

Данная проблема вытекает из выявленного противоречия между низким уровнем развития фонематического слуха, и недостаточным количеством конкретных образовательных программ и методических разработок по предупреждению и коррекции дисграфии младших школьников. Недоразвитие фонематического слуха наблюдается в среднем у 30 - 50% первоклассников массовых школ и у 90 - 100% детей, поступающих в первые классы специальных коррекционных образовательных учреждений.

Это обстоятельство побудило продумать систему работы по предупреждению и коррекции дисграфии на материале слов-паронимов, слов, которые сходны по звукобуквенному составу, что способствует более продуктивному усвоению звуко-буквенного анализа слов. Слова-паронимы помогают ребенку получить представление о смысло-различительной функции звука. Для осуществления этой работы появился учебно-методический комплект «Речевые игралочки», в котором предлагается системная работа по совершенствованию фонематического слуха и восприятия с акцентом на развитие четкой слуховой дифференциации звуков. Обучающиеся начинают улавливать ранее недоступные для них признаки звуков, что помогает более качественно провести дифференциацию смешиваемых звуков, сходных по артикуляционно-акустическим признакам, и научиться делать правильный выбор букв, их обозначающих.

Специфические ошибки при письме, указывающие на недостаточность фонематического слуха и восприятия, встречаются при фонематическом, фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи III - IV уровня.

Каждый тип нарушения проявляется своеобразными ошибками:

  • при нарушениях, где ведущим является недостаточно развитый фонематический слух, характерны замены и смешения акустически близких согласных звуков (твердых - мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих, сонорных);

  • при недоразвитии фонематического восприятия возникают ошибки звукобуквенного анализа и синтеза: пропуски и перестановки букв или слогов, вставка лишних букв;

  • при недоразвитии речедвигательного анализатора и зрительно-пространственного восприятия характерны ошибки, связанные с дифференциацией гласных звуков [а]-[о], [о]-[у], [э]-[и], [и]-[у], а также графические ошибки.

При таких нарушениях необходима системная работа по совершенствованию фонематического слуха и восприятия с акцентом на поэтапное развитие четкой слуховой дифференциации звуков.

Данная программа предусматривает оказание комплексной логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Как показывает практика её использования, она дает возможность своевременного выявления детей с речевыми нарушениями (фонетический дефект, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III и VI уровня), проведение поэтапной коррекционно-развивающей работы, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Предлагаемая система работы по развитию фонематических процессов на материале слов-паронимов является основой для предупреждения и коррекции дисграфических ошибок и профилактики дизорфографии.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует формированию коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только общеучебных знаний, умений и навыков, а также способствует их социальной адаптации.

У детей развиваются не только речевые, но и неречевые навыки: мелкая моторика, пространственные и временные представления, процессы анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей, совершенствуется внимание, восприятие, память, что в совокупности составляет необходимую основу речевого развития.
Цель курса: Создать систему комплексной помощи младшим школьникам по предупреждению и коррекции дисграфии (на материале слов-паронимов).

В процессе создания программы решались поэтапно задачи:

  1. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями.

  2. Определение их потребностей в коррекционно-развивающем и образовательном процессе.

  3. Создание системы коррекционно-развивающего воздействия, определение ее структуры и содержания.

  4. Апробация методической разработки, проведение педагогического мониторинга и анализ результатов в течение 4 лет.

В результате проделанной работы были определены следующие

задачи курса:

  • Совершенствование звукопроизносительной стороны речи;

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;

  • Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

  • Развитие грамматического строя речи;

  • Совершенствование связной речи;

  • Профилактика нарушений письма и чтения;

  • Создание условий для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;

  • Обеспечение условий для формирования коммуникативной функции речи;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.

В программе используются следующие педагогические методы:

1.По способу подачи речевого материала:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный (выполнение системы упражнений);

  • проблемное изложение материала (при решении проблемных задач, выполнении логических упражнений);

  • частично-поисковый (творческое использование речевых средств, конструктивные упражнения).

2.По источнику знаний:

  • Наглядные: графические, символические, иллюстративные;

  • Словесные: слово, рассказ учителя-логопеда, беседа, фонетический, морфологический и синтаксический анализ речи.

