Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество»





НазваниеПрограмма по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество»
страница1/25
Дата публикации20.09.2013
Размер3.52 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




Т.З. Халдыгероева

Р.Х. Уметбаева

М.А. Глушак










«Красота – Ребенок – Творчество»




Т.З. Халдыгероева

Р.Х. Уметбаева

М.А. Глушак


Т.З. Халдыгероева

Р.Х. Уметбаева

М.А. Глушак

Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота – Ребенок – Творчество»


В Программе по дополнительному образованию представлены методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности:

  • по работе с природным материалом и тканью для девочек «Маленькие хозяюшки»;

  • по работе сбросовым материалом и деревом для мальчиков.

В Программе представлены методические материалы по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель программы художественно-эстетическое воспитание в процессе трудовой деятельности.

Воспитание художественно-эстетического вкуса у детей посредством трудовой деятельности обусловленное половыми предпочтениями является новизной и отличительной особенностью данной программы по дополнительному образованию.

Данная программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ЯНАО, город Ноябрьск

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Лукоморье»

муниципального образования город Ноябрьск

«Красота – Ребенок – Творчество»



ПРЕДИСЛОВИЕ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая часть жизни. В сознании современных педагогов и родителей формируется верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребенка, в том числе художественно – эстетическое.

Формировать личность и художественно- эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

И.Д.Запорожец определяет художественно–эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Одна из задач современного дошкольного учреждения – это воздействие на личность ребенка с целью формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать окружающий мир и созидать его красоту.

Дошкольным учреждениям необходимо стать центром формирования личности, в том числе и для создания основ художественно – эстетического воспитания.

Художественно – эстетические впечатления детей сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Они тесно связаны с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Индивидуальность личности проявляется в художественно – эстетическом творчестве, дающем возможность каждому ребенку реализовать свои способности с наибольшей полнотой. Если создать условия для максимального раскрытия художественно- эстетического потенциала воспитанников такие как:

- обеспечение программно – дидактическим материалом;

- создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей ручному труду, которая будет способствовать формированию художественно- эстетических качеств;

- использование информационно–коммуникативных технологий при работе с детьми;

- создание кабинетной системы;

а так же учет возрастных, индивидуальных возможностей детей, соблюдение правила – от простого к сложному, то можно рассчитывать, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт художественно – эстетической деятельности в процессе трудовой деятельности.

К 5 годам ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные художественно – эстетические качества в своих работах, получать элементарное эстетическое наслаждение.

К 6-7 годам дети поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках в своей работе, улавливать внутреннюю характеристику своей работы.

Поэтому создание в МДОУ «Лукоморье» благоприятных условий для художественно- эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности способствовало составлению дополнительной образовательной Программы «Красота- Ребенок- Творчество».


«Красота – Ребенок – Творчество»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является всесторонние развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно–эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, развивает художественно- эстетические, творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Именно в этом состоит актуальность дополнительной образовательной Программы «Красота – Ребенок - Творчество» по художественно–эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности. В отношении к трудовой деятельности наглядно проявляется органическое сочетание художественно-эстетического и этического.

Дошкольный период жизни – важнейший период в поло- ролевой социализации человека. В дошкольные годы ребенок приобретает представления в содержании типичного ролевого поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает поло – ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.

Воспитание художественно- эстетического вкуса у ребенка посредством трудовой деятельности обусловленное половыми предпочтениями является новизной и отличительной особенностью данной Программы дополнительного образования. Имея возможность широкого выбора, девочки обычно выбирают разные виды рукоделия, а мальчики предпочитают конструировать различные предметы, брать в руки инструменты. Поэтому программа по художественно - эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности реализуется по двум направлениям:

1 направление «Маленькие хозяюшки» - работа с природным материалом и тканью для девочек;

2 направление «Самоделкино» - работа с бросовым материалом и деревом для мальчиков.

Основной целью Программы является художественно – эстетическое воспитание в процессе трудовой деятельности. Данная цель включает в себя следующие компоненты:

развивающий - предусматривает развитие практических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно- эстетических качеств ребенка

воспитательный - заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания, интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

образовательный - выражается в знакомстве с бумагой, бросовым материалом, тканью, деревом, столярными инструментами для мальчиков, швейными оборудованиями для девочек, обучении работы с этими материалами, инструментами, оборудованиями.

практический - заключается в овладении ребенком ручных умений работать бросовым материалом, деревом, столярными инструментами для мальчиков, природным материалом, швейными оборудованиями для девочек; в творческих умениях создавать продукты ручного труда.

Задачи Программы:

- Воспитать художественно-эстетические отношения к окружающей действительности в процессе трудовой деятельности.
«Красота – Ребенок – Творчество»



- Овладеть элементарными умениями и навыками работы с бросовым материалом, деревом и инструментами для мальчиков и природным материалом, швейными оборудованиями для девочек.

- Развить сенсорные процессы, чувства пропорции, глазомера, мелкой моторики у детей.

- Развить гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщения, опираясь на знание существенных признаков.

- Воспитать практичности, бережливости и умение ценить каждую вещь, применять все к делу.

Данная программа рассчитана на 2 года и реализуется в работе с детьми старших и подготовительных к школе групп.

Программа предполагает проведение работы 1 раз в неделю во вторую половину дня воспитателем, продолжительность работы 25 минут в первый год обучения, 30 минут – во второй год обучения.





Всего в год

1 направление

«Маленькие хозяюшки»

2 направление «Самоделкино»

1 год обучения

68

34

34

2 гол обучения

68

34

34



Форма проведения занятий – практические занятия.
Ожидаемые результаты:

- первоначальная сформированность художественно – эстетического вкуса;

- гармонизация протекания процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;

- сформированность трудовых навыков и умений;

- развитие мелкой моторики кистей рук для подготовки руки к письму.

Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Формой подведения итогов в реализации дополнительной образовательной Программы является выставки работ для детей, педагогов, родителей; мониторинг участия в институциональных, муниципальных, региональных, федеральных, международных конкурсах.

Чтобы художественно – эстетическое воспитание в процессе трудовой деятельности было успешным необходимо:

- изучить литературу по художественно- эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности:

А.Н.Малышева «Работа с тканью»;

О.С.Молотобарова «Сувениры»;

Н.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками»;

И.Панкеев «Природный материал»;

М.В.Крулехт, А.А.Крулехт «Самоделкино»;

Э.К.Гульянц «Учите детей мастерить»;

О.В.Корчинова «Детское прикладное творчество».

- создать условия для максимального раскрытия художественно – эстетического потенциала воспитанников, его индивидуализации;

- определить критерии и механизмы диагностирования.


«Красота – Ребенок – Творчество»


Объектом программы является процесс художественно- эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста, а предметом - трудовая деятельность.

Таким образом, в художественно- эстетическом воспитании трудовые действия играют немаловажную роль, так как сам процесс эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

Содержание программы
Содержание Программы дополнительного образования по развитию художественно- эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности «Красота-Ребенок-Творчество»

состоит из двух направлений: «Маленькие хозяюшки» для девочек и «Самоделкино» для мальчиков старшего дошкольного возраста.


Старшая группа

Подготовительная группа

  • Продолжать воспитывать художественно- эстетическое отношение к окружающей действительности в процессе трудовой деятельности с природным и «бросовым» материалами.

  • Вызывать интерес к конструированию из природного и «бросового» материалов.

  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла;

  • Развивать желание конструировать и делать поделки из природного и «бросового» материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким.

  • Формировать четкие представления об объектах материальной культуры, которые могут быть созданы в процессе трудовой деятельности.

  • Формировать представление о качествах и свойствах, присущих предметам и материалам (разнообразие цветов и оттенков, мягкость / твердость, прозрачность / непрозрачность, гладкость / шероховатость, легкость / тяжесть и т.д.).

  • Давать обобщенное представление о том, что строение предмета и выбор материала для его изготовления обусловлен его назначением.

  • Давать представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).

  • Уточнять детские представления об инструментах.

  • Уточнять знание детей о правилах хранения, безопасного обращения с инструментами, природным, «бросовым» материалами.

  • Обучать умению экспериментировать с природным и «бросовым» материалом, проводить элементарные опыты под руководством взросло­го (проверить на плавучесть, способность держать форму, склеиваться разным клеем и окрашиваться фломастерами, красками и пр.) для познания качеств и свойств природного и «бросово­го» материала, возможности его использования для той или иной конструкции, поделки;

  • Обучать умению с помощью взрослых находить ответы на возникаю­щие вопросы познавательного характера;

  • Обучать умению экономно расходовать материал, бережно обратиться с инструментами, поддерживать порядок на рабочем месте.

  • Обучать специальным трудовым умениям и способы самоконтроля в процессе трудовой деятельности, пользоваться простейшими ин­струментами

  • Продолжать воспитывать художественно- эстетическое отношение к окружающей действительности в процессе трудовой деятельности с тканью и деревом.

  • Вызывать интерес к работе с тканью и деревом.

  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла;

  • Развивать желание работать с тканью и деревом, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким.

  • Давать представление о роли труда взрослых на основе ознакомления с видами производственного труда (производство тканей, одежды, мебели и т.д.).

  • Формировать представление о разнообразии профессий, ориентированных на женщину и мужчину (дизайнер-модельер, швея, закройщик, кассир, лесоруб, столяр и т. д.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда; представления о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).

  • Обучать умению расчленено воспринимать трудовой процесс – все его компоненты в их последовательности, объяснять важность каждого из них.

  • Учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений о видах труда или оценке результатов труда.

  • Учить переносить знания о способах и нормах взаимодействий взрослых в труде на собственную трудовую деятельность.

  • Обучать умению строить все результативные виды работы по модели трудовой: поставить цель, отобрать средства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценивать результат.

  • Учить бережно, относиться к предметам, используемым на кружке, экономно расходовать материалы (бумагу, ткань, бросовый материал, природный материал и т.п.).

  • Развивать находчивость, сообразительность, умение «читать» простейшие чертежи и составлять технологические карты для работы с тканью и деревом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconКонспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому воспитанию
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание авторской программы по художественно – эстетическому воспитанию «Рисуем музыку»
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» icon«Детский сад №260 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
«Детский сад №260 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconГбоу детский сад №826 Справка по итогам тематического контроля на...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по внеурочной деятельности по художественно эстетическому...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПлан Структура служб в гостинице Виды вспомогательных служб
Целью охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как этого требует Трудовой кодекс...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconОбразовательная программа «Скрапбукинг»
Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность. В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПубличный доклад
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения чайковский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию в процессе трудовой деятельности «Красота Ребенок Творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск