Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Волгоградской области Ленинского района п.Степной
Согласовано
| Согласовано
| Утверждаю
|
Руководитель МО
| Заместитель директора по УВР
| Директор МКОУ
|
Битюцкая Т.В.
| МКОУ «Степновская СОШ»
| «Степновская СОШ»
|
Протокол №1 от 28.08.2013г.
| Ситникова А.В.
| Соколова Н.Г..
|
| «28» августа 2013 г
| Приказ №12 2 от
|
|
| _02.09.2013 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Битюцкой Т.В.
I квалификационная категория
По учебному курсу «Литература. Базовый уровень»
5,8,9,10 классы
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета
школы
протокол № 1 от «_30_»_августа
2013 г.
развернутое тематическое планирование
по литературе для 5-9 классовПояснительная запискаНастоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего
образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом,
компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на
воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
5 классВсего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – 1ч. ; Внеклассное чтение – 3 ч. ; ИКТ – 38ч.Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2008г. под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник 5 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин
№
п\п
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Предполагаемый
результат
| Контроль
усвоения
| Домашнее задание
| Календарные сроки
|
| I четверть – 17 ч.,
из них РР – - ;
Вн. чт. 2ч. –
|
|
|
|
|
|
I.
| Введение
| 1час
|
|
|
|
|
1
| Книга и её роль в духовной жизни человека и общества
| 1
| Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги
| Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении.
С.6, задание 1
Индивидуальное задание:
Придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок)
|
|
II.
| Устное народное творчество
| 5 часов
|
|
|
|
|
2
| Русский фольклор. Малые жанры.
Детский фольклор
| 1
| Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки;
Уметь отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга малые жанры фольклора;
Знать жанры детского фольклора;
Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру
| Ответить на вопросы:
-почему у каждого народа свой фольклор?
-как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?
| Подобрать пословицы, поговорки, загадки; сгруппировать их по темам; нарисовать иллюстрации к известным загадкам
|
|
3
| Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте
| 1
ИКТ
| Знать жанровые особенности, виды сказок;
Уметь определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике;
Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»;
Уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации»; читать сказку, пересказывать её;
составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки
| Сказывание волшебной сказки;
Выразительное чтение, пересказ сказки;
составить план характеристики главных героев
| С.10, вопр.1, 6 выучить определение; Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей;
Приготовить:
1)выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»;
2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче (на выбор).
|
|
4
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
|
1
|
Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды;
строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа
|
Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций
|
Пересказ, выполнить задания №1-7 на с. 37
|
|
5
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
| 1
| Уметь
объяснить отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной
| Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций
| С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации; подготовиться к внеклассному чтению: прочитать любимые сказки
|
|
6
| Внеклассное чтение
Мои любимые сказки
| 1
ИКТ
| Уметь определять особенности сказки
|
| Написать сказку; оформит письменно
|
|
III.
| Из древнерусской литературы
| 1 час
|
|
|
|
|
7
| «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| 1
ИКТ
| |