Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «Кирельская ООШ»
директора по УВР МБОУ Камско-Устьинского муниципального
«Кирельская основная «Кирельская ООШ» района Республики Татарстан
общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального
_______/С.Ю.Савельева./ района Республики Татарстан
Протокол №___1__ от _______/А.Р.Каримуллин/ / В.А. Каримуллина
«_29___»____августа_2013г. Приказ №__11___ от
«__29__»___августа__2013г. «__31__»__августа_2013г.
Рабочая программа
по литературе в 9 классе
МБОУ «Кирельская основная общеобразовательная школа»
Кирельского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района
Республики Татарстан
Назаровой Людмилы Ивановны
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___1_____ от
«___31__» ____августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса литературы в 9 классе
Класс: 9
Учитель: Назарова Л.И.
Количество часов:
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков - 4
Уроков развития речи - 9, в т.ч. 4 классных, 5 домашних сочинений
Уроков внеклассного чтения - 9
Планирование составлено на основе программы по литературе для образовательных учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной М.: ,2009.
Учебник: Литература 9 класс учебник- в 2-х частях. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., В.П.Журавлев. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература:
Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2009.
Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. Сост.: Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008. Рабочая программа по литературе в 9 классе
(базовый уровень) Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне .
2.Федеральный базисный учебный план .
3.Программы образовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.) Под редакцией В.Я.Коровиной ,2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристика и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, в котором дается примерное распределение учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит--------- часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в 9 классе выделяется 105 чаова (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Учебно-тематический план.
Содержание
| Кол-во часов
| Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
| 1
| Из древнерусской литературы.
| 2
| Из литературы XVIII века.
| 10
| Из литературы XIX века.
| 53
| Из литературы XX века.
| 26
| Из зарубежной литературы.
| 10
| ИТОГО
| 102
|
Количество часов:
Всего – 102, в неделю -3 часа.
Плановых контрольных уроков - 4
Уроков развития речи - 9, в т.ч. 4 классных, 5 домашних сочинений
Уроков внеклассного чтения - 9 Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия; уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
-
Учебники
| Учебные пособия
| Методические пособия
| Коровина В.Я., В.П.Журавлев, Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
| Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.
Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004
| Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.
Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.
Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента.
Сост.:Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008.
| |