В программе предполагается использование следующих видов контроля: тестирование после изучения каждой темы; проведение различных видов диктантов (проверочный, объяснительный, предупредительный, и т.д.)

Программа опирается на следующие принципы:

  • Принцип соблюдения интересов ребенка.

  • Принцип учета структуры речевого нарушения.

  • Принцип взаимодействия развития речи и мышления. Для успешного овладения орфографией необходим определенный когнитивный базис. У ученика с речевыми нарушениями необходимо сформировать умение анализировать устную и письменную речь, сравнивать и дифференцировать по определенным признакам языковые единицы, выделять общее и специфическое в языковых явлениях.

  • Принцип системности. Принцип предполагает формирование различных компонентов языка и речи в их тесном взаимодействии. Так, формирование лексики осуществляется в единстве с фонематическим развитием и совершенствованием грамматического строя речи.

  • Принцип коррекционно-развивающего обучения на основе положительной мотивации, использования разнообразных познавательных и доступных видов деятельности учащихся.

  • Принцип пропедевтической работы. В процессе логопедической работы заранее, до прохождения школьной программы, формируются предпосылки, необходимые для усвоения определенного орфографического навыка.

  • Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Характеристика содержания

Программа составлена на дидактическом материале, представленном в серии авторских тетрадей «Речевые игралочки» В.И. Буйко, Г.А.Сыропятовой:

  • Слова, обозначающие предметы

  • Слова, обозначающие действие предмета

  • Слова, обозначающие признаки предмета

  • Гласные звуки [А]-[О], [О]-[У] и буквы их обозначающие

  • Гласные звуки [Э]-[И], [И]-[У] и буквы их обозначающие

  • Парные твердые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие

  • Непарные твердые согласные звуки [Ш], [Ж], [Ц] и буквы их обозначающие

  • Непарные мягкие согласные звуки [Ч’], [Щ’], [Й’] и буквы их обозначающие

  • Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы их обозначающие

  • Свистящие и шипящие звуки [Л] и [Р] и буквы их обозначающие

Предлагаемый учебный материал в тетрадях «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действие предмета» и «Слова, обозначающие признаки предмета» составлен на материале слов-паронимов, что дает возможность системно проводить работу по развитию фонематических процессов и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, а также является пропедевтикой к изучению темы «Части речи».

Выполняя задания в тетради «Слова, обозначающие предметы», дети узнают, какими существенными признаками обладают имена существительные: одушевлённые - неодушевлённые, род, число. Работая с тетрадью «Слова, обозначающие действие предмета», ученики знакомятся с такими признаками глагола, как род, число, время. Работая со словами-паронимами в тетради «Слова, обозначающие признаки предмета», школьники учатся определять род и число имен прилагательных.

Дифференциация гласных звуков [А]-[О], [О]-[У], [Э]-[И], [У]-[И] и букв, их обозначающих является необходимым разделом в логопедической работе с учащимися, т.к. дети чаще всего допускают ошибки при их написании в словах. Представленный материал помогает видеть «ошибкоопасное» место, а, значит, формировать навыки орфографической зоркости.

Различение парных согласных звуков по твердости и мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому, различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать буквы а - я, о - ё, у – ю, ы – и, э – е и понимать роль мягкого знака, как показателя мягкости впереди стоящего согласного звука. Часто сложным для восприятия учащихся является орфограмма разделительный мягкий знак. Предлагаемая нами паронимическая лексика способствует выработке у учащихся навыка нахождения парных согласных звуков по мягкости и твердости и букв, их обозначающих.

Кроме парных по твердости-мягкости согласных звуков в русском языке есть непарные твердые согласные звуки [Ш], [Ж], [Ц] , а также непарные мягкие согласные звуки [Ч’], [Щ’], [Й’]. Работая по этим темам, важно показать самостоятельность этих букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозначения твердости – мягкости соответствующих звуков.

Различение парных согласных звуков по глухости и звонкости.

Важно научить учащихся сравнивать и различать слова-паронимы по звуковому составу, понимать их значение, что помогает предупредить ошибки при написании и обогатить словарный запас. Работа со словами паронимами развивает фонематический слух, т.к. слова очень похожи по звучанию и нужно быть очень внимательным, чтобы их различать.

Учащиеся работают с парами звонких и глухих согласных звуков: [Б] – [П], [Д] – [Т], [Г] – [К], [В] – [Ф], [З] – [С], [Ж] – [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. При работе над дифференциацией глухих и звонких согласных звуков акцентируется внимание детей на одинаковость артикуляционного уклада произносимых звуков и разницу в работе голосовых связок с опорой на кинестетеческие ощущения и слуховое восприятие.

Важным разделом логопедической работы является дифференциация свистящих и шипящих звуков [С] - [Ш], [З] - [Ж], соноров [Л] - [Р], имеющих акустико-артикуляционное сходство. При работе над дифференциацией названных звуков необходимо опираться на разницу в артикуляционном укладе при произнесении каждого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков.

Планируемые результаты:

  • Обучающиеся повысят уровень звукопроизносительной стороны речи;

  • овладеют дифференциацией гласных звуков и букв, их обозначающих (А - О, У - О, Е - И, У - И);

  • научатся различать парные согласные звуки по твердости и мягкости, запомнят непарные твердые и непарные мягкие согласные и буквы, их обозначающие;

  • научатся различать парные согласные звуки по звонкости и глухости и буквы, их обозначающие,

  • научатся различать шипящие и свистящие согласные звуки, соноры;

  • овладеют навыками звукобуквенного и звукослогового анализа и синтеза слов на материале слов-паронимов;

  • научатся сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;

  • научатся определять ударный слог в словах и проверять написание слов с безударным гласным звуком в корне слова;

  • получат первоначальные навыки по теме «Родственные слова»;

  • научатся сравнивать орфоэпические и орфографические нормы слов;

  • закрепят правила правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, сочетания ЧК-ЧН;

  • расширят и уточнят словарь, сформируют грамматические формы языка и активизируют связную речь, что будет способствовать развитию речевой коммуникации;

  • научатся различать однозначные и многозначные слова;

  • активизируют смыслоразличительные процессы;

Итоговый контроль: проверочные работы, слуховые диктанты, тесты по темам, письмо по памяти. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния устной речи и навыка письма на заключительном этапе работы.

Программа составлена на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по курсу «Русский язык» и «Литературное чтение».

Программа по развитию речи предназначена для работы с младшими школьниками, обучающимися в массовой школе, и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на один год обучения (66 часов). В начале обучения проводится диагностическое обследование.

Количество часов на изучение каждой темы варьируется с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Учебно-тематический план состоит из 6 разделов:

  1. Обследование. Цель: выявить уровень речевого развития обучающегося.

  2. Слова, обозначающие предметы.

Слова, обозначающие действие предмета.

Слова, обозначающие признак предмета.

Цель: познакомить детей с существенными признаками, которыми обладает каждая из перечисленных частей речи.

  1. Гласные звуки и буквы их обозначающие. Цель: научить безошибочно различать гласные звуки [А] – [О], [О] – [У], [Э] – [И], [И] – [У] и буквы, их обозначающие.

  2. Парные согласные звуки по твердости и мягкости и буквы, их обозначающие. Цель: научить детей на письме различать буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки. Научить понимать роль мягкого знака, как показателя мягкости согласных звуков и как знака, обозначающего раздельное произношение звуков. Закрепить знания о непарных твердых и непарных мягких согласных звуках и букв, их обозначающих. Помочь обучающимся усвоить правила написания слов с этими буквами.

  3. Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие. Цель: Научить различать парные звонкие и глухие согласные и буквы, их обозначающие.

  4. Свистящие и шипящие звуки, [Р] – [Л] и буквы, их обозначающие

Цель: Научить безошибочно различать данные звуки на слух и правильно обозначать их на письме.

Учебно-тематический план

Групповые занятия по развитию устной и письменной речи.

___1__ класс

/2 раза в неделю по 40 минут /

66 часов


№№


Наименование раздела. Тема.

Кол-во

часов




Обследование устной и письменной речи

2

II

Работа над словом


6

1

Слова, обозначающие предметы

2-4

2

Слова, обозначающие действие предмета

2-4

3

Слова, обозначающие признаки предмета

2-4

III

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

9

4

Различение звуков [А] - [О] и букв, их обозначающих

2-4

5

Различение звуков [О] – [У] и букв, их обозначающих

2

6

Тест «Различение звуков [А] – [О], [О] – [У] и букв, их обозначающих»

1

7

Различение звуков [Э] – [И] и букв, их обозначающих

2-4

8

Различение звуков [У] – [И] и букв, их обозначающих

1

9

Тест «Различение звуков [Э] – [И], [У] – [И] и букв, их обозначающих»

1

IV

Парные согласные звуки по твердости и мягкости и буквы, их обозначающие

28

10

Обозначение твёрдости - мягкости согласных звуков на письме буквами А-Я.

2

11

Обозначение твёрдости - мягкости согласных звуков на письме буквами О – Ё

2

12

Обозначение твёрдости - мягкости согласных звуков на письме буквами У – Ю

1

13

Обозначение твёрдости - мягкости согласных звуков на письме буквами Ы – И

2

14

Обозначение твёрдости - мягкости согласных звуков на письме буквой Е.

1

15

Обозначение мягкости согласных звуков в конце слова буквы Ь.

2

16

Обозначение мягкости согласных звуков в середине слова буквы Ь.

2

17

Разделительный мягкий знак

2

18

Тест «Парные твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие»

1

19

Непарный твердый согласный звук [Ш] и буква Ш

3

20

Непарный твердый согласный звук [Ж] и буква Ж

2

21

Непарный твердый согласный звук [Ц] и буква Ц

1

22

Тест «Непарные твердые согласные звуки»

1

23

Непарный мягкий согласный звук [Ч’] и буква Ч

2

24

Непарный мягкий согласный звук [Щ’] и буква Щ

2

25

Непарный мягкий согласный звук [Й’] и буква Й

1

26

Тест «Непарные мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие»

1


V

Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие

14

27

Парные звуки [Б] – [П], [Б’] – [П’]и буквы, их обозначающие

2

28

Парные звуки [Д] – [Т] [Д’] – [Т’] и буквы, их обозначающие

3

29

Парные звуки [Г] – [К] [Г’] – [К’]и буквы, их обозначающие

1

30

Парные звуки [В] – [Ф] [В’] – [Ф’]и буквы, их обозначающие

1

31

Парные звуки [З] – [С] [З’] – [С’]и буквы, их обозначающие

3

32

Парные звуки [Ж] – [Ш] и буквы, их обозначающие

3

33

Тест «Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие»

1

VI

Свистящие и шипящие звуки, [Р] – [Л] и буквы, их обозначающие

9

34

Различение звуков [С] – [Ш] и букв, их обозначающих

2

35

Различение звуков [З] – [Ж] и букв, их обозначающих

2

36

Тест «Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы, их обозначающие»

1

37

Различение звуков [Л] – [Р] и букв, их обозначающих

2

38

Тест «Различение [Л] - [Р] и букв, их обозначающих»

1

39

Мониторинг динамики речевого развития

1




ИТОГО:

66



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,...
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconЛогопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе...
Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, icon«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой...
Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПатоморфологическая характеристика тимуса у детей по материалам аутопсий актуальность
В последние годы появился ряд отдельных научных публикаций, характеризующих экспрессию некоторых иммуногистохимических маркеров в...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последние годы всё большее число школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconУрок основная форма физической деятельности в школе. «Школа тот социальный...
В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПояснительная записка Актуальность темы: в последние годы слово «экология»
Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце 19 века определивший экологию...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество детей в течение года составляет 75 человек. В связи с тем, что в результате повышения рождаемости увеличилось количество...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconРеферат по экологии «Трансгенные продукты питания и их влияние на здоровье человека»
В последние годы все большее влияние на здоровье населения планеты оказывает качество и структура питания. Опубликованы данные, что...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПочему дети плохо говорят?
Но мало кто знает, что это зависит от них самих. В последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В республике Дагестан насчитывается более 1600 населённых пунктов [1; 2]. Актуальность сбора и систематизации топонимического материала...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconАктуальность исследования определяется тем, что новой государственной...
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, iconПрограмма дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике...
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск