Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор





НазваниеБ. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор
страница1/14
Дата публикации29.12.2014
Размер1.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ
Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области

Учредитель – Главное управление образования Курганской области


Редакционная коллегия:

Главный редактор:

Б.А. Куган -




ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор


Заместители главного редактора:

Н.А. Криволапова -




первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор

А.В. Шатных -




проректор по организационно-методической работе ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент


Члены редакционной коллегии:

О.В. Ситникова -




зав. отделом дополнительного образования и воспитательной работы ГАОУ ДПО ИРОСТ

Т.Н. Алексеева -




ведущий специалист Главного управления образованием Курганской области

Г.Н. Андрюшкевич -




заведующий издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ


Ответственный секретарь:

О.М. Болдырева -




методист по информационным связям отдела информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Макет:







А.В. Кошеру




методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ


Адрес редакции и издателя:

640000 г. Курган, ул. Пичугина, 38, к. 202, тел. 23-53-18, факс 23-53-07,

Е-mail: KIPK@yandex.ru


Журнал зарегистрирован в Уральском региональном управлении регистрации

и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации

в средствах массовой информации (г. Екатеринбург).

Свидетельство № Е-1718 от 14.03.1996





© Главное управление образования

Курганской области

© Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»


Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ЗАУРАЛЬЕ

1 (67)

2013

  1. Обновление содержания, форм и методов

деятельности классного руководителя

Особенности реализации системно-деятельностного подхода в воспитательной работе

Н.Н. Кеппер, старший преподаватель

кафедры педагогики и профессионального

образования ГАОУ ДПО ИРОСТ
Школа стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития, научный прогресс. Основное требование к личности сегодня заключаются в ее компетентности, грамотности, гибкости мышления, мобильности, креативности. Школа должна готовить обучающихся к жизни в быстро меняющемся мире. Поэтому сегодня важно не столько дать школьнику как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и интеллектуальное развитие, вооружить умением находить знания, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По сути, это и есть главная задача, которую ставит перед педагогом федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Для реализации этих инновационных изменений педагог должен осуществить концептуальное и практическое переосмысление своей деятельности с учетом новых условий, путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своего профессионального пути, осуществляя рефлексию результатов своей работы и работы обучающихся.

Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Необходимость данного шага обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усилением воспитательного потенциала школы, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого переосмысления подходов к организации воспитательного процесса.

Главной целью современного образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В основе разработки новых стандартов лежит системно-деятельностный подход. Впервые стандарты разработаны, как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Еще Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Системно-деятельностный подход подразумевает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных (воспитательных) траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Воспитание является одним из компонентов системно - деятельностного подхода в образовании. Воспитание нельзя создавать, его можно лишь инициировать, провоцировать, задавая для этого необходимые условия. Иначе говоря, задавать условия для возникновения действия формирующего личность (о чем говорит системно-деятельностный подход). Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, назиданий и нравоучений, человек проявляет себя как личность. Взаимодействуя с окружающим миром, воспитанник учится «строить» самого себя, оценивать себя и свои поступки, результаты собственного труда.

Необходимым компонентом образовательного процесса в условиях реализации ФГОС стала внеурочная деятельность, направленная на достижение личностных и метапредметных результатов школьника, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения с учетом нравственной, гражданской, социальной позиции.

Организуя внеурочную деятельность в школе нужно использовать разнообразные формы (заседания клубов, круглые столы, экскурсии, кружковые и секционные занятия, школьные научные общества, олимпиады, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличаются от организационных форм в урочной системе обучения и позволяют достигнуть поставленных задач.

Обязательной составной частью основной образовательной программы основного общего образования школы в условиях ФГОС является программа воспитания и социализации обучающихся, которая предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Главная цель данной программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Впервые в образовательном процессе школы воспитательные результаты поставлены на контроль федерального уровня и включают в себя следующую логику:

- приобретение обучающимся социального знания (первый уровень результатов);

- переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);

- приобретение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Представленные уровни опираются на базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Итак, системно-деятельностный подход в воспитании – это не совокупность воспитательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия воспитания в новой школе, которая дает возможность учителю искать, творить, добиваться высоких результатов в своей работе, готовить учеников к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Мы знаем на практике, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, обучающийся может точно сказать, чего он хочет, что может, а что ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия. Как никогда актуальны в настоящее время слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


Литература

  1. Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. 

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  3. www.shkola.edu.ru

  4. www.pedsovet.org

  5. http://festival.1september.ru


Формирование у школьников готовности

к осознанному выбору и профессиональному

самоопределению – одно из направлений деятельности учителя биологии
Н.Г. Ионина, руководитель Центра развития

социальной сферы ИРОСТ, к.б.н., доцент
В последнее время проблема профессионального самоопределения подростков становится все более актуальной. С одной стороны, в течение последних девяти лет в практику российской школы планомерно внедряется профильное обучение, которое предусматривает создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С другой стороны, на современном рынке труда существует дефицит одних специалистов и переизбыток других.

Возникает вопрос: что еще может сделать школа для изменения сложившейся ситуации, как содействовать профессиональному самоопределению выпускников, какова роль учителя-предметника в этом процессе?

С точки зрения педагогов, процессами формирования и развития мотивации можно управлять. Поэтому важно не упустить наиболее благоприятное время, обусловленное возрастными особенностями обучающихся 6-8-х классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации. На классных часах и, по возможности, на уроках важно познакомить обучающихся с содержанием труда в различных профессиях, раскрыть их внутреннюю сущность.

Профориентационная работа при изучении ботаники и зоологии (6-7 классы) направлена на первичный анализ профессий и четкое определение двух основных моментов: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. В 8-9-ом классах важно обратить внимание на самооценку, самоанализ наметившегося профессионального интереса. В 10-11-ом классах заканчивается процесс профессионального самоопределения, и в это время необходима диагностика на соответствие между требованиями профессии и возможностями самих обучающихся.

Совершенно очевидно, что при организации образовательного процесса в школе, учителю – предметнику необходимо обратить особое внимание на профессиональное просвещение. Причем в каждом предмете данная деятельность имеет свои особенности. Рассмотрим технологию организационно-педагогической деятельности в рамках предмета «Биология» по формированию стремления работать с природными объектами.

Данная технология выражается в следующем:

- соблюдение принципа природосообразности в обучении и воспитании обучающихся (природа как среда обитания; природа под углом зрения представлений о ноосфере, биоэнергетике; природа самого человека, его здоровье, активность как вида и т.д.);

- ориентация на природоохранное и экологическое воспитание, на возрождение духовности;

- анализ возможностей каждого раздела биологии в формировании интереса к природе и вселенной;

- воспитание любви ко всему живому через познание, сострадание, практическую деятельность, работу с природными объектами;

- формирование позитивного отношения к природе, сельскохозяйственному труду, как труду привлекательному, высоконравственному и экономически выгодному (особенно в рыночных условиях);

- анализ уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в природе у школьников, отдавших предпочтение данной профессии биологического профиля.

Во взаимодействии с природой работают представители многих профессий. Сюда относятся профессии, связанные с растениями и растениеводством, животными и животноводством, лесным хозяйством, организмом человека, с клеткой, микроорганизмами и окружающей средой. Обучающиеся должны четко знать, что главенствующее значение в биологическом профиле имеют знания той или иной природной системы, интерес к ней, способность оказать объективное реальное воздействие на эту систему и предвидение результатов такого воздействия. Необходимо отметить и высокие требования к личностным качествам будущих специалистов.

Несмотря на то, что биология как учебный предмет имеет свою специфику, возможно организовать:

  • профессиональное просвещение в процессе изучения теоретического материала по биологии,

  • расширение представлений о профессиях связанных с биологией во время лабораторных занятий, при выполнении практических заданий, в процессе решения задач,

  • написание рефератов, выступлений с сообщениями и докладами, в которых представлена информация о профессиях и производствах,

  • проведение учебных экскурсий на предприятия, учреждения и т.п.

Более подробно хотелось бы остановиться на экскурсиях, так как это одно из важных составных звеньев учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении, обеспечивающее широкие возможности организации профессионального самоопределения обучающихся при изучении биологии. Непосредственное наблюдение за процессом труда позволяет познакомить школьников с профессиями, связанными с техникой и технологией, организацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов.

Экскурсия на предприятие помогает уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники и технологии, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности.

Большую роль в расширении представления о рабочих профессиях играют экскурсии в профессиональные учебные заведения, где можно познакомиться с характером и содержанием обучения, с условиями приема, организацией обучения и досуга обучающихся, оснащением кабинетов и лабораторий, а главное, с теми, кто здесь учится.

В организации экскурсий необходимо учитывать локальный принцип. Материал группируется по связи с тем или иным процессом производства или профессиональным учебным заведением. Это позволяет учителю успешно спланировать обзорную экскурсию, при которой имеется возможность провести связи между различными объектами, процессами и т.п. Опыт многих педагогов говорит об эффективности такого способа ведения экскурсии.

Экскурсия должна быть предварительно подготовлена: выбрана тема и составлен план, обследовано место проведения экскурсии, составлен маршрут, проведена предварительная беседа с учащимися, на которой четко определены для них цель и задачи экскурсии. Также учащиеся должны познакомиться со специальной литературой по данному производству (можно предложить составление картотеки с краткой аннотацией) или рекламными буклетами учебного заведения. Необходимо обратить особое внимание на важность ведения записей в тетрадях или блокнотах, в которых учащиеся отмечают основные особенности правил охраны труда и безопасной работы, назначение машин, процессов и орудий производства.

На экскурсии необходимо говорить лишь о тех объектах и процессах, которые можно показать. По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом, способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию. В завершение нужно закрепить материал, полученный в ходе экскурсии и провести заключительную беседу. Итоги экскурсии необходимо оформить в виде отчета, который может быть представлен в различных вариантах (схемы, графики, диаграммы, чертежи, дневники, коллекции и т.п.).

Большое значение в профессиональном самоопределении подростков имеет момент перехода от импульсивного принятия решения, основанного на внешней привлекательности или мнении окружающих, к подлинному определению своего жизненного и профессионального пути, осознанному выбору с учетом своих интересов, склонностей и предпочтений.

Большим потенциалом для организации процесса профессионального самоопределения обладают профессиональные пробы. В школьной практике предусматривается прохождение профессиональных проб с 8 по 11 классы (Уколова, 2009).

Профессиональная проба – это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Цель профессиональных проб – формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности.

Обучающиеся, приступающие к профессиональным пробам, имеют возможность в течение учебного года на уроках по разным предметам ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по нескольким профессиональным сферам. Например, на уроках биологии через профессиональные пробы можно сформировать у школьников целостное представление о следующих профессиях: ландшафтный дизайнер, фитодизайнер, медицинская сестра, фармацевт, эколог и др.

Структура профессиональных проб позволяет гармонично встраивать их в учебный процесс, попутно формируя у обучающегося заинтересованность в личном развитии, мотивацию к самоопределению, стремление к достижению успехов, в том числе и в учебе.

В формировании профессиональной мотивации выделяют 3 этапа:

1) развитие интереса к труду вообще и к определенной профессии в частности;

2) соотнесение требований профессии и личных данных;

3) осознание объективной необходимости выбора.

Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения школьника к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconОрганизация исследовательской деятельности обучающихся
Первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности гаоу дпо ирост, д п н., профессор
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показатели работы факультета профессиональной переподготовки гаоу дпо ирост за 2011-2012 годы
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПрофессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением...
Оппл (Президент – профессор В. В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (гбоу дпо «Российская медицинская академия последипломного...
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconВведение физическая химия
Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов)
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconОбразовательная программа Государственного бюджетного
Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconУчебного курса по алгебре для 7-го класса
Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПротокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса
Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconР п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок
Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов)
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПротокол №6 от 21. 06. 2012 г
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПротокол № от 201 г
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПротокол № утверждаю: Приказ №97 от 11. 07. 2012 г
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconПротокол №5 от 07. 04. 2011 год В. И. Кравченко
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор icon«Кризисы, реформы, революции»
Д. э н., профессор, Заслуженный деятель науки рф, член-корреспондент рао, ректор Финансового университета
Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, д п. н., профессор iconТезисы и материалы
А. С. Борисов, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), ректор агикиИ, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск