ВВЕДЕНИЕДанная работа является актуальной, в связи с быстрыми темпами развития фитнес-услуг, их популяризацией и проявления все большего интереса к ним. Красота и здоровье - вечные ценности, пожалуй, наиболее фундаментальные для человечества. Культ совершенного тела временами входит в моду, иногда теряет популярность, но никогда не исчезает из массового сознания. В современном западном обществе здоровье и красота считаются непременными атрибутами успешного, состоявшегося человека. Культ совершенного тела стоит на трех китах, имя которым: "Спорт", "Здоровье" и "Красота". Эти отнюдь не мифические киты, в свою очередь, располагаются на спине черепахи, именуемой "Здоровый образ жизни". Обеспечить его - задача каждого человека, и государство обычно принимает в этом активное участие. С расширением сферы услуг в экономике развитых обществ занятия спортом, косметические и, в особенности, медицинские процедуры и лечение становятся объектом делового интереса. Появление платежеспособного потребителя в данной области явилось мощным стимулом к развитию целой индустрии спорта и красоты. В крупных городах рынок фитнес-услуг развивается семимильными шагами, и это вселяет надежду, что здоровье нации будет находиться на должном уровне.
Целью работы является исследование качества услуг в сфере фитнеса на примере фитнес-клуба Гелиос. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием качества услуг и обслуживания.
2. Изучить историю роста сферы услуг, в частности фитнес-услуг.
3. Провести анализ рынка фитнес услуг.
4. Дать оценку общим характеристикам фитнес-клуба «Гелиос»
5. Провести анализ качества услуг и обслуживания фитнес-клуба «Гелиос».
Объектом изучения данной работы является качество услуг и обслуживания, как в целом, так и отдельно в сфере фитнес-услуг.
Предметом изучения данной работы являются мероприятия по повышению качества услуг и обслуживания на предприятии.
В работе использованы следующие методы исследования:
Изучение документов, литературы
Анализ таблиц, графиков, выводы на основе полученных данных
Проведение внутреннего и внешнего анализа предприятия
Проект мероприятий по совершенствованию технологий обслуживания
Для написания работы будет использована учебная литература из списка источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ1.1. Понятие качества услуг и обслуживанияКачество - наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Под качеством понимают также совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Понятие качества включает в себя:
1) соответствие требованиям стандарта. Любой товар должен соответствовать стандартам, установленным государством, т.е. удовлетворять тем требованиям и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях и характеристиках. Универсальными являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности;
2) соответствие применению - свойство товара, посредством которого гарантируется удовлетворение нужд покупателя;
3) соответствие стоимости - товар должен быть высокого качества и иметь цену, доступную для потребителя;
4) соответствие скрытым потребностям - определяется как способность товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга потребителей, т.е. возможность наиболее широкого применения в области, для которой этот товар предназначен.
Качество услуги - обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.
Качество товара, работ, услуг - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [13, с.140].
В данное определение качества включаются три элемента - объект, потребности, характеристики. Объект - это то, к чему предъявляются требования по качеству. Объектами являются деятельность; продукция; услуги. Услуга - это деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя.
Потребность - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты.
Характеристики - это описание, определение отличительных свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. Каждый товар, работа, услуга обладают определенными показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными [12, с.348]. Признана классификация следующих десяти групп показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности (рис.1)
Показатель надежности
Показатели безопасности
Показатель назначения
Показатель стандартизации и унификации
Группы показателей качества.
Эргономические показатели
Показатель технологичности
Эстетические показатели
Показатели экологичности
Патентно-правовые показатели
Показатели транспортабельности
Рисунок 1 - Группы показателей качества
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп товаров, работ, услуг. Установление стандартов качества товаров, работ, услуг является основой для реализации права потребителей на качественную продукцию, работы и услуги.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.
TotalQualityManagement — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
качества продукции
качества организации процессов
уровня квалификации персонала
— позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.
Качество определяется следующими категориями:
степень реализации требований клиентов
значения финансовых показателей компании
уровень удовлетворенности служащих компании своей работой
Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.
TQM включает 2 механизма (Таблица 1):
Таблица 1 - Механизмы TQM Механизм
| Описание
|
QualityAssurance (QA)
| контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.
|
QualityImprovements (QI)
| повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
|
Два механизма: контроль качества и повышение качества — позволяют «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать, развивать бизнес.
Идеология TQM доступно изложена в статье известного канадского специалиста по качеству Джорджа Лазло.
Краткосрочные и долгосрочные выгоды есть в любом стиле управления. Всеобщее управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ этого подхода долгосрочны, и эффект от них ощутим только после их благополучной реализации. В больших организациях может уйти несколько лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.
Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса компании в обществе.
Уклонение от ошибок и правильные действия, прежде всего, сохраняют время и ресурсы, и тогда фонды и сбережения могут расходоваться на расширение спектра услуг (продукции) или предоставляться сотрудникам для работы, направленной на улучшение качества услуг [6, с.243].