Скачать 1.85 Mb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управления образования Курганской области Учредитель – Главное управление образования Курганской области
Журнал зарегистрирован в Уральском региональном управлении регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в средствах массовой информации (г. Екатеринбург). Свидетельство № Е-1718 от 14.03.1996
Научно-практический журнал Главного управления образования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ 1 (67) 2013
деятельности классного руководителя Особенности реализации системно-деятельностного подхода в воспитательной работе Н.Н. Кеппер, старший преподаватель кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ Школа стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития, научный прогресс. Основное требование к личности сегодня заключаются в ее компетентности, грамотности, гибкости мышления, мобильности, креативности. Школа должна готовить обучающихся к жизни в быстро меняющемся мире. Поэтому сегодня важно не столько дать школьнику как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и интеллектуальное развитие, вооружить умением находить знания, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По сути, это и есть главная задача, которую ставит перед педагогом федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Для реализации этих инновационных изменений педагог должен осуществить концептуальное и практическое переосмысление своей деятельности с учетом новых условий, путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своего профессионального пути, осуществляя рефлексию результатов своей работы и работы обучающихся. Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Необходимость данного шага обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усилением воспитательного потенциала школы, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого переосмысления подходов к организации воспитательного процесса. Главной целью современного образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В основе разработки новых стандартов лежит системно-деятельностный подход. Впервые стандарты разработаны, как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. Еще Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Системно-деятельностный подход подразумевает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных (воспитательных) траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Воспитание является одним из компонентов системно - деятельностного подхода в образовании. Воспитание нельзя создавать, его можно лишь инициировать, провоцировать, задавая для этого необходимые условия. Иначе говоря, задавать условия для возникновения действия формирующего личность (о чем говорит системно-деятельностный подход). Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, назиданий и нравоучений, человек проявляет себя как личность. Взаимодействуя с окружающим миром, воспитанник учится «строить» самого себя, оценивать себя и свои поступки, результаты собственного труда. Необходимым компонентом образовательного процесса в условиях реализации ФГОС стала внеурочная деятельность, направленная на достижение личностных и метапредметных результатов школьника, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения с учетом нравственной, гражданской, социальной позиции. Организуя внеурочную деятельность в школе нужно использовать разнообразные формы (заседания клубов, круглые столы, экскурсии, кружковые и секционные занятия, школьные научные общества, олимпиады, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличаются от организационных форм в урочной системе обучения и позволяют достигнуть поставленных задач. Обязательной составной частью основной образовательной программы основного общего образования школы в условиях ФГОС является программа воспитания и социализации обучающихся, которая предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Главная цель данной программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Впервые в образовательном процессе школы воспитательные результаты поставлены на контроль федерального уровня и включают в себя следующую логику: - приобретение обучающимся социального знания (первый уровень результатов); - переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); - приобретение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов). Представленные уровни опираются на базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Итак, системно-деятельностный подход в воспитании – это не совокупность воспитательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия воспитания в новой школе, которая дает возможность учителю искать, творить, добиваться высоких результатов в своей работе, готовить учеников к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Мы знаем на практике, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, обучающийся может точно сказать, чего он хочет, что может, а что ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия. Как никогда актуальны в настоящее время слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Литература
Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению – одно из направлений деятельности учителя биологии Н.Г. Ионина, руководитель Центра развития социальной сферы ИРОСТ, к.б.н., доцент В последнее время проблема профессионального самоопределения подростков становится все более актуальной. С одной стороны, в течение последних девяти лет в практику российской школы планомерно внедряется профильное обучение, которое предусматривает создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С другой стороны, на современном рынке труда существует дефицит одних специалистов и переизбыток других. Возникает вопрос: что еще может сделать школа для изменения сложившейся ситуации, как содействовать профессиональному самоопределению выпускников, какова роль учителя-предметника в этом процессе? С точки зрения педагогов, процессами формирования и развития мотивации можно управлять. Поэтому важно не упустить наиболее благоприятное время, обусловленное возрастными особенностями обучающихся 6-8-х классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации. На классных часах и, по возможности, на уроках важно познакомить обучающихся с содержанием труда в различных профессиях, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа при изучении ботаники и зоологии (6-7 классы) направлена на первичный анализ профессий и четкое определение двух основных моментов: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. В 8-9-ом классах важно обратить внимание на самооценку, самоанализ наметившегося профессионального интереса. В 10-11-ом классах заканчивается процесс профессионального самоопределения, и в это время необходима диагностика на соответствие между требованиями профессии и возможностями самих обучающихся. Совершенно очевидно, что при организации образовательного процесса в школе, учителю – предметнику необходимо обратить особое внимание на профессиональное просвещение. Причем в каждом предмете данная деятельность имеет свои особенности. Рассмотрим технологию организационно-педагогической деятельности в рамках предмета «Биология» по формированию стремления работать с природными объектами. Данная технология выражается в следующем: - соблюдение принципа природосообразности в обучении и воспитании обучающихся (природа как среда обитания; природа под углом зрения представлений о ноосфере, биоэнергетике; природа самого человека, его здоровье, активность как вида и т.д.); - ориентация на природоохранное и экологическое воспитание, на возрождение духовности; - анализ возможностей каждого раздела биологии в формировании интереса к природе и вселенной; - воспитание любви ко всему живому через познание, сострадание, практическую деятельность, работу с природными объектами; - формирование позитивного отношения к природе, сельскохозяйственному труду, как труду привлекательному, высоконравственному и экономически выгодному (особенно в рыночных условиях); - анализ уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в природе у школьников, отдавших предпочтение данной профессии биологического профиля. Во взаимодействии с природой работают представители многих профессий. Сюда относятся профессии, связанные с растениями и растениеводством, животными и животноводством, лесным хозяйством, организмом человека, с клеткой, микроорганизмами и окружающей средой. Обучающиеся должны четко знать, что главенствующее значение в биологическом профиле имеют знания той или иной природной системы, интерес к ней, способность оказать объективное реальное воздействие на эту систему и предвидение результатов такого воздействия. Необходимо отметить и высокие требования к личностным качествам будущих специалистов. Несмотря на то, что биология как учебный предмет имеет свою специфику, возможно организовать:
Более подробно хотелось бы остановиться на экскурсиях, так как это одно из важных составных звеньев учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении, обеспечивающее широкие возможности организации профессионального самоопределения обучающихся при изучении биологии. Непосредственное наблюдение за процессом труда позволяет познакомить школьников с профессиями, связанными с техникой и технологией, организацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов. Экскурсия на предприятие помогает уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники и технологии, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности. Большую роль в расширении представления о рабочих профессиях играют экскурсии в профессиональные учебные заведения, где можно познакомиться с характером и содержанием обучения, с условиями приема, организацией обучения и досуга обучающихся, оснащением кабинетов и лабораторий, а главное, с теми, кто здесь учится. В организации экскурсий необходимо учитывать локальный принцип. Материал группируется по связи с тем или иным процессом производства или профессиональным учебным заведением. Это позволяет учителю успешно спланировать обзорную экскурсию, при которой имеется возможность провести связи между различными объектами, процессами и т.п. Опыт многих педагогов говорит об эффективности такого способа ведения экскурсии. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена: выбрана тема и составлен план, обследовано место проведения экскурсии, составлен маршрут, проведена предварительная беседа с учащимися, на которой четко определены для них цель и задачи экскурсии. Также учащиеся должны познакомиться со специальной литературой по данному производству (можно предложить составление картотеки с краткой аннотацией) или рекламными буклетами учебного заведения. Необходимо обратить особое внимание на важность ведения записей в тетрадях или блокнотах, в которых учащиеся отмечают основные особенности правил охраны труда и безопасной работы, назначение машин, процессов и орудий производства. На экскурсии необходимо говорить лишь о тех объектах и процессах, которые можно показать. По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом, способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию. В завершение нужно закрепить материал, полученный в ходе экскурсии и провести заключительную беседу. Итоги экскурсии необходимо оформить в виде отчета, который может быть представлен в различных вариантах (схемы, графики, диаграммы, чертежи, дневники, коллекции и т.п.). Большое значение в профессиональном самоопределении подростков имеет момент перехода от импульсивного принятия решения, основанного на внешней привлекательности или мнении окружающих, к подлинному определению своего жизненного и профессионального пути, осознанному выбору с учетом своих интересов, склонностей и предпочтений. Большим потенциалом для организации процесса профессионального самоопределения обладают профессиональные пробы. В школьной практике предусматривается прохождение профессиональных проб с 8 по 11 классы (Уколова, 2009). Профессиональная проба – это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Цель профессиональных проб – формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности. Обучающиеся, приступающие к профессиональным пробам, имеют возможность в течение учебного года на уроках по разным предметам ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по нескольким профессиональным сферам. Например, на уроках биологии через профессиональные пробы можно сформировать у школьников целостное представление о следующих профессиях: ландшафтный дизайнер, фитодизайнер, медицинская сестра, фармацевт, эколог и др. Структура профессиональных проб позволяет гармонично встраивать их в учебный процесс, попутно формируя у обучающегося заинтересованность в личном развитии, мотивацию к самоопределению, стремление к достижению успехов, в том числе и в учебе. В формировании профессиональной мотивации выделяют 3 этапа: 1) развитие интереса к труду вообще и к определенной профессии в частности; 2) соотнесение требований профессии и личных данных; 3) осознание объективной необходимости выбора. Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения школьника к социокультурным и профессионально-производственным условиям. |
Организация исследовательской деятельности обучающихся Первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности гаоу дпо ирост, д п н., профессор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показатели работы факультета профессиональной переподготовки гаоу дпо ирост за 2011-2012 годы | ||
Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением... Оппл (Президент – профессор В. В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (гбоу дпо «Российская медицинская академия последипломного... | Методические рекомендации по аттестации педагогических работников... Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро» | ||
Введение физическая химия Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов) | Образовательная программа Государственного бюджетного Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Учебного курса по алгебре для 7-го класса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Протокол №6 от 21. 06. 2012 г Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро» | Протокол № от 201 г Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро» | ||
Протокол № утверждаю: Приказ №97 от 11. 07. 2012 г Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро» | Протокол №5 от 07. 04. 2011 год В. И. Кравченко Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро» | ||
«Кризисы, реформы, революции» Д. э н., профессор, Заслуженный деятель науки рф, член-корреспондент рао, ректор Финансового университета | Тезисы и материалы А. С. Борисов, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), ректор агикиИ, профессор |