План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал





НазваниеПлан-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал
страница1/12
Дата публикации04.10.2013
Размер0.63 Mb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Экономика > План-конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





Международный институт

экономики и права
В.С. Романченко,
В.И. Либерзон

Организация управления предприятием

План-конспект тьюторского практикума
Часть I. Учебный материал


Москва 1999


Романченко В.С., Либерзон В.И.

Организация управления предприятием: План-конспект тьюторского практикума. Часть I. Учебный материал. — М.: МИЭП, 1999. — 54 с.
Курс разработан в соответствии с принятой в МИЭП концептуальной формулой образовательной деятельности

© Международный институт экономики и права, 1999

Введение

План-конспект тьюторского практикума составлен в соответствии с программой курса «Организация управления предприятием». В нем раскрыто основное содержание проблематики теории и практики управления экономическими организациями.


Он включает в себя два относительно самостоятельных блока. Первый – это учебный материал, раскрывающий базовый понятийный аппарат (тезаурус) дисциплины. В нем также выделены наиболее важные, темообразующие проблемы, которые требуют дополнительной проработки и обсуждения в процессе тьюторского занятия. Второй блок содержит различные формы активного обучения: упражнения, групповые дискуссии, тесты и т.п.

Общедидактическими методами взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов являются: информационно-рецептив-ный, репродуктивный и проблемный (для первого блока), исследовательский и эвристический (для второго блока).

учебный материал

Тема 1. Основы теории управления предприятием

Основные вопросы темы


1. Система управления.

2. Субъект и объект управления.

3. Теория и технология управления.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.


Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит воздействие. Полномочия субъекта управления, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Объект управления – то, на что направлено воздействие субъекта управления. Объектами управления могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

Управление возникло, превратилось в особый вид деятельности, когда производственные и экономические процессы усложнились, охватили значительную массу участников процессов. В этих условиях понадобилось выделять руководителей, управляющих, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников.

Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий.

Общее понятие управления – это определение цели и факта достижения цели с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий.

Истинность такого определения управления в том, что оно не входит в противоречие с фактами любых видов управления, существовавшими в истории человечества. Тогда и логические следствия из него должны быть истинными. Первое следствие – бесцелевого управления вообще не существует. Второе следствие – без наличия необходимых и достаточных способов, воздействий и средств достижения цели управление неосуществимо. Третье следствие – без регистрации реального факта достижения цели процесс управления не завершается. Четвертое следствие – общее понятие управления обладает свойством инвариантности относительно входящих в него переменных, так как на них не наложено никаких ограничений, они могут быть любыми. Пятое – общее понятие управления инвариантно относительно любых объектов и субъектов управления, а также и времени; оно остается неизменным при изменении времени, субъектов и объектов управления. Введем обозначения: У – общее понятие управления; Ц – цель; С – совокупность способов, средств и воздействий, необходимых и достаточных для достижения цели; Ф – факт реального достижения цели; S – способы достижения цели; R – средства достижения цели; W – воздействия для достижения цели; Х – субъект управления; О – объект управления; t – время;  – русское «и»;

Формализованная запись общего понятия управления:

У = ЦСФ, а C = SRW;

Общий процесс управления выражает динамику процесса управления:

ПУ = ПрПлПРKp.

Современный общий процесс управления (ПУ) состоит из четырех основных подпроцессов управления: Пр – подпроцесса прогнозирования целей, способов воздействий и средств достижения целей; Пл – подпроцесса планирования целей, способов, воздействий и средств достижения целей; ПР – подпроцесса принятия решений о целях, способах, воздействиях и средствах достижения целей; Кр – подпроцесса контроля и регулирования выполнения принятых решений.

Принципы науки управления и научное управление, под которыми понимаются ограничения, накладываемые на общее понятие «управление» и общий процесс управления, выполнение которых в практике управления позволит достичь научного уровня управления.

Основополагающие принципы:

  • гуманности;

  • эффективности управления;

  • экономичности управления;

  • соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления и современным достижениям науки, техники и технологии;

  • общественного характера управления;

  • интегрального управления.

Только выполнение всех принципов управления создает новое качество управления – научное управление.
Общая технология управления

Технология управления – совокупность правил, методик и операций решения управленческих задач на алгоритмическом и неалгоритмическом уровнях.

Технология определения иерархии целей

Правила определения иерархии целей:

  • иерархический подход к разработке целей;

  • выбор только гуманных целей;

  • непротиворечивость целей;

  • достижение определенности и ясности формулировок каждой цели;

  • последовательное приближение методом неоднократных итераций к наилучшему варианту иерархии целей из множества возможных;

  • выполнение принципов общей теории управления.

Роль фактора управления, управленческой культуры, управленческой философии в условиях современного производства многократно возросла. Усиление позиций в конкурентной борьбе сегодня зависит от качества управления. Совершенствование управления необходимо рассматривать как один из главных факторов повышения эффективности деятельности предприятия. Нередко руководители уделяют мало внимания таким вопросам, как культура производства, стиль управления, организационная философия и система ценностей фирмы. Компании же с высокоэффективным, или как его еще называют, с превосходным производством, знают, что все эти на первый взгляд неосязаемые факторы в конечном счете материализуются в конкретные показатели хозяйственной деятельности. Общая цель объединяет людей, вносит смысл и придает направленность их усилиям, дает основополагающее начало в процессе выработки управленческих решений.

Предприятие – это любой самостоятельно действующий субъект, производящий продукцию, товары, услуги, информацию, знания, выполняющий работы, осуществляющий экономическую деятельность в ее самых разнообразных, в том числе и малых, формах.

Конечно, формы и методы управления предприятием зависят от его масштаба и профиля. Но есть и много общего в управлении любым предприятием.

Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования.

Отсюда следует, что во главу угла управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся ли товары или услуги, знания, информация.

Чтобы производить любой экономический продукт, нужно использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу; оборудование; сырье; материалы; информацию; денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление средствами производства, работниками, производственными ресурсами, финансами, технологией.

Основными типами производственных организаций в рыночной экономике являются частные (прибыльные) предприятия, государственные (общественные) предприятия и частные некоммерческие (неприбыльные) организации.

Частные коммерческие предприятия – это предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод (прибыли) и в своей деятельности преследуют эту цель. Деятельность таких предприятий направляется на удовлетворение потребности населения рыночным спросом, а не чьими-либо командами. Обычно государство облагает налогом прибыль предприятия еще до ее распределения между собственниками.

Частные некоммерческие организации – это организации, которые созданы для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками или управляющими полученные после возмещения затрат прибыль или излишки денежных поступлений. Такие организации финансируются обычно за счет пожертвований, государственных дотаций и, возможно, за счет взимания платы за свои услуги или членских взносов. Для этих организаций законом обычно предоставляются налоговые льготы.

Всякое предприятие соединяет под своим управлением факторы производства – капитал, землю, труд, которые оно использует для производства товаров и услуг. Может показаться естественным и единственно возможным, что управление предприятием принадлежит собственнику капитала (средств производства, земли). Между тем управление предприятием может осуществляться и собственниками других факторов производства, независимо от того, кому принадлежит капитал. Возможен особый вид предприятия – предприятия, управляемые их работниками, другими словами – «самоуправляющиеся» предприятия.

Предприятия, управляемые в интересах собственников

Предприятие, управляемое собственниками, стремится к максимизации долгосрочной прибыли. Именно долгосрочные перспективы получения прибыли определяют рыночную стоимость предприятия, которая может значительно превосходить стоимость составляющих его оборудования, сырья, материалов, товарных запасов и т.п., а также доход акционеров. Этим частное предприятие отличается от государственного.

Если имеет место отделение собственности на предприятие от управления им, то возникает возможность того, что управляющие не будут действовать в полном соответствии с интересами собственников, возможно, что управляющие будут стремиться увеличить свои собственные доходы путем увеличения штатов сверх той численности, которая отвечала бы максимуму прибыли и благосостояния собственников.

В другой модели поведения управляющих предполагается, что они максимизируют объем продаж. Управляющие могут преследовать эту цель, если они считают, что размеры их вознаграждения и профессиональный престиж зависят в большей степени от объема продаж фирмы, чем от прибыли.

Предприятия, управляемые трудовыми коллективами

Управление предприятием может осуществляться со стороны другого фактора производства – рабочим (трудовым) коллективом. Такие предприятия получили название предприятий, управляемых трудящимися (трудовыми коллективами) или самоуправляющихся предприятий. Наиболее старая и известная форма предприятий, управляемых работниками – это производственные кооперативы, артели.

Институциональные модели предприятий:

1. Партнерство или частичный кооператив. Партнеры являются основателями и собственниками кооператива. Они управляют фирмой на одинаковой правовой основе. Они могут нанимать также других работников, которые не имеют прав на собственность и управление. Такая модель преобладала в кооперативном движении в России в конце 80-х годов. Юридические и медицинские фирмы на Западе часто организованы подобным же образом.

2. Полный кооператив. Предприятие принадлежит всем его членам, и каждый из них имеет ровно один голос в управлении им.

3. Предприятие, управляемое работниками. Его капитал находится в общественной собственности, это означает, что он доступен каждому члену коллектива на равных условиях. Все работники участвуют в управлении по принципу: один человек – один голос.

Производственная организация здесь основывается на различии двух типов власти: профессиональной и общей.

Можно говорить о предприятиях, управляемых трудовым коллективом, если выполняются следующие условия:

1. Всем работающим на предприятии принадлежит право управлять им.

2. Доход предприятия, после оплаты всех издержек и налогов, принадлежит тем, кто работает на нем.

3. Формирование основного капитала для предприятия может осуществляться за счет ряда источников: займов у членов организации, внешних кредитов, общественных и государственных фондов.

4. Источникам финансового капитала не принадлежит какого-либо права контроля, но на капитал выплачивается процент.

5. Для поощрения роста и развития самоуправляющихся предприятий, доходы на капитал (и рента за землю) должны реинвестироваться в новые основные фонды внутри предприятия или в фонды для финансирования новых самоуправляющихся предприятий.

6. Вся информация о предприятии должна быть доступна всем его членам.

Государственные предприятия

Государственные предприятия в условиях рыночной экономики могут осуществлять свою деятельность на различных принципах: субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли; предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность. Могут существовать также промежуточные формы.

Частные некоммерческие организации – различные добровольные, филантропические и благотворительные организации, которые составляют заметную долю в экономической деятельности в странах с рыночной экономикой, особенно в сфере социальных услуг.

Неприбыльные организации представляют собой форму институционного гибрида, сочетающего черты максимизирующей прибыль фирмы и государственной (общественной) организации. Их учреждение и управление ими являются результатом частной инициативы, а не политического процесса. Они не имеют возможности собирать налоги для своего финансирования. Подобно государственным учреждениям, они не могут распределять какую-либо прибыль или излишек поступлений собственникам или управляющим. Им часто предоставляются различные налоговые льготы и субсидии.

Вопросы для обсуждения


1. Общее понятие управления и его логические следствия.

2. Принципы науки управления и научное управление.

3. Технология управления как совокупность правил, методик и операций решения управленческих задач.

4. Система управления предприятием и ее основные элементы.

5. Особенности управления предприятиями с различными формами собственности в Российской Федерации.

 Смотри подробнее: 23; 33; 34; 36; 37.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconПриложение Перспективный план на 2009-2010 учебный год на тему
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к»
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconПлан семинара-практикума
«Условия и средства развития творческой деятельности на уроках в начальной школе»
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconСущность проблемы Иллюстративный материал
Ознакомление с государственными образовательными стандартами по родному языку и литературы (учебный план, программа)
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconУчебный план ноо и внеурочная деятельность
Основная образовательная программа начальной школы муниципального учреждения средней общеобразовательной школы №50 города Иванова...
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию
Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconМинистерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная...
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума,...
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект урока. Дата проведения
Оборудование: презентация, учебный видеофрагмент, иллюстрации, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
План-конспект тьюторского практикума Часть I. Учебный материал iconКонспект занятия-практикума
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск