КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА 2012 -2013 гг.
№
| Тема урока
| Планируемые результаты
и уровень усвоения
| Деятельность
учащихся
|
Предметные
| Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
|
1
|
Введение. Особенности учебного комплекса под редакцией В. В. Бабайцевой. Структура и задачи курса русского языка
|
Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. Игра-путешествие по книгам
| Личностные: освоение личностного смысла учения, желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место в соответствии с целью выполнения задания. Познавательные: Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом.
| Проводить ознакомительное чтение.
Осмысливать термины книжно-
издательской темы. Работать со словарями.
| 2
| Роль языка в жизни общества. Общие сведения о русском языке
| Ключевые слова темы (общение, общаться). Произносительная культура в общении. Способы общения. Язык — универсальное средство общения и средство сохранения и передачи опыта поколений
| Личностные: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Читать и комментировать статью
учебника. Устанавливать связь между теоретическим и практическим пособиями учебного комплекса. Обобщать результаты наблюдений. Писать по памяти
| 3
| Р/Р Для чего людям нужна речь?
| Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Цели речевого общения. Характер речи в соответствии с целью общения: содержание, форма, языковые средства
| Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
| Анализировать речевые ситуации, отражённые в рисунках. Отвечать на вопросы учителя. Использовать «формулы» речевой ситуации. Формулировать выводы по итогам наблюдений по теме
| 4
| Учёные-лингвисты о роли грамотной устной и письменной речи
| Устная и письменная речь, ученые – лингвисты
| Личностные: проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений). Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
| Выразительное чтение высказываний о русском языке. Читать и комментировать статью учебника.
| Орфография 5-6
|
Орфограмма
| Буквы и звуки. Орфограммы и орфография. Орфографическая задача. Способы решения орфографической задачи
| Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: выполняют универсальные логические действия-анализ (выделение признаков). Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
| Анализировать несоответствия в произношении и написании слов. Записывать звуковой облик слов с элементами транскрипции. Использовать монологическую речь при характеристике звуков. Графически обозначать орфограммы
| 7-8
| Безударные гласные в корнях слов
| Морфема. Ударение и его роль в определении места орфограммы. Морфемный разбор слова. Орфографический разбор слова
| Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: выполняют универсальные логические действия – устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической речи.
| Читать и осмысливать словарные статьи. Составлять и записывать алгоритм размышления при выборе написания безударной гласной в корнях слов. Объяснять написание слов с орфограммой гласной по алгоритму. Комментировать процесс разбора слов по составу. Производить орфографический разбор слов
| 9
| Безударные гласные в приставках. Гласные и, а, у после шипящих
| Орфограммы на стыке приставки и корня. Алгоритм рассуждения при выборе написания орфограмм урока
| Личностные: проявлять познавательный интерес к теме. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
| Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой
| 10
| Глухие и звонкие согласные в корнях
| Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написания.
| Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Определять морфемный состав слов. Работать со словарями
| 11-12
| Сомнительные согласные в корнях слов
| Непроизносимые согласные, глухие и звонкие
| Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: выполняют универсальные логические действия. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения. подтверждают аргументы фактами.
|
| 13
| Контрольный
диктант по теме «Орфография»
| Орфограммы и пунктограммы, изученные в курсе начальной школы
| Личностные: оценивают важность исполнения роли хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью.
| Самостоятельно грамотно писать под диктовку учителя. Выполнять грамматические задания
| 14
| Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками
| Типичные ошибки в орфографии и пунктуации
| Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: подтверждают аргументы фактами, критично относятся к своему мнению.
| Группировать типичные ошибки по видам орфограмм. Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания по алгоритмам рассуждения
| Морфология и орфография 15
|
Самостоятельные и служебные части речи
| Понятие морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи. Наречия и разряды местоимений, не изучавшиеся в начальной школе
| Личностные: объясняют, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, сравнивают и группируют факты и явления. Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают при совместном решении проблемы (задачи).
| Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника. Разграничивать части речи по их отличительным признакам. Комментировать выбор написания на месте орфограммы
| 16
| Имя существительное как часть речи
| Основные морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Окончание как морфема, указывающая на признаки имени существительного
| Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: оценивают работу товарища, планируют последовательность шагов алгоритма для достижения цели. Познавательные: используют различные способы поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.
| Самостоятельно читать и составлять план теоретической статьи учебника. Пересказывать содержание статьи в соответствии с её планом. Комментировать морфологический разбор имён существительных. Совершенствовать умение выделять окончание и основу имени существительного
| 17
| Окончание имени существительного
| Склонение имён существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Способ проверки окончаний по опорным словам. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в падежных окончаниях
| Повторить условия распределения имён существительных по склонениям. Анализировать выбор написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных по алгоритму рассуждения. Осуществлять взаимопроверку написания окончаний
| 18
| Имя прилагательное как часть речи
| Роль имени прилагательного в речи. Основные морфологические признаки прилагательного. Связь имени прилагательного с существительным. Элементы морфологического разбора имени прилагательного
| Личностные: проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительными средства.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
| Определять роль прилагательных в связном тексте (языковой эксперимент). Определять морфологические признаки имён прилагательных в сочетаниях с именами существительными
| 19
| Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных
| Безударные окончания имени прилагательного. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
| Познавательные: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков)
| Объяснять написания безударных окончаний имён прилагательных по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания орфограмм
| 20
| Р/Р Что такое диалог и монолог?
| Понятие диалога и монолога. Основные формы речи
| Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные: выполняют универсальные логические действия. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
| Распознавать формы диалогической и монологической речи. Выразительно читать образцы диалогической и монологической речи. Инсценировать диалоги по басням И. А. Крылова (по выбору учащихся)
| 21
| Глагол как часть речи
| Основные морфологические признаки глагола. Время и вид глагола. Инфинитив. Формообразующий суффикс -ть-
| Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные: самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Познавательные: наблюдают и делают самостоятельные выводы.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
| Повторить известные морфологические признаки глагола. Определять вид глагола по вопросам. Производить морфемный разбор глаголов с суффиксом -ть-
| |