Скачать 2.59 Mb.
|
А.И. ВЛАСЕНКОВ Л.М. РЫБЧЕНКОВА ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 10—11 классы базовый уровень Москва «Просвещение» 2010 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 В58 Власенков А. И. В58 Русский язык. Дидактические материалы. 10— 11 классы : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2010. — — ISBN 978-5-09-020853-6. Дидактические материалы, содержащие упражнения и тексты с заданиями по разделам курса русского языка в 10—11 классах (базовый уровень), — на основе учебника тех же авторов — направлены на совершенствование письменной грамотности учащихся, предоставляют дополнительный учебный материал для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предложение, текст, преобразовывать и создавать тексты различного назначения. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-09-020853-6 © Издательство «Просвещение», 2010 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2010 Все права защищены ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Возможности совершенствоваться в русском языке безграничны. Кто-то продолжает овладевать грамматикой и правописанием, кто-то, уже овладев ими, ставит своей задачей научиться анализировать и преобразовывать тексты разных стилей и жанров, добиваясь тем самым успехов в работе с книгой любого содержания, а кто-то идёт и дальше — учится создавать образцовые тексты, подражая признанным мастерам художественного слова, известным писателями, публицистам, учёным. Мастерами слова становятся не сразу: всё начинается со школьной скамьи. Надо лишь захотеть и свои занятия русским языком сделать систематическими. Предлагаемые дидактические материалы вместе с заданиями учебника помогут и тем, кто всё ещё преодолевает недостатки в правописании, и тем, кто стремится овладеть грамматикой, знаниями о языке, и тем, для кого главное — мастерство в выражении своих мыслей и чувств, стилистическая грамотность, совершенство языковой формы собственных творческих работ. Упражнения и задания дидактических материалов дополняют материал учебника по всем основным темам. Кроме того, в книгу включён раздел по итоговому повторению, который позволит учащимся самостоятельно проверить свои достижения в ходе освоения программы по русскому языку. При списывании текстов необходимо вставлять пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, хотя в заданиях не всегда говорится об этом. Большие по объёму тексты упражнений не предназначены для списывания, на них, как правило, отрабатываются навыки составления планов, тезисов, конспектов, написания отзывов и рецензий. Дополнительные задания к упражнениям обозначены условными значками и цифрами. ^— дополнительные задания к упражнению. 1 —произведите фонетический разбор слова. 2 — произведите словообразовательный разбор слова (по составу). 3 —произведите морфологический разбор слова. 4 —произведите синтаксический разбор предложения. 5 — произведите орфографический разбор слова, сочета ния слов. 6 —дайте толкование слова. 1* 3» ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. Выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции. (А. А. Леонтьев.) ^ Расскажите, что вы знаете о функциях языка. 2. Выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст. Передайте (уст но) его содержание, используя лингвистические термины. В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние учёные. «Из всех живых существ только человек одарён речью», — писал Аристотель. И Аристотель, и его последователи ясно понимали, что язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначение языка — служить средством общения между людьми. <...> Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои, или классы, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например по возрасту, профессии, уровню образования и т. д. Это дифференцирование общества отражается в языке в виде тех или иных социально обусловленных подсистем. <...> Помимо объективного, не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык, возможно и сознательное, и притом целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. <...> Разумеется, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей. <...> (Л. П. Крысий.) ^1. Как вы понимаете выражения подсистемы языка, социально обусловленные подсистемы, функционирование языка? 2. Какие, по вашему мнению, могут быть сознательные воздействия на язык, в частности на его нормирование? Какими средствами осуществляются эти воздействия? Что можно нормировать, упорядочивать в языке? Какова при этом роль печати, радио, литературы, школы? < 4 3. Составьте план текста. Воспроизведите содержание текста, пользуясь планом. Существует множество теорий о происхождении языка. В отечественной литературе наибольшее распространение имеет теория, согласно которой потребность людей в общении возникла в процессе труда. Совместный, коллективный труд не мог быть эффективным вне общения работающих людей. Коммуникативная6 функция и была, по-видимому, первой, характеризовавшей тот набор ещё примитивных6 знаков, который служил языком первобытным людям. С течением времени к этой функции добавились другие. (Л. П. Крысий,) Служить орудием6 выражения мысли — вторая фундаментальная6 функция языка. Структура языка органически связана с категориями мышления. (Н.Д. Арутюнова.) ьЩ1. Назовите основные функции языка.
4. Используя информацию, содержащуюся в приведённом текс те, составьте схему «Место русского языка среди других индоев ропейских языков». Русский язык принадлежит (наряду с украинским и белорусским языками) к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Русский язык — язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в СНГ и других государствах, входивших в состав СССР. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». В конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России и в других государствах, входивших в состав СССР. (Б. Б. Лопатин, И. С. Улуханов.) Справки. 1) В индоевропейскую семью языков входят индийская группа языков, иранская, греческая, романская (французский, испанский, португальский, итальянский, румынский, молдавский и некоторые другие языки), германская, балтийская (литовский язык, латышский), славянская группа. 5» 2) В славянской группе языков выделяют три подгруппы: южнославянскую: старославянский язык (дошедший до нас в письменных памятниках X—XI вв. — переводах с греческого таких книг, как Евангелие, Псалтырь и другая религиозная литература), болгарский язык, македонский, сербскохорватский (сербский и хорватский языки, использующие разные графические системы), словенский; западнославянскую: польский язык, лужицкий, чешский, словацкий; восточнославянскую: русский язык, украинский, белорусский. Д1. Какая ещё важная информация содержится в тексте В. Лопатина и И. Улуханова? (Письменно.) 2. Каково значение сложносокращённых слов, использованных в тексте? 5- Преобразуйте текст, упрощая предложения, заменяя непривычные для вас слова другими, более понятными (предварительно выяснив значение заменяемых слов). Действующий русский алфавит — кириллица в гражданской модификации6. Кириллица появилась на Руси в X в. и получила широкое распространение с принятием христианства. Гражданский шрифт введён для светских6 книг Петром I в 1708 г. Дальнейшее упрощение графики и орфографии, подготовленное Орфографической комиссией наук в 1904—1912 гг., осуществлено декретами6 1917— 1918 гг. Современные правила русского правописания — продукт длительного процесса складывания орфографических и пунктуационных норм, продолжавшегося с середины XVIII в.4 (В. В. Лопатин, И. С. Улуханов.) М*1- Как образовано слово кириллица? Кто такие Кирилл и Ме-фодий? Что вы о них знаете?
(По одному из четырёх заданий подготовьте письменный ответ.) 6. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: как называется наука о русском языке, что она изучает, каково широкое < 6 понимание термина «русистика», в чём заслуги М. Ломоносова перед русистикой? Русистика — наука о русском языке — о его истоках, истории, древней и новой, о языке его памятников и фольклора; об организующих его частных системах: о народных говорах, о литературном языке и его функциональных разновидностях; о строе литературного языка — звуковом, грамматическом, лексическом, фразеологическом — и о смежных с ним сферах (просторечии и социальных диалектах); о терминологических подсистемах; о языке русской художественной литературы, о связях русского языка с другими языками, их взаимодействиях и взаимовлияниях; об истории изучения русского языка. Русистика может пониматься и более широко — как весь комплекс наук о русской словесности и языке. <...> Истоки русистики как науки относятся к середине XVHI в. <...> Основы современного научного знания о русском языке заложены работами М. В. Ломоносова («Российская грамматика», 1755 г.; «Риторика», 1748 г.), а также 1-м изданием «Словаря Академии Российской» (ч. 1—б, 1789—1794 гг.). Этими академическими трудами первоначально определились основные направления русистики: описание грамматического строя русского языка и его словесного состава — создание словарей. <...> (Н.Ю. Шведова.) й*1- Прокомментируйте текстуальный (авторский) смысл всех знаков препинания в первом предложении и употребление во всех случаях скобок и тире. 2. Каких учёных-русистов, кроме Ломоносова, вы знаете? Расскажите о них. 7. Воспринимая на слух фрагмент из статьи Т. В. Булыгиной и С. А. Крылова «Система языковая», передайте (устно) его смысл. ...Тезис о языке как о «системе систем» (созвучный квалификации языка как «сложной системы» в современной кибернетике и философии) получает двоякое развитие: система языковая как система уровней, каждый из которых — тоже система (подсистема); система языковая как система своих разновидностей (функциональных стилей, профессиональных подъязыков, территориальных диалектов, социолектов), каждая из которых — тоже система (подсистема). й"1. Как вы понимаете слова и выражения: квалификация языка, кибернетика, философия, профессиональные подъязыки, со-циолект^ 2. Сформулируйте кратко, о каких двух языковых системах идёт речь в этом отрывке. (Письменно.) 7> РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ Фонетика 8. На основе предлагаемого текста из статьи Л. В. Бондарко «Фонетика» дайте ответы на вопросы: а) Каковы задачи фонетического изучения звуковых средств языка? б) Каковы основные фонетические единицы языка? в) Какие ещё есть средства, кроме основных фонетических единиц, участвующие в звуковой организации речи, в разграни чении некоторых слов-понятий или их форм? г) Что такое фонетическое слово? (Приведите примеры.) Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил их употребления в языке. Основные фонетические единицы — звук речи, слог, фонетическое слово (то есть самостоятельное слово с примыкающими к нему служебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различные основания. Так, звуки речи выделяются в результате фонемного анализа, синтагмы и высказывания — в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях. Справка. Под синтагмой в данном случае понимается единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединённых в смысловом и интонационном отношениях. Например: Батюшка вошёл в то самое время, I как я прилаживал мочальный хвост / к Мысу Доброй Надежды (А. Пушкин). (Три синтагмы.) 9- Запишите слова, разделяя их на слоги, обозначая ударный слог. Подбирайте (устно) проверочные слова так, чтобы пропущенный в записываемом слове гласный оказался под ударением. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Деревья, гар..жи, ограждение, разговор, см..льчаки, противник, назначение, городской, гражданский, сжать (картофель), ск..зать, пос.лить (суп), пл..сать, л..тать (на самолёте), управлять, зам..рзать, отщ..пить, выщипать, зашелестело. 10. Подберите проверочное слово или форму слова (с ударением на проверяемом гласном) для каждой из орфограмм в кор- <8 не; соединительные гласные подчеркните. Проверочные слова и формы записывайте после проверяемого слова. Г..л..ва, б..р..га, м..л..ко, д..р..вянный, з..л..чёное (кольцо), пом..л..деть, приг..род, ст..р..жить, ч..рнеть, л..п..тать, ч..совой, выс..коч..стотный, водонепроницаемый, з..мл..тр..сение. 11. Запишите слова, обозначая ударный слог. Полог, знамение, значимость, хаос, сокол, портфель, комбайнер, упрочение, петля, филе, подол, ломота, избранник, посланец, ходатайство, престиж, дефис, стенография, иероглиф, диспансер, диалог, еретик, обеспечение. ^5 Дайте толкование слов. 12. Запишите текст, применяя правила правописания. Прочи тайте текст так, чтобы хорошо чувствовалась его ритмическая ор ганизация. Обратите внимание на сочетания звуков в словах и при сочетании слов. Сделайте обоснованный вывод о роли зву ковых (фонетических) средств в создании художественной формы произведения. Я завернулся (в)бурку и сел у забора на кам..нь по-гляд..вая (в)даль предо мной т..нул..сь ночною бурею взволнован(?)ое море и однообразный шум его подобный рокоту засыпа..щего города напомн..л мне старые годы перенёс мои мысли (на)север в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями я забылся... Так прошло около часа может быть и более. Вдруг что(то) похож..е на песню пор..зило мой слух... Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снов., звуки (как)будто падают с неба. Я поднял глаза на крыш., хаты моей стояла девушка в пол..сатом платье с распущен(?)ыми косами настоящая русалка. Защ..тив глаза л..донью от лучей солнца она пристально всматривалась вдаль то смеялась и рас(?)уждала сама (с)собой то зап..вала снова песню. (М. Лермонтов.) Й1. Назовите все мягкие согласные в словах последнего предложения.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,... | Приложение 1 Дидактические материалы для проведения районной олимпиады по экологии Материалы подготовлены под руководством заведующего кафедрой гигиены Ставропольской государственной медицинской академии профессора... | ||
Дидактические материалы к уроку. Бланк самоконтроля | Советы методиста Все методические материалы делятся на две большие группы Дидактические материалы, которые используются в воспитательно образовательном процессе и предлагаются обучающимся (карточки с заданиями,... | ||
Ракитина М. Г. Русский язык. 4 класс: Тесты. Дидактические материалы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Маркса | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе Дидактические материалы: Таблицы, презентация в Mimio Studio «Освещение. Свет и тень» | ||
Конкурса методической продукции «Мастерство и творчество» Дидактические материалы к курсу по выбору «Русская грамматика» (речевые и грамматические ошибки) 10-11 классы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактические материалы тематического обучающего занятия, разработанные с использованием икт | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Номинация «Дидактические материалы с использованием икт по разделу образовательной программы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактические материалы: раздаточный материал; презентации «Солнышко по заказу»; «Мой отряд» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint,записи итальянской музыки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пособия на печатной основе (таблицы, картины, карты, портреты ученых, дидактические материалы и т д.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование : Климатическая карта Африки, контурные карты, атласы, дидактические материалы, проектор, компьютер | Конспект урока математики с использованием икт Дидактические материалы к учебному занятию: формулы вычисления производных; задания для самостоятельной работы и программированный... |