7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75





Название7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75
страница1/10
Дата публикации11.04.2015
Размер1.35 Mb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Экономика > Исследовательская работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Екатеринбург,

2014

Научный редактор: проф., докт. экон. наук Л.Д. Гительман
Подготовлено кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета
Рассмотрены результаты междисциплинарных исследований по проблематике совершенствования управленческого образования. Изложена авторская методика интегрированной системы исследований, консультирования, обучения и преобразующих действий, реализующая в целостном виде новые принципы обучения менеджеров. Приведены авторские методики и технологии, повышающие качество учебного процесса в бакалавриате и магистратуре.


Электронное учебное пособие


МЕНЕДЖЕРЫ НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ. ПЕРЕДОВОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ


Л.Д. Гительман, А.П. Исаев, М.В. Кожевников

обложка методички


СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение 4

2 В русле перемен 5

2.1 Новые задачи менеджмента 5

2.2 Востребованность новой образовательной парадигмы 9

2.3 Приоритеты учебного процесса 10

3 В центре внимания - управленческий профессионализм 13

3.1 Структура управленческого профессионализма 13

3.2 Управленческое мышление 15

3.3 Компетенции менеджера 22

4 Учет междисциплинарности – объективная необходимость 28

4.1 Многогранность современного менеджмента 28

4.2 Акцент на технологии 32

4.3 Междисциплинарные образовательные программы 32

5 Наша методология 34

5.1 ИСКО реализует новую образовательную парадигму 34

5.2 Метод «В команде – менеджеры и профессора» 35

5.3 Метод самопроектирования будущего 38

5.4 Метод самообучающейся организации 39

5.5 Метод игрового обучения 40

6 Технологии учебного процесса 47

6.1 Преимущества образовательных технологий 47

6.2 Примеры авторских технологий обучения 49

7 Бакалавриат – новый формат базовой подготовки 54

7.1 Менеджеры для наукоемких отраслей 54

7.2 Опыт реализации новых интерактивных технологий 56

7.3 Учим применять ИТ в профессии 71

7.4 Исследовательская работа студентов 75

8 Магистратура – глубокое погружение в теорию и практику 80

8.1 Особенности подготовки магистров менеджмента 80

8.2 Креативная образовательная среда 82

8.3 Методика индивидуализации обучения 83

8.4 Эксклюзивность магистерских программ 87

9 Система непрерывного управленческого образования 99

9.1 Принципы системы непрерывного управленческого образования 99

9.2 Повышение роли корпоративного обучения 103

9.3 Специфика контроля в управленческом образовании 107

Список публикаций авторов по проблеме совершенствования управленческого образования 109

1 ВВЕДЕНИЕ

Новое поколение менеджеров будет работать в условиях стремительных перемен, участвовать в технологическом прорыве и жесткой конкуренции за новые рынки. Ему придется решать качественно другие задачи, которые отличают нелинейность и новизна, дефицит знаний для решения и дефицит квалифицированных кадров для исполнения, неопределенность результатов, и риски, с нею связанные.

В то же время у менеджеров нового поколения будут большие возможности для реализации своих амбиций

В результате управленческое образование сегодня все более отстает от потребностей бизнес-практики. Актуальным становится смена образовательной парадигмы не только в части содержания, но, прежде всего, метода обучения.

Метод обучения в эпоху непредсказуемых изменений должен развивать гибкость мышления, формировать компетенции самообучения и работы в команде. В то же время максимальный результат в формировании профессиональных качеств менеджера достигается при интеграции процессов обучения и получения новых знаний, участия в исследованиях, управленческом консультировании и решении практических задач. Такая идеологическая основа – главный ориентир в создании образовательных программ и методик обучения. Реализовать этот подход можно только совместно с бизнесом, в партнерстве с его менеджерами. Требуется обоюдная заинтересованность всех элементов цепочки «университет – кафедра – предприятие» или, как сейчас говорят, «использование треугольника знаний: образование – исследовательская работа – инновации». Поэтому наше кредо воплощается путем погружения студентов в актуальную проблематику бизнеса в контексте различных дисциплин, междисциплинарных связей, а также вовлечения в креативную среду, мотивирующую к приобретению новых знаний, состязательности, командной работе.

2 В РУСЛЕ ПЕРЕМЕН

2.1 Новые задачи менеджмента

Профессиональное образование управленческих кадров не соответствует задачам обновления промышленности и активной работы на рынках в среде агрессивной, неопределенной и быстро изменяющейся:

  • менеджеры не способны действовать в условиях неопределенности и стремительных перемен;

  • не понимают взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса;

  • не подготовлены к организации инновационной деятельности;

  • не обладают знаниями и навыками для работы в глобальной среде и международных проектах.

Требуются новые кадры, умеющие внедрять современные системы и методы руководства, генерировать новые идеи, использовать аналитику, быстро внедрять разнообразные изменения.

Конечно, начинать надо с глубоких перемен в профессиональном образовании менеджеров, смены традиционной парадигмы управленческого образования в широком смысле: от содержания и организации учебного процесса до новых методов обучения и роли преподавателя.

Логика решения проблемы: новые задачи менеджмента - новые требования к компетенциям – новая образовательная парадигма – новые методы и технологии обучения.

Общие тренды, определяющие необходимость изменений в деятельности менеджера.

Глобализация экономических процессов и сверхдинамичное перемещение знаний, технологий, кадров, капитала.

Интеллектуализация задач менеджмента. Эта закономерность связана с качественным изменением сущности, масштаба, сложности и разнообразия проблем, которые необходимо решать в условиях значительных структурных сдвигов в технико-технологической, ресурсной и организационной базе отраслей промышленности при беспрецедентной неопределенности и рисках.

В результате, происходит наращивание компетенций решения новых задач на основе современных научных знаний.

Расширение системных взаимосвязей бизнеса с многообразием сложнейших технологий. Именно технологии становятся системообразующим фактором. Эта тенденция наполняет новым содержанием, ранее не столь очевидным, другие закономерности и, по существу, предопределяет новую парадигму управленческого образования.

Усиление междисциплинарного подхода. Новизна и многоаспектность задач, которая сопровождает процесс технологической модернизации, определяет постоянную потребность менеджера в новых знаниях и общении со многими экспертами из самых различных областей.

Тенденция к междисциплинарности будет усиливаться по мере нарастания потока новых сложных задач, дифференциации и интеграции знаний.

Новые ценности молодежи. Сегодня базовая компетенция менеджмента – управление другими людьми, учет их интересов, актуализируется в новом аспекте: существенного изменения ценностей молодежи, качества человеческого ресурса, включения его в глобальное информационное пространство.

Молодое поколение менеджеров требует не просто высокооплачиваемую работу, ясную перспективу своего карьерного роста, соответствующую оценку и признание со стороны организации, в которой работает, но и участие в инновационных проектах, привлекательную корпоративную среду, мотивирующую в полной мере реализовывать свой профессиональный потенциал (неограниченное использование интернет-пространства, наличие коммуникационных площадок для профессионального общения, постоянное развитие компетенций) (рис. 2.1).

Сотрудничество на глобальных рынках (обмен информацией, знаниями, опытом)

Существенное усиление прогностических и аналитических функций

Методологическая культура, концептуальное проектирование, непрерывное обучение

Структурирование и грамотное использование огромных массивов информации

Готовность действовать на опережение

Лидерство, предприни-мательство, креатив

Мотивация персонала к творческой работе

Развитие систем клиентоориентированности
Рис. 2.1. Факторы, определяющие новый императив менеджмента

Готовность действовать на опережение - целевая функция интеллектуализации менеджмента. Особенно востребованными становятся инновационные компетенции (рис. 2.2).
Интеллектуализация задач менеджмента

  • Интерпретация неопределенности – умение осмыслить множество разнородных данных, увидеть тенденцию и сформировать новое видение

  • Создание своей методологии решения новой задачи

  • Организация инновационных процессов

  • Готовность действовать на опережение


Усиление междисциплинарного подхода

  • Использование новых знаний из разных областей

  • Командная работа

  • Практика комплексных решений

  • Готовность к системным изменениям и владение инструментами их осуществления

Высокий темп перемен и глобализация экономических процессов

  • Широкое целостное видение

  • Работа на международных рынках

  • Кросс-культурные коммуникации

  • Взаимодействие с консультантами, экспертами, разработчиками

Расширение системных взаимосвязей бизнеса с многообразием технологий

  • Знание инженерных основ производства, его взаимосвязей с экономикой и финансами

  • Оценка технико-экономических показателей новых технологий

  • Продвижение технологических инноваций

  • Организация сервисного обслуживания



Рис. 2.2. Новые акценты в управленческой деятельности

Из трендов, определяющих новые задачи менеджмента и требования к компетенциям, вытекают направления совершенствования управленческого образования.

  1. Создание целостной системы непрерывного образования менеджера в течение всей профессиональной жизни:

  • четкие критерии;

  • программы на выбор, соответствующие актуальным задачам;

  • электронные дистанционные средства для самостоятельной работы и общения с преподавателем.

  1. Развитие навыков самообучения – образовательная задача повышенной актуальности:

  • постоянная работа с научной литературой и интернет-ресурсами;

  • анализ текстов;

  • умение интерпретировать новую информацию;

  • навыки формирования, обоснования и защиты собственного мнения;

  • непрерывная рефлексия и коррекция своего поведения.

  1. Применение междисциплинарного подхода как принципа организации учебного процесса (взаимосавязь техники и технологии, экономики и финансов, экологии, права, менеджмента)

  2. Развитие методологической культуры менеджера и формирование компетенции концептуального проектирования.

  3. Разработка и использование методов обучения, формирующих гибкость профессионального мышления и поведения, освоение междисциплинарных связей, понимание контекста, готовность к изменениям.

Востребованность новой образовательной парадигмы

2.2 Востребованность новой образовательной парадигмы

Знания научно-технических перспектив отрасли, умение организовать процесс генерации новых идей, интегрировать и трансформировать их в коммерческие проекты и финансовые модели, работать в команде становятся важными составляющими успешной карьеры менеджера. На первый план выходят такие способности и компетенции:

  • чувство контекста и умение осмыслить множество разнородной информации;

  • опора на аналитику, прогнозы, форсайты;

  • навыки создания собственной методологии решения новой задачи;

  • концептуальное проектирование;

  • организация инновационных процессов;

  • командная работа;

  • проектное управление;

  • готовность к разумному риску.

Эти характеристики современного менеджмента позволяют действовать на опережение – быстрее конкурентов адаптироваться к новой ситуации, предвидеть ее развитие, осваивать новые инструменты решения проблем.

Управленческие задачи при технологической модернизации требуют от менеджеров не только новых компетенций, а следовательно, и содержания образовательных программ, но и качественно других методов их формирования, развивающих гибкость мышления и действий. Необходимо обучение, включенное в производственный процесс и объединяющее полный цикл работ по внедрению инноваций (рис. 2.3).

Реализуется такое обучение в нашей практике с помощью методологии ИСКО – интегрированной системы консультирования, обучения и преобразующих действий.

От существующей теории к решению практической задачи

От актуальной задачи к междисциплинарному исследованию и поиску ее эффективного решения

Использование традиционных инструментов

Копирование лучших практик

Проектирование новых систем на известных принципах

Способность постоянно обновлять знания

Умение быстро собирать, анализировать, обобщать информацию под новую задачу

Развитие методологической культуры и концептуального мышления

Умение работать в команде

«Как есть»

«Как должно быть»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconРабота студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconНаучно-исследовательская работа студентов (далее нирс) является одним...
Контактный телефон (с указанием кода города и страны), факс, почтовый адрес (с указанием индекса)
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconИсследовательская работа студентов проводится с целью более осознанного...
В колледже самостоятельная работа студентов включает в себя этапы подготовки и написания доклада, реферата, курсовой и выпускной...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconЭлектронные образовательные ресурсы
«Английский для детей. Учим английские буквы» dvd-диск «Английский для детей. Учим английские слова»
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconИсследовательская работа на тему «Проект моего будущего»
Выбор будущей профессии – очень сложный и ответственный вопрос в жизни каждого человека. Школьнику, увлеченному своим делом с детства,...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
7. 3 Учим применять ит в профессии 71 4 Исследовательская работа студентов 75 iconУчебно-методический комплекс «Внеаудиторная самостоятельная работа...
Методические рекомендации разработаны на основании фгос по специальности по 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск