Муниципальное образовательное учреждение
Болтинская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена Утверждена
на заседании МС Приказ по школе №
от «_____» __________ 200 г. от «_____» ____________ 200 г. Рабочая программа
по природоведению
для 5-го класса
основного общего образования
учителя
Греченевой И.М.
2009 г.
Пояснительная записка. Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.
Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения предмета Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Учебно-методический комплект 1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2005
2. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение, 5 класс»: метод. Пособие/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005 Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Тематический план.
Название темы
| Количество часов
| Всего
| Тема 1. Изучение природы
| 3
| 3
| Тема 2. Вселенная
| 11/1 экскурсия
| 12
| Тема 3. Земля
| 17/1 экскурсии
| 18
| Тема 4. Жизнь на Земле
| 16/1 экскурсия
| 17
| Тема 5. Человек на Земле
| 17
| 17
| Итого
| 67 + 1 резерв
| 67 + 1
|
Планирование учебного материала по курсу природоведение 5 класс
(учебник : «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)
ТЕМА 1 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ» (3 часа) В результате изучения темы учащиеся должны знать:
1. Представления о предмете природоведении, его месте среди других наук.
2. Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).
3. О связях мира живой и неживой природы;
4. Представления о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Уметь:
1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, термометр)
2.Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.
3. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях Используемые условные обозначения:
Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.
Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.
СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 1 часть «Изучение природы»
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Наглядный материал
| Домашнее задание
| 1/1
| Науки о природе
| Естественные науки, изучающие тела, вещества, явления природы. Основные науки о природе.
| Рисунки на стр. 8-11 учебника, подумайте с.11 в.1,2
СD-ROM 1 часть п.1
| 1)Уч.стр.6-11, в.1-4
2)Р-т с. 54-55
3) Завести альбом, (свою «Книгу о природе») в который вклеивать интересные статьи из газет и журналов, открытки, рисунки по теме сохранения природы.
| 1/2
| Методы изучения природы
| Различные методы познания природы – наблюдение, опыт, измерение. Их использование в практической деятельности. Измерительные приборы и их использование человеком (весы, часы, термометр, палетка, линейка). Увеличительные приборы. Лабораторное оборудование, правила пользования им, соблюдение техники безопасности.
Практическая работа №1,№2 «Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов"
| Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления. (Приборы выбираются в соответствии с измерениями, проводимыми на уроке.)
Рис. на стр. 18-19 учебника, подумайте с.20 в. 1-5
СD-ROM 1 часть п.2,3,4
| 1)Уч.стр.15 – 20, в. 1-5
2)Доп.информация о великих естествоиспытателях: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский
| 1/3
| Великие естествоиспытатели
| Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред? (на примере 1-2 историй конкретных открытий)
Практическая работа №3
| Портреты великих естествоиспытателей: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский
| Уч. Стр. 21-22,
Дать определения и повторить основные понятия на с. 22
|
ТЕМА 2 «ВСЕЛЕННАЯ» (10 часов + 1 час экскурсии в Планетарий г.Ярославля). В результате изучения темы учащиеся должны:
1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную,
2.Знать строение и состав Солнечной системы,
3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику,
4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы,
5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов,
6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре,
7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария,
8.Различать два типа галактик. Уметь:
1.Наблюдать за звездным небом,
2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба,
3.Зарисовывать фазы Луны,
4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время. Используемые условные обозначения:
Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.
Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.
СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 2 часть «Вселенная»
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Наглядный материал
| Домашнее задание
| 2/1
| Как древние люди представляли себе Вселенную.
| Понятие «Вселенная». Представление древних людей о Вселенной. Система мира Аристотеля и Птолемея.
| Рис. на стр 26-27 в учебнике, подумайте с.28 вопрос 1
Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних о Земле. СD-ROM часть 2 п.5,6
| 1)Уч. стр.24-28, в 1-5 2)Р.Т. с. 4-5
| 2/2
| От Н. Коперника до наших дней.
| Доказательства шарообразности Земли. Система мира Н. Коперника.
| Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1
Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.
СD-ROM часть 2 п.7
| 1).Уч.стр.29-30, в 1-4 2) Р.Т.с. 6-7
| 2/3
| Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника
| Показать вклад ученых Галилея, Дж. Бруно в развитие учения Н. Коперника.
| Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1
Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.
СD-ROM часть 2 п.7
| 1).Уч.стр.30-33, в 1-4 2) Р.Т.с. 6-7
| 2/4
| Соседи солнца
| Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.
Практическая работа №4
| Рис.в учебнике на стр. 35, подумайте с.38 вопрос 1,2
Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы
СD-ROM часть 2 п.8-9
| 1) Уч. стр.34-38, в 1-7
2) Р.Т.стр.8-9.
| 2/5
| Планеты – гиганты.
Плутон.
| Планеты Юпитер, Сатурн, Уран и их основные характеристики. Планета Плутон и ее основные характеристики.
| Рис.в учебнике на стр. 39, 41, подумайте с.42 вопрос 1-3
Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы
СD-ROM часть 2 п.8-9
| Уч. стр.39-42, в. 1-8
Р-т с. 10-11
3)Дополнит. материал по теме: «Планеты» в «Книгу о природе»
| 2/6
| Урок закрепления знаний по теме «Планеты» Спутники планет
| Дать понятие спутника, как небесного тела. Луна-спутник Земли и ее характеристики. Спутники других планет.
| Работа с «Книгой о природе»
Модель Солнечной системы, глобус Луны, атласы,
СD-ROM часть 2 п.10
| Практическая работа №5. Наблюдение Луны, рисунки видимой фазы Луны.
| 2/7
| Астероиды, кометы
| Показать, что в состав Солнечной системы входят 2/7многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение относительно звезд, строение комет, наблюдение за кометами.
| Рис.в учебнике на стр.43,44,46 подумайте с.47 вопрос 1
Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки астероидов и комет Таблица «Малые тела Солнечной системы»
СD-ROM часть 2 п. 11
| 1) Уч. стр.43- 45 до слов «В межпланетном пространстве…», в. 1- 4
2) Р.Т с. 12-13
| 2/8
| Метеориты, метеоры.
| Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.
| Рис.в учебнике на стр.45, подумайте с.47 вопрос 2 Модель Солнечной системы, СD-ROM часть 2 п. 12
| 1) Уч. стр 45 со слов «В межпланетном пространстве…», в.5
2) Р.Т. стр. 13
| 2/9
| Мир звезд
| Первоначальное представление о звездах. Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики. Показать разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли.
Практическая работа №6
| Рис.в учебнике на стр.48-49 Модель Солнечной системы, фотографии рисунки, атласы
СD-ROM часть 2 п.13-14
| Уч. стр 48-50 до
слов «люди с древних времен..» , в.1-3
Р.Т. с. 14-15
| 2/10
| Созвездия.
| Дать понятие созвездия. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия
| Рис.в учебнике на стр.50 подумайте с.51 вопрос 1 Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки , атласы
CD-ROM часть 2 п.15
| Уч. стр 50 со
слов «люди с древних времен», в. 4, подумайте с.51 вопрос 1
Практическая
работа №7. Наблюдение за Полярной звездой
доп. материал в «Книгу о природе» по теме «Вселенная»
| 2/11
| Что мы узнали о Вселенной
| Повторить основные понятия темы «Вселенная».
| Работа с «Книгой о природе».
Рисунки, фотографии, таблицы по теме «Вселенная».
CD-ROM часть 2 тесты
| 1)Уч. стр 52
2) Р.Т. с. 16-17
| 2/12
| Посещение Планетария (тема лекции определяется по желанию преподавателя)
|
|
|
|