Скачать 60.18 Kb.
|
Одна из актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе – организация системы постоянного учёта знаний, умений и навыков учащихся и более успешное использование его результатов в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Решение этой проблемы немыслимо без чётко спланированной системы ежедневного опроса учащихся с целью выявления уровня обученности школьников. Данная заметка – попытка, скорее, теоретического осмысления проблемы однообразия используемых на уроках форм опроса, а также описание одного из приёмов организации на уроке коммуникативной, самостоятельной и продуктивной деятельности. РОЛЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в воспитании и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: даёт индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений». (Онищук В. А. Урок в современной школе) Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только даёт возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и путях и способах её совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний. Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников. Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром ещё В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намёков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников». (Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды) Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. ВИДЫ И ФОРМЫ ОПРОСА В практике работы школы утвердились разные формы, методы и приёмы проверки результатов учебной деятельности школьников. Но какими бы они ни были, они должны реализовывать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность. Они должны обеспечивать:
Контроль знаний учащихся может быть итоговым и текущим. В итоговую проверку включается и тематическая, которая проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем. На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендую использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление учащимися таблиц, схем классификационного характера. Проверка знаний школьников путём составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие. Проводить эту работу следует дифференцированно, учитывая уровень подготовленности учеников класса. Так, сильные ученики могут составлять такие таблицы, схемы самостоятельно, слабо успевающие по предмету могут при работе пользоваться учебником, справочной литературой. При этом одному учащемуся можно поручить выполнить задание в виде презентации. Это даст возможность легко проверить правильность выполнения работы путём проецирования её на экран. Остальные школьники, сверяя свою работу с работой товарища, вносят в неё поправки, дополнения. Дальнейшая работа с составленной таблицей (или опорной схемой) будет продолжаться и на последующих уроках как при устном, так и при письменном опросе, при выполнении тренировочных упражнений, при организации повторения, при подготовке к экзаменам. Например, на уроке систематизации и обобщения изученного в VII классе учащиеся получают задание составить таблицы по теме «Написание НЕ с различными частями речи» (темы изучались разрозненно на протяжении 3-х лет). Работа проводится следующим образом: класс делится на четыре группы, каждая из которых составляет по одной таблице. Первая – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -о», вторая – «НЕ с глаголами и деепричастиями», третья – «НЕ с причастиями», четвёртая – «НЕ с неопределёнными и отрицательными местоимениями и отрицательными наречиями». В ходе работы появляются примерно такие таблицы: Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
После проверки правильности выполнения задания таблицы переносятся в альбом (отдельную тетрадь), в котором у каждого ученика в течение ряда лет (начиная с V класса) накапливаются таблицы, схемы, алгоритмы обобщающего характера по различным темам курса. Учащимся даётся задание дописать в таблицы примеры. |
Конспект интегрированной совместной продуктивной деятельности (игровой,... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Тема: “the Olympic Games” Цель урока: развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе продуктивной деятельности | ||
Отчет о результатах самообследования в мадоу детском саду №18 «Росинка» Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, позновательно-исследовательской,... | Материалы для самостоятельной работы по дисциплине Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает всего круга вопросов, связанных с введением и описанием представлений о коммуникативной архитектонике урока. Перспективным... | ||
Уроке Психологическая разминка. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ii: Пути формирования продуктивной творческой деятельности младших школьников в различных формах образовательной деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение... | ||
Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» Обучение в вузе должно обеспечить для этого прочный фундамент из основных знаний, умений и навыков иноязычной речемыслительной, коммуникативной... | «Формирование информационно – коммуникативной компетентности через... Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии... | ||
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников... Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,... | Уроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме... «Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Примерная программа наименование дисциплины иностранный язык рекомендуется... Обучение в вузе должно обеспечить для этого прочный фундамент из основных знаний, умений и навыков иноязычной речемыслительной, коммуникативной... |