Прогулки в подготовительной группе
(картотека)
Автор-составитель:
Чернушич Анна Павловна
воспитатель МКДОУ
«Детский сад №9 «Сказка» Осень. Прогулки подготовительной группы
Сентябрь
Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят….летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть – это
Улетает наше лето.
|
Осмотр участка
Цель: познакомить детей с новым участком; выяснить, какие тренажёры стоят, как ими пользоваться; какие деревья, кустарники и цветы растут; установить правила поведения на участке и проследить за выполнением данных правил.
Правила:
не разносить песок из песочницы;
на горке кататься по очереди;
не ломать кусты и деревья;
не портить инвентарь и т. д.
Игра «Разведчики» - обследование участка. Упражнение «Принеси игрушку» - ходить и бегать в заданном направлении.
Труд: содержать участок в порядке; игры с выносным материалом (лопатки, совочки, ведёрки и т. д.)
|
Осенние явления природы
Цель: отметить сезонные изменения, которые произошли.
Как изменилась температура воздуха?
Какая продолжительность дня?
Какие изменения произошли в цветнике?
Какие изменения произошли с деревьями на участке?
Загадки:
В школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою,
Ярких астр букет несёт.
(сентябрь)
Золотые, тихие
Рощи и сады
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром!
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.
Когда это бывает?
(осенью)
Приметы осени
Цель: формировать представление об осени как времени года.
Какие изменения происходят осенью?
(туман, затяжной дождь, заморозки, ветра; проявляется осенняя свежесть воздуха и т. д.)
Э. Булгакова
Если нету настроенья,
Если улица промокла,
Дождь размазывает слёзы
По асфальту и по стёклам,
Если дети на прогулку
Не высовывают носа,
Это значит – потеряла
Разноцветный зонтик ОСЕНЬ.
Загадки:
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
(листья)
Шёл долговяз,
В сыру землю упал.
(дождь)
|
Примета месяца:
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Д/и «Не ошибись» - сезонные изменения в природе.
Труд: уборка участка от листьев.
Словарная работа: осень (какая?) цветная, дождливая, ягодная, прохладная и т. д.
Примета месяца:
В сентябре и лист на дереве не держится.
Труд: уборка участка от листьев.
|
Наблюдение за солнцем
Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы – солнцем.
Греет ли солнце как летом?
Как солнце движется по небосклону?
Высоко находится в небе, как летом?
Какими стали дни?
Е. Благинина
Если встанешь на заре –
Крыши в сером серебре….
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если встанешь по утру –
Галки стынут на ветру…
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денёк,
В полдень сядешь на пенёк,
Смотришь, на припёке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
Пахнет горькая полынь,
Тянет мёдом, мятой
И травой помятой.
Наблюдение за небом (облака, планеты, космос)
Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы.
Греет ли солнце как летом?
Почему долго не расходятся облака?
Какого цвета небо в сентябре?
Отметить, что ночи стали темнее и, поэтому, хорошо видны звёзды.
Можно ли по тёмному небу определить, где находятся другие планеты? Есть ли там жизнь?
Можно ли увидеть с земли космос? Как попасть в космос?
Примета месяца:
Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень.
23 сентября – особый день – день осеннего равноденствия. День равен ночи до 22 декабря.
Труд: уборка участка от листьев.
|
Только этому не верь,-
Осень всё-таки теперь:
Солнышко бледнее
Небо холоднее.
Если встанешь ввечеру-
Галки стынут на ветру,
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Примета месяца:
Осенью серенькое утро, красный денёк.
Труд: уборка участка от листьев.
Наблюдение за ветром
Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы - ветром.
Что такое ветер?
Откуда он появляется?
Каким ветер был летом, каким стал в сентябре?
Как определить силу ветра? (использовать флюгер).
А. С. Пушкин
…..Ветер, ветер – ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море –
Всюду веешь на просторе….
Загадка: (ветер)
Труд: подметаем дорожки, после сильного ветра.
|
Наблюдение за дождём
Цель: сравнить летние и осенние дожди.
Ранней осенью бывают ещё гроза как летом?
Летом после грозы тепло и приятно, а осенью?
Летом тучи быстро «разбегаются», а осенью?
В. Плещеев
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет,
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Опыт с дождевой водой – заполнить дождевой водой сосуды разной формы; вспомнить, как и где собираются лужи.
Наблюдение за туманом, росой, инеем
Цель: познакомить детей с природными явлениями – туманом, росой, инеем.
Объяснить, почему осенью выпадает роса, иней и появляются туманы?
Почему летом полезно ходить по росе, а осенью нет?
Что происходит с грядками и цветниками из-за тумана?
Почему иней бывает только утром?
В середине месяца обычно выпадает первый иней. Лёгкий, серебристый иней ложится на почву, крыши… А в народе сентябрь называли «хмурень».
А. Н. Апухтин
Близость осени
Ещё осенние туманы
Не скрыли рощи златотканой;
Ещё и солнце иногда
На небе светит…
Д/и «Что бывает осенью?» - закрепить представление о тумане, росе, инее.
Труд: сбор природного материала на участке.
|
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Сказка – тест – логика, воображение, связная речь.
Туча
По небу плыла огромная мохнатая туча. Плыла, не спешила. Она видела всё, что происходило на земле. Сейчас она увидела несколько мальчиков. Они играли в какую – то игру, громко кричали и спорили. Во что играли мальчики?
Примета месяца:
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Труд: собираем дождевую воду для поливки растений.
Наблюдение за деревьями
Цель: расширять представления о деревьях; сравнивать, находить общее и отличия, делать обобщение.
Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада?
Где ещё можно встретить большое количество деревьев и кустарников?
А. Екимцев
Старый тополь у крылечка.
Дыма полное колечко.
Светит золотом простор
Что ни двор – монетный двор.
И, расправив крылья-вёсла,
Над просторами земли
Чёрной лодкой остроносой
Проплывают журавли.
Д/и «На каких деревьях желтеют листья», «На каких краснеют», «Какие деревья остаются зелёными» - особенности деревьев.
Загадка:
Зимой и летом одним цветом.
(ель)
|
Ф. Петров
Калинушка
Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Труд: составляем букеты из листьев для уголка природы.
Д/и «Я садовником родился» - закрепить названия и характерные особенности цветов.
П/и «Цветочная карусель» - двигательная активность.
Труд: собираем цветы и листья для гербария.
|
Наблюдение за цветником
Цель: конкретизировать представления детей об осенних цветах.
Рассмотреть цветы, которые растут на клумбах.
Отметить, какие цветы уже отцвели, а какие ещё цветут.
Активизировать в речи слова:
Однолетние растения (петуния, настурция, астра и т. д.);
Многолетние растения (золотой шар, флоксы, лилии, пионы и т. д.).
Д/и «Найди по описанию» - называть форму и окраску осенних цветов.
Т. Собакина
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Рисование палочками на земле
«Растения цветника».
Экскурсия в парк
Цель: отметить изменения в природе.
Солнце греет не так сильно как летом.
Небо ещё голубое, но уже чаще появляются облака.
Отметить красоту парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили окраску.
Вспомнить правила поведения в парке.
И. Михайлов
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной.
Примета месяца:
Много желудей на дубах в сентябре – к лютой зиме.
Труд: сбор красивых листьев для гербария.
|
Наблюдение за насекомыми
Цель: познакомить с жизнью насекомых в осенний период.
В.Строков
Насекомые осенью
В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забились в какую-нибудь щёлку, трещинку, под кору или забрались в землю и уснули. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.
Загадки: Осенью в щёль забирается,
А весной просыпается (муха)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт,
Золотистые глаза
Кто же это…(стрекоза)
В лесу у пня
Весь день беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет….(муравьи)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья.
То закроет, то раскроет
Расписные крылья… (бабочки).
Загадки: У бабушки на грядке
Выросли загадки.
Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб
Это спелый…(укроп)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился…(горох).
Пушистый и зелёный хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
- Вылезай на свет…(морковка).
Он из тыквенной родни.
На боку лежит все дни.
Как зелёный чурбачок
Под названьем….(кабачок).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её….(капуста).
|
Экскурсия на огород
Цель: вспомнить условия роста овощных культур.
Каким был огород, когда высаживали семена и рассаду?
Что происходило с садовыми культурами в летний период?
Что произошло осенью (сравнить).
Е. Благинина
Приходите в огород
Посмотреть, как всё растёт,
Как играют в прядки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки.
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны помидоры.
Всё растёт, всё цветёт.
Никому не тесно.
Приходите в огород -
Очень интересно.
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зелёные хитрецы,
Молодые…(огурцы).
Верите, - не верите
Мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры,
На грядке….(помидоры).
Труд: собираем созревшие овощи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |