Зам директора по увр директор школы





НазваниеЗам директора по увр директор школы
страница1/9
Дата публикации09.08.2013
Размер1.15 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
100-bal.ru > Биология > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа №111

город Казань

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор школы


_______________________ ________________Звездина А.Я. «____» ____________ 2011 г. «____»_____________2011г.


Календарно-тематическое планирование


уроков по Биологии

Классы 10 (профильный уровень) .

Учитель _Пылаев Сергей Артурович______



Количество часов всего 120 , в неделю 3 .
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.


Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч.1/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1 от «27» августа 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по изучению биологии
в 10-х классах общеобразовательных учреждений

по химико-биологическому и оборонно-спортивному профилям

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

 1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебного плана МОУ СОШ №1 МО «город Барыш» на 2008 – 2009 учебный год

6. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-

      М.: Дрофа, 2004.- 174с.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убеждённости в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (2 час)

Курс «общая биология» - основа понимания единства строения и происхождения живого, взаимозависимости всех уровней организации живого на Земле. Место курса в системе естественнонаучного знания. Значение общебиологических знаний для рационального природопользования, сохранения окружающей среды, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения.



  1. Введение в биологию (5 часа)

Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.

Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Демонстрация таблиц (схем), отражающих уровни организации живого; схем, отражающих связь биологии с другими науками; портретов ученых – биологов; методов познания живой природы, биологических систем.
Темы рефератов:

  1. История развития биологии.

  2. Биология в системе культуры.

  3. История становления взглядов о понятии «жизнь».

  4. Методы современной биологии.

  5. Значение биологии в современном обществе.

  6. Место биологии в системе естественных наук.



Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.

  2. Анализ современного состояния биологических исследований.

  3. XXI век – век биологии?


Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера.
2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (18 часов)

2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле.

Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия)
2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле.

Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ.
2.3.Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.
Темы рефератов:

  1. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.

  2. Различные взгляды на возникновение жизни на Земле.

  3. Зарождение жизни и эволюция пробионтов.

  4. Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности.

  5. Молекулярная эволюция.

  6. Ископаемые бактерии и их роль в эволюции и преобразовании биосферы древней Земли.

  7. Первичные этапы химической эволюции органических молекул на Земле.


Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка состояния современного научного знания в решении этого вопроса.


Основные понятия. Теория академика А.И. Опарина. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Коацерватные капли. Теория биогенеза. Теория абиогенеза. Пробионты
3. Основы цитологии (43 часа)
3.1. Цитология как наука.

Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
3.2. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого.

История открытие клетки. Клеточная теория. Основные поло­жения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.
3.3. Химический состав клетки.

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов.

Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования.

АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
3.4. Формы жизни.

Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты. Особенности строе­ния прокариот, их рост и размножение. Значение прокариот в природе и жизни человека.

Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности строения, жизнедеятель­ности и репродукции. Бактериофаги. Профилактика и лечение вирусных заболеваний растений, животных и человека. Вирус СПИДа.
3.5. Строение клетки и ее органоиды.

Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболо­чек прокариотических и эукариотических клеток.

Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплаз­мы, его свойства и функции.

Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.

Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полиса­хариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и ли­пидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).

Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.

Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.

Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строе­ние и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.

Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кисло­родного дыхания в эволюции.

Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
3.6. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - син­тез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФН2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе.

Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетиче­ского обмена, приуроченность этих процессов к определенным струк­турам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.

Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функцио­нирования генов. Современные представления о природе гена.
Демонстрация портретов ученых – биологов, микропрепаратов клеток растений, животных, грибов и микроорганизмов, органоидов клетки, модели клетки, объемных моделей структурной организации биологических полимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов), элементарного состава клетки, строения молекул воды, опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза, таблиц или компьютерных моделей, иллюстрирующих редупликацию молекул ДНК, строение молекул веществ, строение клетки и ее органоидов, строение клеток прокариот и эукариот, вирусов, процессы энергетического обмена в клетке, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка в клетке, моделей-аппликаций "Строение клетки", "Биосинтез белка".
Лабораторные работы:

  1. Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

  2. Определение крахмала в растительных тканях.

  3. Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток.

  4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

  5. Изучение хлоропластов в замыкающих клетках устьиц листа герани.


Практические работы:

  1. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

  2. Сравнение процессов брожения и дыхания.


Темы рефератов:

  1. История развития цитологии.

  2. Развитие и совершенствование цитологических методов.

  3. Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.

  4. Вода – основа жизни клетки.

  5. Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.

  6. Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.

  7. Ферменты – биологические машины.

  8. Современные представления о гене.

  9. Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.

  10. Применение ферментов в медицине.

  11. Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.

  12. Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.

  13. Биофизика цитоплазматических мембран.

  14. Принципы структуры и функционирования рибосом.

  15. Современные представления о строении митотических хромосом.

  16. Вирусы, особенности функционирования и размножения.

  17. Клетка как архитектурное чудо.

  18. Преобразование энергии в митохондриях.

  19. Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.

  20. Регуляция синтеза белков.

  21. Гипотезы возникновения вирусов.

  22. Значение знаний о строении и принципах функционирования биологической мембраны для медицины.

  23. Значение клеточной теории для развития биологии.

  24. Клетка - доказательство единства живой и неживой природы.

  25. Клетка – генетическая единица живого.


Темы исследовательских работ:

  1. Изучение влияния различных факторов на процесс денатурации белков и биологического значения денатурации.

  2. Изучение влияния интенсивности света на биосинтез органических веществ.

  3. Изучение форм раздражимости у одноклеточных животных.


Основные понятия. Автотрофы. Аминокислоты. Анаболизм. Ассимиляция. Антикодон. Аппарат Гольджи. Активный транспорт. Аэробы. Бактериофаги. Биосинтез белка. Брожение. Вакуоль. Включения. Гаплоидный набор хромосом. Диплоидный набор хромосом. Ген. Генетический код. Геном. Генотип. Гидрофильность. Гидрофобность. Гликолиз. Гликокаликс. Гликопротеиды. Грана. Гуанин. Денатурация. Диссимиляция. ДНК. Дыхательный субстрат. Клеточное дыхание. Кариоплазма. Катаболизм. Кислородный этап. Кодон. Комплементарность. Криста. Лейкопласты. Лизосома. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Матрикс. Матричный синтез. Метаболизм. Микротрубочки. Микрофиламенты. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон. Органоиды. Осмос. Оператор. Пластиды. Пиноцитоз. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. Прокариоты. Репрессор. Рибосомы. РНК. СПИД. Строма. Структурные гены. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тилакоид. Тимин. Фагоцитоз. Ферменты. Хлоропласт. Хроматин. Хромопласт. Хромосома. Центриоли. Цитоплазматическая мембрана. Цитозин. Урацил. Фотосинтез. Хемосинтез. Экзоцитоз. Эндоцитоз. Эндоплазматическая сеть. Эукариоты. Ядро. Ядрышко.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические элементы периодической системы Д.И.Менделеева. Ионы (катионы и анионы). Вода и другие неорганические вещества, строение молекул и свойства. Диссоциация электролитов. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Буферные растворы. Физика. Осмотическое давление. Диффузия и осмос. Ботаника. Особенности строения клеток растений. Отличия растений от животных. Зоология. Особенности строения клеток животных. Отличия животных от растений и грибов.
4.Размножение и онтогенез организмов (24 часа)

4.1. Жизненный цикл клетки.

Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.
4.2. Типы деления клетки.

Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особен­ности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.

Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как ре­зультат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характе­ристика. Биологическое значение мейоза.
4.3. Бесполое и половое размножение.

Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп орга­низмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
4.4. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.


    1. Особенности размножения некоторых групп организмов.

Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покры­тосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.
Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосом, яйцеклеток и сперматозоидов, моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клетки, развитие половых клеток у растений и животных, размножение и развитие орга­низмов; динамических (компьютерных) моделей, характеризующих процессы митоза и мейоза, жизненные циклы растений, грибов, лишайников, микроогранизмов, способов размножения растений и животных; схем строения растительных и животных клеток в процессе деления; способов вегетативного размножения комнатных растений, плодовых и овощных культур; схем (компьютерных моделей) и рисунков, показывающих почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.
Лабораторные работы:

  1. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

  2. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

  3. Изучение строения пыльцевых зерен, определение качества пыльцы у различных растений.

  4. Изучение строения половых клеток животных на готовых микропрепаратах.


Практические работы:

  1. Сравнение процессов митоза и мейоза.

  2. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

  3. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

  4. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.


Темы рефератов:

  1. Значение воспроизведения для эволюции органического мира.

  2. Передача генетической информации при вегетативном размножении.

  3. Клонирование растений и его практическое применение.

  4. Преимущества полового размножения, значение его появления в эволюции органического мира.

  5. Эволюция полового размножения у растений.

  6. Эволюция полового размножения у животных.

  7. Теория зародышевых листков, их производные.

  8. Репродуктивный цикл у млекопитающих и его гормональная регуляция.

  9. Влияние алкоголизма и наркомании родителей на стадии эмбрионального развития организма человека.

  10. Перестройки генетического материала в онтогенезе.

  11. Использование знаний о механизмах онтогенеза в практической деятельности человека.

  12. Развитие организма и окружающая среда.

  13. Факторы, влияющие на развитие организма.

  14. Основные этапы эмбрионального развития человека.

  15. Влияние факторов среды на рост и развитие организмов.

еРе

Темы исследовательских работ:

  1. Изучение влияния витамина А на рост и развитие организмов (на примере грызунов).

  2. Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений.

  3. Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений.



Основные понятия. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Зигота. Половое размножение. Почкование. Апоптоз. Жизненный цикл клетки. Сперматозоид. Спора. Яйцеклетка. Амитоз. Митоз. Мейоз. Центромера. Интерфаза. Профаза. Анафаза. Метафаза. Телофаза. Веретено деления. Бивалент. Генеративная ткань. Гомологичные хромосомы. Двойное оплодотворение. Зародышевый мешок. Коньюгация. Кроссинговер. Редукционное деление. Сперматогенез. Овогенез. Жизненный цикл. Гаметофит. Спорофит. Биогенетический закон. Бластула. Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез. Внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение. Зародышевые листки. Органогенез. Партеногенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Филогенез. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма.
Межпредметные связи. Ботаника. Особенности строения и размножения растений. Вегетативное размножение. Прививки. Органы растений, их строение и функции. Строение цветка – органа семенного размножения. Опыление. Зоология. Особенности размножения животных различных систематических групп. Способы оплодотворения у животных. Постэмбриональное развитие насекомых. Цикл развития земноводных. Анатомия. Особенности эмбрионального развития человека.

5.Основы генетики (28 часов)

    1. 5.1.Генетика как наука.

Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в раз­работке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.

История возникновения и развития генетики. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина в становлении генетики. Вклад отечественных ученых в развитие генетики в России (Н.И.Вавилов, Н.К. Кольцов, Г.А. Надсон, С.Г.Филиппов, Г.Д. Карпеченко, С.С.Четве­риков, П.П.Лукьяненко, Н.П.Дубинин).

Г.Мен­дель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
5.2. Наследование при моногибридном скрещивании.

Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессив­ные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления.

Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Го­мозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
5.3.Наследование при дигибридном скрещивании.

Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы неза­висимого комбинирования пар признаков.
5.4.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.

Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
5.5.Генетика пола.

Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определе­ния пола. Механизм под­держания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.
5.6.Хромосомная теория наследственности.

Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетиче­ские карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад шко­лы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.
5.7.Закономерности изменчивости.

Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной ге­нетики.

Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма ре­акции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.

Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вави­лова. Экспериментальное получение мутаций.
Демонстрация гербарных материалов по результатам скрещивания рас­тений; моделей-аппликаций и динамических (компьютерных) моделей, иллюстрирующих законы Г.Менделя и перекрест хромосом; результатов опытов, проведен­ных учащимися; опытов, моделей, таблиц, иллюстрирующих влияние условий среды на изменчивость растений и животных; коллекции семян диплоидных и полипдоидных форм растений; гербариев, таблиц, иллюстрирующих особенности отдален­ных гибридов; портретов ученых – генетиков и их биографий; карт хромосом; примеров модификационной и мутационной изменчивости.
Лабораторные работы:

1. Анализ расщепления во втором поколении по окраске семян у гороха.

2.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев у растений или антропометрические данные учащихся).
Практические работы:

  1. Составление схем скрещивания организмов.

  2. Решение генетических задач.

  3. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).


Темы рефератов:

  1. История развития генетики и ее методов исследования.

  2. Генетика - одна из наиболее точных отраслей биологической науки.

  3. Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов.

  4. Как фенотип «маскирует» генотип?

  5. Причины расщепления признаков с позиции современной науки.

  6. Законы Г. Менделя и Т. Моргана – фундаментальные открытия в биологии.

  7. Значение изучения вопросов генетики пола для медицины и селекции.

  8. Гены и поведение животных и человека.

  9. Контроль генов за развитием клеток.

  10. Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира.

  11. Экспериментальное получение мутации.

  12. Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами.

  13. Использование знаний о закономерностях изменчивости в сельском хозяйстве.

  14. Мутации и их роль в эволюции органического мира.

  15. Зависимость проявления генов от условий внешней среды.


Темы исследовательских работ:

  1. Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании различных растений.


Основные понятия. Генетика. Гибридологический метод. Наследственность. Изменчивость. Аллель. Альтернативные признаки. Генотип. Фенотип. Гетерозигота. Гомозигота. Гибрид. Доминантный признак. Рецессивный признак. Анализирующее скрещивание. Возвратное скрещивание. Дигетерозигота. Полигибридное скрещивание. Комплиментарное действие генов. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Кроссинговер. Кроссоверные и некроссоверные гаметы. Аутосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Сцепленное с полом наследование. Фенотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая. Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. Генотипическая изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации. Мутагены. Генные мутации. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Комбинативная изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость. Спонтанные мутации. Летальные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Межпредметные связи. Экология. Охрана природы от воздействия хозяйственной деятельности человека. Теория эволюции. Значение изменчивости в эволюции. Физика. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите. Химия. Охрана природы от воздействия химических производств.
6.Генетика человека (6 часов)

Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Мето­ды изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.

Наследственные бо­лезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность че­ловека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.
Демонстрация родословных выдающихся представителей культуры; хромосомных аномалий человека и их фенотипических проявлений.
Лабораторные работы:

1. Составление родословных.

2. Изучение наследования признаков у человека.
Темы рефератов:

  1. Необходимость изучения наследственности человека.

  2. Причины генетического разнообразия вида Homo sapiens по сравнению с другими видами животных в природе.

  3. Роль генетических знаний для медицины и здравоохранения, их применение в судебно-медицинской экспертизе.

  4. Медико-генетическое консультировании на службе здоровья человека.

  5. Особенности и обоснованность применения методов генетики человека.

  6. Генетическое здоровье нации – основа существования человечества.

  7. Генеалогический метод на службе медицинских генетиков.


Темы исследовательских работ:

  1. Изучение собственной родословной и составление генеалогического древа своей семьи.


Основные понятия. Генетика человека. Наследственные болезни. Альбинизм. Близнецовый метод. Гемофилия. Гибридизация соматических клеток. Медико-генетическое консультирование. Полидактилия. Популяционный метод.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от негативного воздействия отходов химических производств. Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
7.Основы селекции и биотехнологии (6 часов)

7.1. Селекция как наука.

Задачи современной селекции. Значение исходного материала для селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Значение различных видов искусственного отбора в селекции. Близкородственные и дальнородственные скрещивания.
7.2. Селекция растений.

Основные методы селекции растений. Получение чистых линий. Гетерозисная селекция. Полиплоидия. Методы получения полиплоидов и их использование в селекции. Отдаленная гибридизация. Методы преодоления бесплодия отдаленных гибридов, работы Г.Д. Карпеченко.
7.3. Селекция животных.

Типы скрещиваний и методы разведения животных. Методы анализа наследственных признаков у жи­вотных-производителей. Гетерозис и отдаленная гибридизация в селек­ции животных.
7.4. Селекция бактерий, грибов.

Значение достижений селекции для микробиологической про­мышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов и т.д.).
7.5. Основные направления биотехнологии.

Генетиче­ская инженерия, ее задачи и достижения. Синтез и выделение генов, доставка генов в ДНК клетки. Хромосомный уровень генетической инже­нерии. Клеточная инженерия; гибридизация соматических клеток, культура клеток и тканей. Селекционные учреждения и селекционная работа в вашей местности. Достижения селекции в России.
Демонстрация гербария, муляжей, гибридных и полиплоидных растений; портретов ученых и их биографий.
Лабораторные работы:

1. Сравнительное изучение семян растений диплоидной и тетраплоидной ржи.

2. Сравнительная характеристика различных сортов растений.

3. Сравнительная характеристика различных пород животных.

Практические работы:

1. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Экскурсии:

  1. На селекционную станцию или в ботанический сад вашей местности.


Темы рефератов:

  1. Степень ответственности ученых за социальные и моральные последствия их открытий.

  2. Клонирование растений.

  3. Клонирование животных.

  4. Достижения и опасности современной селекции.

  5. Биотехнология на службе человека.

  6. Творческая роль искусственного отбора.

  7. Использование достижений генетики в селекционной работе.

  8. Есть ли будущее у евгеники?

  9. Методы современной селекции.

  10. Основные методы биотехнологии и особенности их применения.

  11. Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова.

  12. Достижения селекции в России.

  13. Методы селекции микроорганизмов.

  14. Микробиологический синтез и перспективы развития микробиологии.

  15. Создание высокопродуктивных сортов растений и пород животных.


Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Изучение методов, применяемых в генной и клеточной инженерии.

  2. Изучение применения методов в селекции растений.

  3. Изучение применения методов в селекции животных.


Основные понятия. Селекция. Порода. Сорт. Штамм. Искусственный отбор. Близкородственные скрещивания. Внутривидовая гибридизация. Генетическая инженерия. Гибридные популяции. Естественные популяции. Индивидуальный отбор. Массовый отбор. Неродственное скрещивание. Отдаленная гибридизация. Самоопыляемые линии. Гетерозис. Соматическая гибридизация. Чистая линия. Полиплоидия. Аутбридинг. Инбридинг. Клонирование. Партеногенез. Биотехнология. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Микробиология. Микробиологический синтез.
Межпредметные связи. Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
8.Повторение и обобщение по курсу 10 класса (2 часа)

Клетка - основная структурная, функциональная и генетическая единица живого. Значение знаний о строении и функциях клетки для практики. Цитологические основы размножения. Чередование фаз в жизненном цикле организ­мов. Основные закономерности наследования и наследственности. Изменчивость, ее значение в эволюции и селекции. Основные проблемы и достижения селекции растений, животных, микроорганизмов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч.1/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007;

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007;

Рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2006.

Методические пособия для учителя:

  1. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с;

  3. Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология». – М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Деркачева Е.М. Генетика человека. Уроки в профильном 10 классе. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

  2. Мухамеджанов И.Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.


MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • КМ-школа;

  • Интернет – ресурсы;

  • Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;

www.bio.nature.ru – научные новости биологии;

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения

«Биология»  в 10  классе по химико-биологическому и оборонно-спортивному профилю выделено  4 часа  в  неделю.

C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на  136 часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего

(полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

Н а з в а н и е  р а з д е ла

К о л и ч е с т в о  ч а со в

п о п р о г р а м ме (3 часа в неделю)

п о   К Т П (4 часа в неделю)




Раздел 1. Введение в биологию

5

7

1

Предмет и задачи общей биологии

2

2

2

Основные свойства живого. Многообразие жизни на Земле

3

5




Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

18

18

3

История представлений о возникновении жизни на Земле

4

4

4

Предпосылки возникновения жизни на Земле

6

6

5

Современные представления о возникновении жизни на Земле

8

8




Раздел 3. Учение о клетке

31

43

6

Введение в цитологию

1

2

7

Химическая организация живого вещества

9

14

8

Строение и функции прокариотической клетки

1

2

9

Структурно-функциональная организация клеток эукариот

6

7

10

Обмен веществ в клетке

7

10

11

Жизненный цикл клетки

2

4

12

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

2

2

13

Клеточная теория

3

2




Раздел 4. Размножение организмов

7

8

14

Бесполое размножение

2

2

15

Половое размножение

5

6




Раздел 5. Индивидуальное развитие

13

16

16

Эмбриональное развитие животных

6

7

17

Постэмбриональное развитие

2

3

18

Жизненные циклы растений

1

1

19

Общие закономерности онтогенеза

1

2

20

Развитие организма и окружающая среда

3

3




Раздел 6. Основы генетики и селекции

30

40

21

История представлений о наследственности

2

2

22

Основные закономерности наследственности

14

19

23

Основные закономерности изменчивости

8

7

24

Генетика человека

2

6

25

Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

6

26

Повторение




2




итого

104

134
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зам директора по увр директор школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
Зам директора по увр директор школы iconЮго-западное окружное управление
Сидорова В. М., директор школы №516 Терентьева Е. В., зам директора по увр школы №516
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе
Рук-ль шмо зарипова З. Д. зам директора по увр ахметзянова Г. Р. директор школы Хасанов Р. К
Зам директора по увр директор школы iconСправка №216 по результатам сдачи экзаменов государственной итоговой...
Фио, должность проверяющего: Шиянова Т. А., зам директора по увр, Меховская И. А., зам директора по увр
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа По предмету > 8 класс
Мет совете зам директора Директор мкоу светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа По предмету > 10 класс
Мет совете зам директора Директор мкоу светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной...
Директор оу кошкина Т. А. Зам директора по увр савош Н. А
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа По предмету > 11 класс
Мет совете зам директора Директор мкоу светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по предмету «биология» для 7 класса
Мет совете зам директора Директор мкоу «светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района»
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по предмету «география» для 10 11 классов
Мет совете зам директора Директор мкоу «светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района»
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по предмету «география» для 9 класса
Мет совете зам директора Директор мкоу «светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района»
Зам директора по увр директор школы iconРабочая программа по физике 10-11 классах умк авторов Генденштейна...
...
Зам директора по увр директор школы iconВариант задания олимпиады памяти И. В. Савельева для 7 класса по физике с ответами и решениями
Рук-ль шмо зарипова З. Д. зам директора по увр ахметзянова Г. Р. директор школы Хасанов Р. К
Зам директора по увр директор школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Зам директора по увр директор школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Зам директора по увр директор школы iconЗам директора по увр
Зам директора по увр: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим второй плановый единый методический день в этом учебном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск