Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СОЦИОЛОГИЯ
Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция,
080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП 4 года (очная форма обучения) Кафедра Общих гуманитарных, математических и социально-экономических дисциплин
Заведующий кафедрой (Дедяев Ю. М.)
МОСКВА, 2013
При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г., N 464. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. N 17337.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16500.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17837.
- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) «Юриспруденция» «Экономика» «Менеджмент» одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных, математических и социально–экономических дисциплин» МНЮИ «18» января 2013 г. протокол № 5
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года Заведующий кафедрой Ю.М.Дедяев Разработчик В.Г. Нецветаев, кандидат философских наук, доцент
Рецензент: Калуцкая Е.К., кандидат педагогических наук
Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.
Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ
Оглавление
социального взаимодействия. 68
внутренней работы человеческого сознания. 68
социального отношения. 68
Раздел 11. Глоссарий 78
Лист переутверждения УМК 90
Раздел 1. Общие положения 1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13 на основе формирования у студентов системных и глубоких теоретических знаний об обществе, его структуре и динамике развития, умений и навыков по методологии и организации проведения социологического исследования, а также диалектического мышления. Задачи освоения учебной дисциплины
формирование знаний о социологии как важнейшей социально-гуманитарной науке, ее основных направлениях, функциях и роли в обществе;
приобретение системы знаний об обществе как единой сложной целостной системе, функционирующей и развивающейся по своим собственным законам и закономерностям;
усвоение сущности и содержания социальных связей и отношений как важнейшей компоненты общества;
формирование представлений о программе социологического исследования, на основании которой могут осуществляться конкретные социологические исследования;
получение знаний о системе социологических методов сбора эмпирической информации;
изучение правил разработки и составления программы конкретного социологического исследования;
овладение навыками применения различных методов сбора эмпирической информации при проведении конкретных социологических исследований.
1.2. Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ
1.2.1. Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ
Учебная дисциплина «Социология» изучается
в ОПП Юриспруденция (бакалавр) — общекультурный цикл; вариативная часть;
в ОПП Экономика (бакалавр) — общекультурный цикл; вариативная часть;
в ОПП Менеджмент (бакалавр) — общекультурный цикл; вариативная часть;
1.2.2. Объем и виды учебной работы по дисциплине
ООП
| Код дисциплины по УП
| Трудоемкость
| Аудиторные часы
| Самост.
работа
(часы)
| ЗЕТ
| часы
| всего
| лекции
| ПЗ
| курсовая работа
| зачет
(часы)
| очная форма обучения — 2-й семестр
| Юриспру-денция
| Б.1.В.2
| 3
| 108
| 54
| 18
| 12/20
| -
| 4
| 54
| Экономика
| Б.1.Б.6
| 3
| 108
| 54
| 18
| 12/20
| -
| 4
| 54
| Менеджмент
| Б.1.В.1
| 3
| 108
| 54
| 18
| 12/20
| -
| 4
| 54
| очно-заочная форма обучения — 2-й семестр
| Юриспру-денция
| Б.1.В.2
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 88
| Экономика
| Б.1.Б.6
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 88
| Менеджмент
| Б.1.В.1
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 88
| заочная форма обучения — 2-й – 3-й семестр
| Юриспру-денция
| Б.1.В.2
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 90
| Экономика
| Б.1.Б.6
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 90
| Менеджмент
| Б.1.В.1
| 3
| 108
| 20
| 8
| 4/4
| -
| 4
| 90
|
Примечание: 1. «*» в числителе указываются часы традиционных занятий, в знаменателе – интерактивных занятий.
2. На зачет по всем формам обучения выделяется 4 часа аудиторного времени. 1.2.3. Междисциплинарные связи
Для изучения учебной дисциплины «Социология» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Отечественная история
Философия.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной «Социология»:
Культурология;
Психология и педагогика;
Менеджмент;
Теория государства и права;
Экономическая теория.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины 1.3.1. Требования к результатам освоения дисциплины
Знать:
Место экономической деятельности в системе социальных связей и отношений (направление «Экономика»)
Место и возможности права и юридической деятельности в системе социальных связей и взаимодействий (направление «Юриспруденция»)
Место и возможности управленческой деятельности в системе социальных связей и отношений (направление «Менеджмент»)
Сущность и содержание нормативных систем, их роль в развитии и регулировании социальных отношений
Социологические подходы к анализу социально значимых проблем
Социологические приемы и методы анализа социальных процессов и явлений
Сущность и содержание социального прогнозирования
Социальные приемы и методы урегулирования межличностных и межгрупповых взаимодействий
Основные положения Конституции России
Основные права и обязанности гражданина как члена общества и члена профессионального коллектива (общества, организации)
Способы анализа социально значимых проблем, а также пути и возможности права для их разрешения (направление «Юриспруденция»)
Сущность и содержание нормативных систем, их роль в борьбе с коррупцией (направление «Юриспруденция»)
Систему социальной стратификации общества, основные ценности различных социальных групп и наиболее эффективные способы воздействия и управления этими группами
Нормативные требования к своей профессиональной деятельности
Нормативные требования к деятельности юриста и ответственность за отклонение от них (направление «Юриспруденция»)
Место юридической деятельности в системе социальных связей и в защите людей от коррупционных проявлений (направление «Юриспруденция»).
Уметь:
Использовать основные положения и методы социологии для анализа мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем
Использовать основные положения и методы социологии для анализа социально значимых проблем и решения профессиональных задач
Выявлять и обосновывать социальную значимость своей профессиональной деятельности
Прогнозировать непосредственные и отдаленные социальные последствия управленческой деятельности (направление «Менеджмент»)
Использовать правовые нормы, регламентирующие права и обязанности гражданина для реализации активной гражданской позиции в профессиональной и общественной деятельности
Выявлять и показывать негативные социальные последствия коррупционной деятельности и поведения (направление «Юриспруденция»).
Владеть:
Навыками и методами социального анализа и прогноза
Приемами воздействия и управления социальными процессами в рамках своей профессиональной деятельности
Технологией анализа социальных проблем и процессов
Методами оценки социально и личностно значимых проблем
Аргументацией и способностью убеждать в значимости своей профессиональной деятельности
Приемами отстаивания гражданской позиции в ситуации морального выбора в профессиональной деятельности
Навыками социального анализа и прогноза различных типов девиантного и делинквентного поведения (направление «Юриспруденция»).
1.3.2. Требования к формированию компетенций
Реализация требований ФГОС ВПО к освоению соответствующих компонентов общекультурных компетенций при подготовке бакалавров по направлениям соответственно: ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-9 — Юриспруденция; ОК-2, ОК-4, ОК-11 — Экономика; ОК-2, ОК-3, ОК-12, ОК-13 — Менеджмент и на этой основе формирование у них теоретических знаний, практических навыков и умений по дисциплине «Социология».
В результате освоения дисциплины «Социология» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК).
Код компетенции (ФГОС)
| Содержание компетенций
| Направления подготовки
| ОК-1
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| 030900 Юриспруденция
| ОК-6
| Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
| 030900 Юриспруденция
| ОК-8
| Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| 030900 Юриспруденция
| ОК-9
| Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
| 030900 Юриспруденция
| ОК-2
| Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| 080100 Экономика
| ОК-4
| Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| 080100 Экономика
| ОК-11
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| 080100 Экономика
| ОК-2
| Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
| 080200 Менеджмент
| ОК-3
| Способен занимать активную гражданскую позицию
| 080200 Менеджмент
| ОК-12
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности
| 080200 Менеджмент
| ОК-13
| Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
| 080200 Менеджмент
|
1.3.3. Дидактические единицы дисциплины
Исходя из цели изучения данной дисциплины, подлежат освоению следующие дидактические единицы:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины. Раздел 2. Тематический план
2.1. Тематический план для очной формы обучения
№
| Наименование темы учебного занятия
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Самост. работа студента
| Всего
| Лекции
| Семинары и практ.занятия
| 1.
| Социология как наука, ее предмет и задачи
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 2.
| Программа и методы социологического исследования
| 14
| 6
| 2
| 4*
| 8
| 3.
| Возникновение и становление социологии
| 12
| 6
| 2
| 4*
| 6
| 4.
| Современная западная социология
| 12
| 6
| 2
| 4
| 6
| 5.
| Российская социология XIX-XX веков
| 12
| 6
| 2
| 4
| 6
| 6.
| Общество как целостная система
| 12
| 6
| 2
| 4*
| 6
| 7.
| Социальные связи и отношения
| 14
| 6
| 2
| 4*
| 8
| 8.
| Социальная структура и стратификация
| 12
| 6
| 2
| 4*
| 6
| 9.
| Социальные изменения и социальные процессы
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
|
| Зачет
| 4
| 4
|
| 4
|
|
| Всего:
| 108
| 54
| 18
| 36
| 54
|
Итоговый контроль — зачет
* — интерактивное занятие по теме
2.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения
№
| Наименование темы учебного занятия
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Самост. работа студента
| Всего
| Лекции
| Семинары и практ.занятия
| 1.
| Социология как наука, ее предмет и задачи
| 8
| 2
| 2
| –
| 6
| 2.
| Программа и методы социологического исследования
| 14
| 1
| –
| 1*
| 13
| 3.
| Возникновение и становление социологии
| 12
| 2
| 2
| –
| 10
| 4.
| Современная западная социология
| 12
| 2
| 2
| –
| 10
| 5.
| Российская социология XIX-XX веков
| 12
| 2
| –
| 2
| 10
| 6.
| Общество как целостная система*
| 12
| 1
| –
| 1*
| 11
| 7.
| Социальные связи и отношения*
| 14
| 3
| 2
| 1*
| 11
| 8.
| Социальная структура и стратификация
| 12
| 1
| –
| 1*
| 11
| 9.
| Социальные изменения и социальные процессы
| 8
| 2
| –
| 2
| 6
|
| Зачет
| 4
| 4
|
| 4
|
|
| Всего:
| 108
| 20
| 8
| 12
| 88
|
Итоговый контроль — зачет
* — интерактивное занятие по теме
На проведение интерактивных занятий выделяется 4 часа (практические занятия) 2.3. Тематический план для заочной формы обучения
№
| Наименование темы учебного занятия
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Самост. работа студента
| Всего
| Лекции
| Семинары и практ.занятия
| 1.
| Социология как наука, ее предмет и задачи
| 8
| 1
| 1
| –
| 7
| 2.
| Программа и методы социологического исследования
| 14
| 1
| -
| 1*
| 13
| 3.
| Возникновение и становление социологии
| 12
| 2
| 2
| –
| 10
| 4.
| Современная западная социология
| 12
| 2
| 2
| -
| 10
| 5.
| Российская социология XIX-XX веков
| 12
| 2
| –
| 2
| 10
| 6.
| Общество как целостная система*
| 12
| 2
| 1
| 1*
| 10
| 7.
| Социальные связи и отношения*
| 14
| 2
| 1
| 1*
| 12
| 8.
| Социальная структура и стратификация
| 12
| 2
| 1
| 1*
| 10
| 9.
| Социальные изменения и социальные процессы
| 8
| 2
| –
| 2
| 6
|
| Зачет
| 4
| 4
|
| 4
|
|
| Всего:
| 108
| 20
| 8
| 12
| 88
|
Итоговый контроль — зачет
* — интерактивное занятие по теме
На проведение интерактивных занятий выделяется 4 часа (практические занятия)
Раздел 3. Рабочая программа дисциплины
|