1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7





Название1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7
страница1/11
Дата публикации04.10.2013
Размер1.72 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 3

1. Введение 3

2. Анализ ЭОР нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7

2.1. Системные изменения современного образовательного процесса 7

2.2. Выделение оснований для анализа ЭОР нового поколения 19

2.3. Результаты анализа ЭОР нового поколения 19

2.4. Развивающая среда обучения на основе ЭОР нового поколения 32

3. Разработка моделей практического использования ЭОР нового поколения в учебном процессе 41

3.1. Организация процесса обучения на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения 41

3.2. Модели уроков на основе использования ЭОР нового поколения 46

3.2.1. 1-я группа моделей уроков 57

3.2.2. 2-я группа моделей уроков 62

3.2.3. 3-я группа моделей уроков 71

3.2.4. 4- я группа моделей уроков 72

3.3. Изменение позиции учителя и ученика при использовании ЭОР нового поколения в учебном процессе 73

3.3.1. Изменение позиции учителя при использовании ЭОР нового поколения в учебном процессе 73

3.3.2. Изменение позиции ученика при использовании ЭОР нового поколения в учебном процессе 76

3.3.3. Формирование стратегий обучения на основе ЭОР нового поколения 77

3.4. Заключение 98

4. Обоснование типологии ЭОР нового поколения по методическим функциям 98

4.1. Методические функции ЭОР нового поколения в рамках традиционной линейной модели обучения 98

4.2. Методические функции ЭОР нового поколения в рамках нелинейной модели обучения 118

4.3. ЭОР нового поколения как компонент методической системы обучения 120

4.3.1. Технология организации индивидуальной самостоятельной домашней работы учащихся с использованием индивидуальных листов обучения (ИЛО) 120

4.3.2. Возможности технологии развития критического мышления с использованием ЭОР нового поколения 124

4.3.3. Методика работы с ЭОР нового поколения с применением некоторых приемов технологии развития критического мышления 126

4.3.4. Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР нового поколения 128

4.3.5. Алгоритм организации проектной деятельности с применением ЭОР нового поколения 131

4.3.6. Технология организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в урочной и внеурочной деятельности 135

5. Размещение и публикация на портале ФЦИОР 138



МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ




1.Введение



Информационное общество представляет собой мир динамично ускоряющихся изменений, быстро умножающейся и быстро устаревающей информации, усложняющихся технологий и идей, совершенствующихся навыков и знаний, где культивируется стремление к ясности, точности, обоснованности, умение быстро и с учетом мнений других принимать решения. А.В.Тягло и Т.С.Воропай (1999) определяют информационный социум как «фундаментальную трансформацию самого способа жизни мирового сообщества», в котором информация начинает играть качественно новую роль. Наращивание темпов развития в информационном обществе происходит благодаря использованию новых наукоемких технологий, эффективной организации управленческих операций, экспертных систем, обновлению компьютерной техники, систем связи, что в свою очередь способствует ликвидации информационной изоляции и развитию процессов глобализации экономики.

Главным социальным ресурсом в современную эпоху становится знание, информация, интеллект, а важнейшую роль в обществе теперь играет «производитель информации». Образование становится не только процессом обретения знаний и умений, но и способом существования человека.

Многие исследователи обращают внимание на кардинальное противоречие, существующее в информационном обществе: при постоянно возрастающем объеме информации происходит убывание доли знаний, которыми в состоянии овладеть один человек, в общем объеме информации в мировом масштабе. Данная закономерность становится особенно очевидной в сфере образования: возможность человека справиться с нарастающими потоками информации приходит в противоречие с исторически сложившимися формами и методами обучения, ориентированными главным образом на усвоение концептуально организованного знания, усугубляемое размежеванием большой науки и возможностями обычного человека (Михайловский, 1994).

В условиях лавинообразного роста информации безрезультатным оказывается и стремление человека к энциклопедизму. Погоня за всем в результате может оказаться ничем, и уделом энциклопедизма может оказаться поверхностность. Все менее энциклопедичной становится и сама система образования в ее отношении к отдельному человеку. Динамика развития информационных процессов такова, что «объем информации ширится, а человеческое учение должно все более сужаться, чтобы за короткую человеческую жизнь познать хоть что-то основательно» (Беспалько, 2001).

Абдеев Р.Ф. выделил основные признаки информационного общества, которые, необходимо учитывать при проектировании образовательного процесса. К ним относятся:

  • неуклонное возрастание скорости передачи информации;

  • ускорение обработки информации;

  • увеличение объема передаваемой информации;

  • более полное использование обратных связей;

  • увеличение объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения;

  • наглядное отображение информации человеку в процессе управления;

  • рост технической оснащенности управленческого труда (Абдеев, 1994).

Переход к информационному обществу связан с необходимостью подготовки человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Это в свою очередь, предполагает построение процесса обучения на основе опоры и формирования способности находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные предложения – все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации. В новой парадигме самое главное место отводится аналитическим навыкам, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в более четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи.

Апологеты постиндустриального общества также обращают внимание на то, что современное образование должно обращаться к проблеме «сверхвыбора». Личность, не имеющая четкой формулировки своих ценностей, становится ущербной. «Миллионы проходят через образовательную систему, не будучи ни разу принужденными исследовать противоречия в их собственных системах ценностей, глубоко исследовать свои собственные жизненные цели или даже обсудить эти материи откровенно со взрослыми и сверстниками» (Тоффлер, 1997).

Информатизация системы образования, как результат развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств обучения, является отличительной чертой современного этапа развития системы образования.

Концепция информатизации образования активно разрабатывается в последние годы. Систематизация результатов выполненных ранее педагогических исследований, объединенных идеей подготовки человека к жизни в информационном обществе, позволяет выделить несколько общих проблем, находящихся в поле внимания педагогов-исследователей. К ним относятся: организация дистанционного образования (Каргина Н.Ю., Бухарова А.В., Хуан Яо Цинь и др.), реализация медиаобразования (Челышева И.В., Филиппов Е.А. и др.), использование информационных технологий в образовательном процессе (Кошелева И.Б., Васина Ю.М., Ключенко А.Н., Рысин М.Л., Кутовой И.Н., Моторин В.В., Тыщенко О.Б. Назарова Л.Р., Корвяков В.А., Халитова З.Р., Иванова Е.Н., Фрадкин В.Е.), повышение информационной компетентности (культуры, грамотности) человека (Манасытова М.А., Вишнякова А.В., Шмелева С.В., Голунова Л.В., Харунжева Е.В., Узденова А.А., Чикунова Н.Ф.)., обеспечение информационной безопасности школьников (Журин А.А. и др.).

В результате анализа процесса реализации информатизации системы образования выделяются следующие ее направления:

  • Создание основ современной индустрии производства электронных образовательных ресурсов.

  • Обеспечение свободного доступа к разработанным электронным образовательным ресурсам и изданиям (Формирование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федерального центра информационных образовательных ресурсов).

  • Развитие дистанционных образовательных технологий.

  • Подготовка, повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ.

  • Формирование сетевого педагогического сообщества.

В рамках выделенных направлений особое место занимает создание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) – электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП), обеспечивающих как реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, так и личностно-ориентированное обучение всех групп учащихся, включая учащихся с ограниченными возможностями здоровья. ЭОР нового поколения разрабатываются на основе принципиально новой концепции, что позволит при их использовании в учебном процессе не только достичь качественно новых результатов обучения, но и способствовать переходу к новой образовательной парадигме «учения» на основе развития и активного применения современных образовательных технологий.

Ключевыми основаниями концепции создания ЭОР НП является открытость, модульность, мультимедийность, интерактивность, доступность, что с одной стороны интегрирует все достижения как в области разработки электронных изданий и ресурсов, так и в области развития самих ИКТ, а с другой стороны переводит ЭОР НП на качественно иной уровень: ЭОР НП приобретают системообразующие качества и из средства обучения становятся ключевым компонентом формируемой ИТК насыщенной среды системы образования. При этом ЭОР НП инициируют системные изменения в целостном образовательном процессе, активно воздействуя на все его компоненты, в том числе на субъектов (учитель, ученик, родители), процессы (взаимодействие между субъектами, реализуемые образовательные технологии, оценочная деятельность и т.д.), и методические системы обучения.

Следует констатировать, что появление ЭОР НП, цели использования которых помимо традиционно – образовательных определяются задачами информатизации современного общества, а также необходимостью интенсификации процессов интеллектуального развития обучаемых, позволяет расширить спектр видов учебной деятельности и организовать: разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности; информационно – учебную деятельность; экспериментально – исследовательскую деятельность; деятельность по обработке информации; деятельность по представлению и извлечению знаний; деятельность по созданию компонентов самих ЭОР НП.

Использование возможностей ЭОР НП позволяют разнообразить все виды учебной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала индивида, на формирование информационной культуры, т.е. в создаваемых ЭОР НП заложен внутренний потенциал развития, который инициирует и поддерживает развитие креативности субъектов образовательного процесса, в том числе, инициацию их профессионального саморазвития.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconА. В. Осин эор нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconРеферат на тему: «Анализ и экономическая оценка сборочного производства»
Структура сборочного процесса до настоящего времени еще не определена в такой степени, как это сделано для процесса механической...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 icon"Ковалентная связь"
...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconПроекта или факультативного занятия
...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconБиблиотека как развивающая среда нового поколения
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы IV межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 25-27 ноября...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconКалендарно-тематическое планирование на базе эор нового поколения....
Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины 17-18 веков. (3 часа)
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconШуляк Юлия Степановна Модуль 2
...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconМодуль Методические аспекты использования эор нового поколения в...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Введение нового материала с использованием эор нп и самостоятельной деятельности обучающихся
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconМетодическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном...
Ки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. Введение 3 Анализ эор нового поколения как средств, формирующих современную дидактическую основу образовательного процесса 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск