№ и
тема урока
| Кол-во час.
| Цель урока
| Обязательный
минимум содержания
образования
| Основные понятия
Основные даты, персоналии
| Характеристика основных видов
учебной
деятельности учащихся
| Домашнее задание
| Дата проведения урока
|
план
| факт
|
Урок № 1
Вводный урок по теме «Новейшая история как историческая эпоха»
(ВИ)
| 1
| Актуализировать знания по курсу истории России XIX в.
|
|
| Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания) периодизации
Планировать деятельность по изучению истории России XX в.
Характеризовать источники по российской истории XX в.
| Введение.
Стр. 4 – 6.
Выписать понятия
|
|
|
Россия и мир 1900-1914 гг – 20 ч ( Вс – 3, Р -13, Р К- 4 )
|
Урок № 2,3 Индустриальная революция
(ВИ)
| 2
| Изучить периодизацию новейшей истории, показать учащимся основные процессы, присущие периодам новейшей истории, сформировать у учащихся первоначальное представление о масштабах, достижениях, проблемах ХХ века.
| Периодизация новейшего времени.
Первая промышленно – технологическая революция.
Вторая промышленно – технологическая революция.
Третья промышленно – технологическая революция.
| Модернизация.
Промышленно – технологическая революция.
Революция.
Реформа.
Глобализация.
«Догоняющее развитие».
«Традиционные страны»
| Умение определять хронологические рамки новейшего времени, как раздела всеобщей истории. Умение делать анализ исторических событий. Умение работать с материалом учебника
| §1-2; вопросы и задания; таблица
|
|
|
Урок № 4 Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире
(ВИ)
| 1
| Показать причины важнейших перемен в экономическом развитии стран Европы в начале ХХ века; сформулировать основные черты индустриального общества.
| Причины коренных экономических изменений. Основные черты развития стран. Усиление роли государства в ряде стран. Причины формирования единой мировой экономической системы. Неравномерность экономического развития стран.
| Вторая промышленно технологическая революция.
Социальные реформы. «Золотой стандарт».
Миграция.
Милитаризация.
Экспансия.
Г. Форд
| Умение составлять таблицу , умение использовать дополнительную литературу, приготовить сообщение.
| §3
Заполнить таблицу
|
|
|
Урок № 5 Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
| 1
| Рассмотреть особенности развития России на рубежеXIX- XXв, охарактеризовать социальную структуру, политический строй уровень развития экономики
| Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв.
| Геостратегическое полоАние, индустриальное общество, модернизация
| Давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя информацию исторической карты.
Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чем заключались особенности модернизации в России начала XX в.Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края).
| §1, вопросы и задания, словарь
|
|
|
Урок № 6
Экономическое развитие России в начале XX в.
| 1
| Объяснять причины отставания отечественной экономики Извлекать информацию из различных источников
| Экономическое развитие страны в начале XX в. Политика модернизации сверху.
Государственный капитализм. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте
Коррупция в России Высокая степень вмешательства государства в экономику
| Многоукладная экономика, монополистический капитализм
| Давать характеристику экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты.
Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства.
Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.
| §2, вопросы, задания, словарь, документ
|
|
|
Урок № 7
Монополистический капитализм
| 1
|
|
|
Урок № 8,9
Р. К.
Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в начале XX в.
| 2
|
|
|
|
| Историч. Краев. §27
Стр 116-120
Вопросы 1-4
|
|
|
Урок № 10,11 Политическое развитие: новые веяния и старые подходы
| 2
| Рассмотреть причины, ход и итоги революции, охарактеризовать выборы и деятельность Государственной думы., определить сущность и последствия экономических реформ 1906-1914
| Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. «Полицейский социализм».
Революционные партии и их программы
| Политическая система, гражданское общество
| Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая II
Объяснять, в чем заключалась необходимость политических реформ в России начала XX в.
Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в.
Объяснять значение понятий социал-демократы, эсеры. Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия
| §3, вопросы, задания, словарь
|
|
|
Урок № 12 Внешняя политика. Русско-японская война
| 1
| Охарактеризовать отношения России со странами Запада и Востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход, итоги войны, причины поражения
| Россия в международных отношениях начала XX в. Русско-японская война, её влияние на российское общество
Коррупция в России Двойные стандарты в борьбе с коррупцией
| Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация
| Характеризовать основные направления внешней политики Николая II.
Характеризовать причины войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов.
Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России
| §5, вопросы, задания, словарь, документ
|
|
|
Урок № 13,14 Первая российская революция
| 2
| Рассмотреть причины, ход и итоги революции, охарактеризовать выборы и деятельность Государственной думы
| Революция 1905-1907 гг. Причины, характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте.
Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве
| «Зубатовскиий социализм», революция, движущие силы революции
| Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг.
Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках.
Объяснять значение понятий Государственная дума, кадеты, октябристы, черносотенцы.
Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России.Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике, формулировать и аргументировать свою оценку
| §6, вопросы, задания, словарь, документы, даты
|
|
|
Урок № 15
Р. К.
Симбирская губерния в годы первой русской революции
| 1
|
|
|
|
| Историч. Краев. §26,стр 108-110
|
|
|
Урок № 16 Изменения в политической системе Российской империи
| 1
| Охарактеризовать изменения в стране после 1907г, деятельность III и IV Госу. думы
| Политические течения и партии.
Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения
| Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы
| Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий
Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. СтолыпинаРаскрывать причины нового подъема революционных настроений накануне 1 мировой войны
| §7, вопросы, задания, словарь, документы, таблица
|
|
|
Урок № 17
Р. К.
Политические партии и их деятельность на территории губернии
| 1
|
|
|
|
| Историч. Краев. §26,стр 111-113, §29,30,31 выборочн
|
|
|
Урок № 18 Реформы Столыпина: «тихая революция»
| 1
| определить сущность и последствия экономических реформ 1906-1914
| Аграрная реформа. Промышленный подъем
| Отруб, хутор, кооперация
| Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика.
Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, давать оценку ее итогов и значения.
Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию
| §8, вопросы, задания, словарь, документы, таблица, схема
|
|
|
Урок № 19 Политическая жизнь России в 1907-1914 г
| 1
| Охарактеризовать изменения в стране после 1907г, деятельность III и IV Гос думы
| Новый избирательный закон от 03.06.1917 г.Деятельность Третьей и Четвертой Государственной Думы. Ужесточение национальной политики
|
| Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий
Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина
Раскрывать причины нового подъема революционных настроений накануне Первой мировой войны
| §10
|
|
|
Урок № 20 «Серебряный век» русской культуры
| 1
| Рассмотреть достижения русской культуры и показать как в культуре этого времени отразились социально-экономические процессы, происходившие в стране
| Культура России в начале XX в.
| Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм
| Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).
Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.
Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д.
Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять ее в устном сообщении
| §11, вопросы, задания, словарь, документ, таблица
|
|
|